Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:00, курсовая работа
Основной целью написания дипломной работы является осуществление анализа состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия с целью разработки мероприятий по повышению эффективности их использования.
В соответствии с целью данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и показатели использования материальных ресурсов в предприятиях торговли;
дать организационную и экономическую характеристику конкретного торгового предприятия;
Введение
1. Материальные ресурсы как основной элемент ресурсного потенциала предприятия торговли
1.1 Материальные ресурсы предприятий торговли: понятие, состав и отличительные особенности
1.2 Основные фонды торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.3 Оборотные средства торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.4 Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия торговли
2. Анализ состояния материальных ресурсов предприятия торговли
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.3 Оценка состава и структуры материальных ресурсов торгового предприятия
2.4 Анализ состояния и движения основных фондов торгового предприятия
2.5 Анализ состояния материальной части оборотных средств торгового предприятия
3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов и пути ее повышения
3.1 Расчет и анализ показателей эффективности использования основных фондов торгового предприятия
3.2 Расчет и анализ показателей эффективности использования материальной части оборотных средств торгового предприятия
3.3 Выявление резервов роста эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск.
Заключение
Список литературы
Приложения
на тему: «Материальные ресурсы предприятий торговли: анализ и оценка эффективности их использования»
(на материалах ООО «Строй мода»)
Содержание
Введение
1. Материальные ресурсы как основной элемент ресурсного потенциала предприятия торговли
1.1 Материальные ресурсы предприятий торговли: понятие, состав и отличительные особенности
1.2 Основные фонды торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.3 Оборотные средства торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.4 Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия торговли
2. Анализ состояния материальных ресурсов предприятия торговли
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.3 Оценка состава и структуры материальных ресурсов торгового предприятия
2.4 Анализ состояния и движения основных фондов торгового предприятия
2.5 Анализ состояния материальной части оборотных средств торгового предприятия
3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов и пути ее повышения
3.1 Расчет и анализ показателей эффективности использования основных фондов торгового предприятия
3.2 Расчет и анализ показателей эффективности использования материальной части оборотных средств торгового предприятия
3.3 Выявление резервов роста эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На сегодняшний день Российская экономика перешла на рыночные отношения (функционирует по законам рынка). С переходом к рыночным отношениям предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю экономическую ответственность за свои действия и решения. В рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимальной прибыли, тем самым, решая вопрос об эффективной экономической деятельности предприятия и его коммерческом успехе.
Изучение и учет результатов торгово-хозяйственной деятельности предприятия, выявление причинно-следственных связей между использованными ресурсами и полученными результатами создают основу для научно обоснованного прогнозирования и планирования его состояния в будущем.
Из известных на данный момент факторов производства одним из главных и требующего наибольших затрат является потенциал предприятия. Потенциал предприятий торговли характеризуется объемом накопленных ресурсов удовлетворяющих покупательский спрос потребительских товаров. Потенциал предприятия в натурально - вещественной форме включает в себя материальные, нематериальные, трудовые и финансовые ресурсы. Таким образом, ресурсы представляют собой основу деятельности предприятия, а их состояние и эффективность использования определяют в значительной степени успех деятельности предприятия (и его уровень рентабельности).
Основу ресурсного потенциала составляют материальные ресурсы, включающие в себя основные фонды и материальную часть оборотных средств предприятия. Причем спецификой деятельности торгового предприятия является преобладание в структуре материальных ресурсов не основных фондов, а оборотных средств, из которых большая часть приходится на товарные запасы как предмет труда в торговле. Одним из условий непрерывности деятельности предприятия постоянное возобновление его материальной основы.
Актуальность данной работы обусловлена важностью эффективного формирования и использования материальных ресурсов предприятий торговли, функционирующих в сложных экономических и политических условиях данного города и страны в целом.
Основной целью написания дипломной работы является осуществление анализа состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия с целью разработки мероприятий по повышению эффективности их использования.
В соответствии с целью данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и показатели использования материальных ресурсов в предприятиях торговли;
дать организационную и экономическую характеристику конкретного торгового предприятия;
осуществить экономический анализ состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия;
дать общую оценку эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия в планируемом периоде;
предложить мероприятия по выявлению резервов роста материальных ресурсов торгового предприятия.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных экономистов по изучаемому вопросу и проблеме; законодательства и нормативные акты Российской Федерации, материалы собственных исследований, бухгалтерская и статистическая отчетность, отчетность конкретного предприятия. Методологической основой написания дипломной работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: анализа, группировки и сравнения, экономико-статистических и других.
Предметом исследования в дипломной работе являются материальные ресурсы торгового предприятия, анализ и оценка эффективности их использования. Объектом исследования служит ООО «Альфа Строй - Красноярск», осуществляющее свою деятельность на рынке г. Красноярска.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы стр. Дипломная работа иллюстрирована рисунками; таблицами, приложениями. Библиографический список включает в себя источника.
1. Материальные ресурсы как основной элемент ресурсного потенциала предприятия торговли
1.1 Материальные ресурсы предприятий торговли: понятие, состав и отличительные особенности
Обеспечение эффективной финансово-хозяйственной деятельности предприятия невозможно без наличия ресурсного потенциала предприятия торговли, который представляет собой совокупность ресурсов предприятия (материальных, нематериальных, трудовых, финансовых), рис.1.
Основу ресурсного потенциала составляют материальные ресурсы, включающие в себя основные фонды и материальную часть оборотных средств предприятия. Материальные ресурсы торгового предприятия являются частью имущества предприятия. Материальные ресурсы - это условия труда торговых работников, а также средства и предметы их труда (табл.1.1).
Рисунок 1. Потенциал торгового предприятия
Таблица 1.1 Состав материальных ресурсов торгового предприятия
| |||
Виды материальных ресурсов | Группы материальных ресурсов | Состав материальных ресурсов |
|
А | Б | В |
|
Основные фонды | Материальные условия труда | Здания и сооружения |
|
|
| Передаточные устройства |
|
|
| Земельные участки |
|
|
| Многолетние насаждения |
|
|
| Незавершенное строительство |
|
|
| Жилые дома |
|
| Орудие труда | Машины и оборудование |
|
|
| Транспортные средства |
|
|
| Измерительные и регулирующие приборы и устройства |
|
|
| Вычислительная техника |
|
|
| Инструмент |
|
|
| Производственный и хозяйственный инвентарь |
|
|
| Оборудование, находящееся на складе |
|
|
| Прочие виды основных средств |
|
Оборотные средства | Оборотные фонды | Запасы инвентаря |
|
|
| Материалы на хозяйственные нужды |
|
|
| Упаковочные материалы |
|
|
| Топливо и тара |
|
|
| Прочие активы |
|
| Фонды обращения | Готовая продукция |
|
|
| Товарные запасы |
|
|
|
|
|
Специфической особенностью материальных ресурсов предприятий торговли является преобладание в их структуре оборотных средств, а не основных фондов. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой самой торговой деятельностью предприятий, где основной предмет труда - потребительские товары, составляющие большую часть оборотных средств; с другой стороны, тем, что большая часть зданий, помещений, составляющих основу основных фондов в торговле в современных условиях, арендована и не принадлежит предприятиям торговли. В структуре же основных фондов предприятий торговли практически отсутствуют непроизводственные фонды, и в большинстве торговых предприятий все основные фонды являются производственными. Специфическая особенность структуры собственных основных фондов торговых предприятий - низкий удельный вес активных основных фондов, что обусловлено низким уровнем механизации и автоматизации торговых процессов, с одной стороны, и спецификой торговых процессов, связанных с движением товарной массы до потребителя, - с другой.
В структуре оборотных средств торговых предприятий преобладающую роль (более 80%) занимают товарные запасы, представляющие собой предмет труда в торговле. От размера товарных запасов, их структуры, соответствия покупательскому спросу зависят степень удовлетворения торговлей потребителей населения, обеспечение бесперебойной продажи потребительских товаров и качественное выполнение предприятием торговли своих функций.
1.2 Основные фонды торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
Торговое предприятие для выполнения своих функций по реализации товаров и обслуживанию населения должны иметь определенные ресурсы. Важное место в этих ресурсах занимают основные фонды. Основные фонды торгового предприятия -- это совокупность материально-вещественных ценностей, которая воплощена в средства труда, участвуют в торгово-технологическом процессе неоднократно, и сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму. Они переносят свою стоимость на стоимость товара постепенно в течение нормативного срока их полезного использования; частями - по мере износа, сроком полезного использования является период, в течение которого использование объектов основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств, срок полезного использования определяется исходя из количества продукции и (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
В соответствии с Положением но бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) утвержденный приказом Минфина России №26 н от 30.03.2001 г. к основным средствам относятся:
- здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, продуктивный и племенной скот многолетние насаждениями, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В состав основных средств учитываются также
- капитальные вложения на коренное увеличение земель, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.
Также, для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
- использование в производстве продукции, при выполнении работ или услуг либо для управленческих нужд организации;
использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного действия продолжительностью свыше 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
способность приносить организации экономические выгоды и доход в будущем.
Основные фонды предназначены для продолжения производства в сфере обращения. Реализуя потребительскую стоимость, завершая процесс в сфере обращения, они увеличивают стоимость продукта, созданного в сфере материального производства.
Роль основных фондов в процессе труда определяется тем, что в своей совокупности они образуют материально-техническую базу предприятия торговли и определяют его мощь.
Основные средства организации разнообразны по составу и назначению. Для того чтобы вести их учет необходима классификация этих средств по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям хозяйства, степени их использования и принадлежности.
1. По натурально-вещественной форме (по видам): здания, сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь и принадлежности; хозяйственный инвентарь; капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам; земельные участки и объекты природопользования; прочие основные средства;
2. По характеру участия в торгово-технологическом процессе (по назначению): производственные основные средства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; непроизводственные основные средства, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
3. В зависимости от специфических особенностей участия в торгово-технологическом процессе: активные - принимающие непосредственное участие в процессе труда (машины и оборудование, транспортные средства, производственный в хозяйственный инвентарь); пассивные -- создающие условия для нормально функционирования производственного процесса (здания магазинов, павильонов, палаток для продажи товаров, складов, баз и др.).