Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
В современной рыночной экономике для России сегодня актуальным является вопрос об экономии и рациональном использовании материальных ресурсов. Отечественный рынок заполнен дешевой продукцией иностранного производства, которая не всегда отличается качеством и уступает местной продукции, но выигрывает в цене.
Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д.
Повышение уровня прибыли на рубль материальных затрат положительно характеризует работу предприятия. Динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, проведение межхозяйственных сравнений и установления фактора изменения его величины, можно рассчитать с помощью следующей факторной модели:
Для расчета влияния данных факторов используем метод цепной подстановки и данные нижеприведенной таблицы.
Таблица 11
Данные для факторного анализа прибыли на рубль материальных затрат
Показатель | План | Факт | Изменение |
1 | 2 | 3 | 4 |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | 17900 | 19296 | +1396 |
Рентабельность продаж, % | 18,79 | 19,3 | +0,51 |
Материальные
затраты в стоимости |
28168 | 31746 | +3578 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Удельный
вес выручки в стоимости |
99,22 | 95,81 | -3,41 |
Материальные
затраты в стоимости |
27948 | 30416 | +2468 |
Товарная продукция, тыс. руб. | 96000 | 104300 | +8300 |
Материалоемкость, коп. | 29,34 | 30,44 | +1,1 |
Прибыль на гривну материальных затрат, коп. | 64,05 | 63,44 | -0,61 |
Прибыль на рубль материальных затрат:
Прибыль на рубль материальных затрат ниже плановой на 0,61 коп., в том числе за счет изменения:
Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции рассчитывается:
ВП = МЗ × МО
(для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции можно применить способ цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц, интегральный метод)
или
ВП = МЗ ÷ МЕ
(для
расчета влияния факторов на
объем выпуска продукции
Результаты анализа материальных затрат используются:
На завершающей
стадии анализа эффективности
Экономия (Э) от данных мероприятий может быть определена по формуле:
Э = (М1 – М0) × ЦП × VВПт – Змр
Qвнут – покрытие потребности из внутренних источников;
Qдог – плановый объем поставок в соответствии с заключенными договорами на поставку;
Qфакт – фактический объем поставок из внешних источников;
Qплан – плановая потребность;
EOQ – оптимальный средний размер партии поставки;
Схр – стоимость хранения единицы товара в анализируемом периоде;
Црз – средняя стоимость размещения одного заказа;
Т – интервал между поставками, дн.;
Трез – резервное время, которое учитывает возможные сбои при поставках, случайные отклонения в потреблении материалов и прочие факторы, дн.;
d – среднедневной объем потребления, дн.;
СО - средний остаток оборотных средств;
D - объем реализации продукции за изучаемый период;
Др - число дней в изучаемом периоде;
Дрп – доля реализованной продукции в общем выпуске;
Мч - чистый вес изделия;
Мнорм - расход материала по нормам;
Мфакт - фактически израсходованный материал;
Нед - норма расхода на единицу продукции;
Nфакт - число фактически выпущенных единиц продукции;
ME - материалоемкость продукции;
МЗ – сумма материальных затрат, руб.;
МЗфакт - сумма фактических материальных затрат;
ВП – валовой объем продукции (работ, услуг), руб.;
МО – материалоотдача;
У - удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, %;
С – полная себестоимость продукции (работ, услуг);
Км – коэффициент использования всех материалов;
МЗ – условная величина материальных затрат, рассчитанная исходя из плановых нормативов расхода материалов и фактического выпуска и ассортимента;
Км/о - коэффициент, показывающий соотношение стоимости материалов и отходов;
VВПобщ – объем выпуска продукции;
VВП – годовой объем производственной потребности в данном сырье или материале;
VBПm - выпуск продукции в натуральном выражении с момента внедрения мероприятия и до конца года;
Удi – структура продукции;
УРi – расход материалов на единицу продукции;
ЦМi – цена на материальные ресурсы;
ЦПi – отпускные цены на продукцию;
t0 – план;
t1 – факт;
М1,
М0 - норма расхода материала
до и после внедрения мероприятия;
ЦМ - цена материала;
Змр - затраты, связанные с внедрением мероприятия;
В – выручка от реализации продукции;
Rоб – рентабельность оборота.
В представленной курсовой работе я попыталась дать комплексную оценку использованию основных материальных ресурсов предприятия с помощью:
Подводя итог работе, хочется отметить, что необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности возможно благодаря следующим факторам:
На производственных предприятиях первостепенное значение имеет повышение эффективности использования сырья и основных материалов, так как эти затраты в структуре себестоимости продукции составляют более 80% и даже незначительное сокращение их при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает значительный эффект.
Таким образом, на существующем этапе одной из важнейших проблем научно-технического прогресса является снижение материалоемкости продукции, всестороннее изучение факторов, от которых зависит улучшение использования сырья и материалов, своевременное и полное использование резервов на каждом предприятии.
Задание 20. Определите резерв увеличения прибыли и рентабельности продаж по изделию А за счет:
а) увеличения объема продаж на 5%;
б) снижения
себестоимости единицы
в) увеличения удельного веса первого сорта с 60 до 70% при соответствующем уменьшении удельного веса второго сорта (цена первого сорта 130 тыс. руб., второго - 105 тыс. руб.);
г) увеличения доли экспортируемой продукции с 25 до 30% (цена изделия на внешнем рынке - 150 тыс. руб., а на внутреннем - 110 тыс. руб.
Показатели | Изделие А | |
План | Факт | |
Объем производства, шт. | 5 600 | 6 000 |
Цена изделия, тыс. руб. | 100 | 120 |
Себестоимость изделия, тыс. руб. | 70,0 | 80,0 |
Решение:
а) увеличения объема продаж на 5%
Для определения резерва роста прибыли по данному источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции:
Р ↑ ПVРП = Р ↑ VРП × Пфакт
Р ↑ VРП составит: 6000 × 0,05 = 300 шт. (5% = 0,05)
Информация о работе Анализ материальных ресурсов предприятия