Анализ конкурентоспособности страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических и практических вопросов конкурентоспособности предприятия. Для написания данной дипломной работы применялись такие общенаучные методы исследования как корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективной и конкурентоспособной работе страховой компании. Рынок страховых услуг является умеренно концентрированным, по отдельным видам страхования высококонцентрированным. Положительно влияют на объем страховых сборов: индекс потребительских цен, уровень заработной платы и ВВП. У страховой компании ООО "Росгосстрах - Татарстан" сильные конкурентные позиции на рынке страховых услуг по таким факторам как наличие сети филиалов и цены на услуги.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
1.2 Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности страховых компаний
1.3 Методика анализа конкурентоспособности страховых компаний
2. Анализ конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан" по Республике Татарстан
2.1 Анализ структуры рынка страховых услуг по Республики Татарстан за 2008-2009гг
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009гг
2.3 Оценка факторов конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан"
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
3.1 Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса
3.2 Применение зарубежного опыта страхования к условиям в Российской Федерации
3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А Классификация субъектов страхового рынка
Приложение Б Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях
Приложение В Показатели сбора страховых премий за 2008-2009гг, в также по определенным видам страхования
Приложение Г Структура повышения эффективности автоКАСКО

Работа содержит 1 файл

Анализ конкурентоспособности страховой компании.doc

— 862.50 Кб (Скачать)

До принятия в 1992 г. закона " Об организации страхового дела в Российской Федерации " доступ иностранных страховщиков на российский рынок был полностью закрыт [1]. С принятием этого закона началась либерализация страхового рынка: была разрешена деятельность страховых компаний с иностранным участием при условии, что доля такого участия не превышает 49%. Следующий значительный шаг на пути либерализации был сделан в 1999 г., когда 49-процентное ограничение было отменено. Одновременно была введена 15%-ная квота на суммарный иностранный уставный капитал в общем страховом уставном капитале России. Это изменение закона открыло путь на российский рынок прямым иностранным страховщикам. Одновременно было установлено препятствие для возникновения доминирующего положения иностранных страховых компаний на российском рынке.

Характерно, что до сих пор указанная квота не выбрана. Незначительный пока уровень спроса, отсутствие в обществе традиций использования страховых услуг обуславливает низкую заинтересованность иностранных страховщиков в прямых инвестициях в российскую страховую отрасль. Существующее прямое иностранное присутствие обусловлено скорее "стратегическими" интересами, расчетом на высокий потенциал развития страхового рынка в России.

Те иностранные страховщики, которые хотели прийти на российский рынок, уже давно на нем работают, как через совместный капитал, так и через собственных страховых операторов. По данным Минфина, сейчас на российском рынке работают страховщики из 28 стран, в том числе 12 американских и 8 немецких компаний. Кроме того, зарубежные страховые компании оказывают влияние на российский страховой рынок через систему перестрахования, в которое отдается значительная доля рисков.

Путь западных страховых компаний на российский рынок не так прост. Любой национальный рынок характеризуется своими особенностями, самобытными традициями и менталитетом потребителя. Транснациональные страховые технологии потребуют адаптации к российским условиям. Этот процесс занимает определенное время и требует дополнительных затрат.

По мнению экспертов страхового рынка, для снижения отрицательных последствий либерализации страхования необходимо сохранение запрета на трансграничное предоставление услуг по прямому страхованию. На российском рынке должны работать лишь компании-резиденты. Это стратегически важно, поскольку связано с уплатой налогов, размещением средств страховых резервов внутри страны, эффективностью страхового надзора.

В условиях конкуренции местного и международного опыта, а также крупного капитала и знания страхователя российским страховщикам придется больше внимания уделять передовым технологиям продаж и обслуживания клиентов, разработке страховых продуктов, активному привлечению инвестиций. Для этого будет необходима реорганизация бизнеса в целом, внедрение международных стандартов финансовой отчетности.

Последствия открытия национального рынка для прямой конкуренции со стороны иностранных страховщиков наглядно представлено в таблице 7.

 

Таблица 7 - Последствия открытия национального рынка для прямой конкуренции со стороны иностранных страховщиков

Положительные стороны

Отрицательные стороны

- повышение капитализации и емкости национальной страховой отрасли за счет средств иностранных инвесторов;

- привлечение иностранных инвестиций в развитие страховой инфраструктуры;

- использование передовых страховых технологий и ноу-хау;

- расширение структуры и повышение качества страховых услуг;

- снижение издержек на предоставление страховых услуг;

- активизация конкуренции на внутреннем страховом рынке и интенсификация деятельности национальных операторов.

- снижение капитализации отрасли за счет "переключения" большей части финансовых потоков страховой отрасли на зарубежное перестрахование;

- увод на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование;

- потеря национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами;

- сильное влияние иностранного капитала на национальные органы страхового надзора;

- ограничение возможности государства по использованию механизмов страхования в социальной политике;

- ценовой демпинг, которому неокрепший национальный рынок не может противостоять;

- повышенная подверженность колебаниям мирового финансового рынка;

- сокращение занятости в страховой сфере, прежде всего - высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных страховщиков.


 

Таким образом, в целом приход зарубежных компаний в Россию положительно отразился бы на рынке страхования. От российского страхового рынка потребуется увеличение капитализации компаний путем вытеснения или поглощения мелких страховщиков.

Ограничения для иностранного персонала имеют Австралия, Канада, Египет, Финляндия, Италия, Греция, Малайзия, США и др. Запрет для иностранцев на осуществление отдельных видов обязательного страхования существует в Австралии, Болгарии, Канаде, Чехии, Финляндии, Словакии, а по страхованию жизни - в Корее, Болгарии и др. Такие страны как США, страны ЕС, Канада и ряд других, практикуют несимметричный режим налогообложения национальных и иностранных операторов. Общая квота иностранного участия в капитале страховой компании ограничивается в Канаде, Египте, Малайзии, Таиланде и др. Многие страны, например Германия, при формальном беспрепятственном режиме доступа практикуют введение барьеров на уровне подзаконных актов, что делает практически невозможным реальное вхождение иностранных операторов на их страховые рынки.

Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни.

Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган. Каждый штат выдвигает свои требования относительно минимального уровня капитала, видов страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам, страховым компаниям.

В США имеются два типа страховых компаний: акционерные общества и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо.

Страховые компании осуществляют три типа страхования:

- бекифиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии);

- коммерческое (широкий спектр);

- личное.

Страховой традиции в США уже полторы сотни лет и, кажется, что страхуются все. Как свидетельствует американский Институт страховой информации, лидером на рынке страхования США является страхование автомобилей физическими лицами, по объемам страховых премий почти в 4 раза опережающее страхование домовладельцев.

По доле страхования жизни США несколько уступают Японии (29,7 и 31,4% мирового рынка соответственно), по иным видам страхования, прежде всего имущества и ответственности, занимает первое место в мире (46% мирового рынка).

Страхование в США разделено на две отрасли: страхование жизни и иные виды страхования. Самым крупным страховщиком в США является компания State Farm Group, занимающая своими подразделениями 18% рынка страхования автомобилей и 23% страхования жизни, а в целом по рынку - 12%.

Что касается популярности различных видов страхования, то ситуация в США кардинально отличается от российской. В организации независимых страховых агентов и брокеров Америки страховые полисы от несчастных случаев приносит агентствам 53% доходов. Коммерческое страхование (имущества компаний и прочих рисков для юридических лиц) обеспечивает 39% доходов, страхование жизни и здоровья - приблизительно 5% и страхование от потери работы - около 3%.

Государственная система социальной безопасности в США включает две формы социальное страхование (за счет налога на социальное страхование) и государственное вспомоществование (за счет бюджета). Социальное страхование проводится за счет взносов работников и работодателей и включает пенсионное страхование и страхование от безработицы. Пенсионное страхование предусматривает пенсионные выплаты по достижении пенсионного, выплаты по утрате кормильца (если умерший имел право на государственную пенсию), пособия по нетрудоспособности лицам до 65 лет. В систему социального страхования включены и лица, неработающие по найму (врачи, адвокаты), уплачивающие совокупные взносы как работники и как работодатели. Страхование от безработицы регулируется законодательствами штатов и финансируется за счет налога на работодателей в определенном проценте от заработка работника [11].

Страховой рынок Великобритании вместе с рынком Германии, по различным показателям, делят 3-4-е места в мире.

Количество страховых компаний, имеющих лицензию на страховую деятельность на территории Великобритании, превышает 800.

Предприятия Великобритании облагаются налогом на корпорации, ставка которого составляет 31%. Налогом облагается прибыль компаний по всему миру, однако к страховым компаниям применяется особый режим налогообложения в зависимости от вида ил деятельности. К компаниям по страхованию жизни применяется особый налоговый режим. Закон о страховых компаниях обязывает страховщиков соответствовать требованиям, предъявляемым к марже платежеспособности (показатель превышения активов страховщиков над обязательствами.

В соответствии с законом о защите интересов полисодержателей, в обязанности которого входит компенсировать убытки или каким-либо другим образом оказывать финансовую поддержку держателям страховых полисов, которые как-либо пострадали от неплатежеспособности страховщиков. В случае если страховая компания, имеющая лицензию на проведение страховой деятельности в Великобритании, сталкивается с проблемой неплатежеспособности, Совет имеет полномочия финансировать оказание помощи страхователям, причем за счет страховых компаний с устойчивым финансовым положением, с которых взимаются специальные сборы на эти цели.

Страховые компании Германии принадлежат к наиболее надежным в мире.

Обязательное страхование от несчастных случаев должно способствовать предотвращению несчастных случаев и снижению рисков их последствий. Для этого разрабатываются правила предупреждения несчастных случаев, оказывается содействие восстановлению трудоспособности наемных работников, с которыми произошел несчастный случай на производстве, и возмещаются расходы на лечение застрахованных потерпевших. Право на получение выплаты дает также признанное в установленном порядке профессиональное заболевание.

В целом страхование распространяется на всех работающих по найму (кроме государственных служащих), включая надомных рабочих, представителей шоу-бизнеса, артистов цирка, эстрады и варьете, а также художников. Кроме того, правом на страхование обладают кустари, производители сельскохозяйственной продукции и предприниматели малых промыслов и морского рыболовства. Услугами страхования пользуются также спасатели, доноры и лица, которые оказывают помощь при авариях, опасностях и катастрофах, рискуют своей жизнью.

Для рынка добровольного страхования жизни характерна ценовая конкуренция. Здесь она проявляется в неоправданно завышенных ожиданиях доходности договоров страхования жизни последнее время компании по страхованию жизни стали сокращать размер участия своих клиентов в прибыли от капиталовложений. Для подобного развития ситуации решающими стали две причины: слабая деловая активность на рынке ссудных капиталов и фондовом рынке.

Государственный контроль над всеми действующими в Германии национальными и иностранными страховыми компаниями осуществляет Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческий структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей.

Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой [29].

Многие страховые компании в Германии являются членами немецкой ассоциации по страхованию - добровольного союза немецких страховых компаний. Как и другие национальные страховые союзы Европы, немецкая ассоциация защищает интересы национальных страховщиков в правительстве, парламенте, перед политическими партиями и социальными группами, а также организациями ЕС и другими международными организациями. Ассоциация поддерживает широкие контакты со страховыми рынками Центральной и Восточной Европы, оказывая поддержку развитию современной страховой индустрии, предоставляя информацию, консультационные услуги, помощь в базовой и специализированной подготовке по страхованию, помогая организации и развитию страховых союзов и органов страхового надзора в этих странах.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой компании