Анализ конкурентоспособности страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических и практических вопросов конкурентоспособности предприятия. Для написания данной дипломной работы применялись такие общенаучные методы исследования как корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективной и конкурентоспособной работе страховой компании. Рынок страховых услуг является умеренно концентрированным, по отдельным видам страхования высококонцентрированным. Положительно влияют на объем страховых сборов: индекс потребительских цен, уровень заработной платы и ВВП. У страховой компании ООО "Росгосстрах - Татарстан" сильные конкурентные позиции на рынке страховых услуг по таким факторам как наличие сети филиалов и цены на услуги.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
1.2 Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности страховых компаний
1.3 Методика анализа конкурентоспособности страховых компаний
2. Анализ конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан" по Республике Татарстан
2.1 Анализ структуры рынка страховых услуг по Республики Татарстан за 2008-2009гг
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009гг
2.3 Оценка факторов конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан"
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
3.1 Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса
3.2 Применение зарубежного опыта страхования к условиям в Российской Федерации
3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А Классификация субъектов страхового рынка
Приложение Б Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях
Приложение В Показатели сбора страховых премий за 2008-2009гг, в также по определенным видам страхования
Приложение Г Структура повышения эффективности автоКАСКО

Работа содержит 1 файл

Анализ конкурентоспособности страховой компании.doc

— 862.50 Кб (Скачать)

- Страховая компания "РОСНО - страхование" - если в течение 60 дней с момента заявления о выплате страхового возмещения, Страхователь (Выгодоприобретатель) не представил всех необходимых документов, подтверждающих факт и причины наступления страхового случая и определяющих размер убытка, Страховщик имеет право по истечении указанного срока отказать в принятии указанных документов. Если на день страхового события Застрахованный был болен или имел физический упадок сил, существенно повлиявший на последствия страхового случая, страховое возмещение уменьшается на 25 %.

- Для страховых компаний ОСАО "РОССИЯ", "ВСК" и "Северная казна", "НАСТА" - страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения, если повреждения ТС возникли вследствие: - грубого нарушения Страхователем, Выгодоприобретателем, либо лицом, чье право на использование транспортного средства указано в договоре страхования, нарушения правил дорожного движения (выезда на полосу встречного движения, пересечения двух сплошных линий, проезда на запрещающий сигнал светофора, нарушения правил проезда ж/д переезда и т. п.).

- Для страховой компании "Северная казна" - не являются страховыми случаями:

1) точечные сколы диаметром до 5 мм (повреждение лакокрасочного покрытия в результате точечного воздействия следообразующего предмета на окрашенную поверхность);

2) царапины длиной до 200мм (повреждение лакокрасочного покрытия в результате воздействия следообразующего предмета, имеющего острую следообразующую поверхность;

3) потертости, притертости диаметром до 100мм (повреждение лакокрасочного покрытия в результате воздействия следообразующего предмета, имеющего относительно плоскую, следообразующую поверхность);

4) повреждение лакокрасочного покрытия связанное с попаданием на его поверхность разрушающих составов (краска, кислот, смола тополиных и иных почек; диаметр менее 100мм).

Данная система сокращения ответственности страховой компании позволяет экономить до 70 % всех выплат, однако подрывается репутация компании на рынке, что может вызвать дальнейшее сокращение потока клиентов. Применение данной практики обосновано при критическом состоянии компании.

Более лояльным по отношению к потенциальному страхователю является иной подход к снижению покрытия КАСКО.

Большинство страховщиков предпочитают проводить обширную рекламную кампанию "собственного участия клиента в выплате".

Страховые продукты с применением различных видов франшиз становятся более распространенными.

Некоторые примеры показаны в таблице 9.

Исходя из вышеизложенного можно графически изобразить структуру повышения эффективности добровольного страхования автоКАСКО. Приложение В.

На стадии "входа" оценивается возможность повышения эффективности автострахования путем сокращения издержек на заключение договора страхования или проведения более качественной политики андеррайтинга при заключении договора. На стадии "процесса" оценивается возможность более эффективного автострахования в процессе обслуживания договора, рассмотрен интенсивный тип снижения издержек (изменение системы урегулирования убытков, бухгалтерской и финансовой отчетности). Также снижение стоимости аренды помещений, в процессе внедрения системы Интернет - страхования. Внедрение данной системы позволит снизить издержки компании, как в стадии "входа", так и на стадии "процесс". На стадии "выхода" рассмотрены варианты повышения эффективности страховой компании в процессе произведения выплаты. Примером повышения эффективности автострахования является на стадии "выхода" создание сети автомастерских, экспертов и автопрокатных фирм для снижения затрат на ремонт, экспертиз и издержек на прокат машин посредством формирования сети на всей территории присутствия страховой компании [26]. Подобная практика распространена среди страховщиков Германии.

 

Таблица 9 - Маркетинговые акции страховых компаний, пропагандирующих страхование с франшизой

 

Глобализация мирового страхового рынка стирает барьеры между национальными страховыми системами под влиянием общих тенденций и изменений, характерных для мировой экономики, постепенно формируя глобальное страховое пространство. Интеграция России в мировой рынок страхования может коренным образом изменить структуру отрасли внутри страны не в пользу местных страховщиков. Для того чтобы российские страховые компании смогли полноценно встроиться в мировую систему страхования, необходимо вести комплексную и экономически обоснованную политику в автоКАСКО как одному из самых рисковых видов страхования.

Представим все вышеизложенные предложения на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Мероприятия по повышению эффективности страхового рынка автострахования

 

Таким образом, новых подходов к повышению эффективности автострахования в условиях финансового кризиса каждая страховая компания может предложить множество. От снижения собственных издержек до предложения различных программ по страхованию автомототранспорта.

 


Заключение

 

В результате исследования теоретической и практической части анализа конкурентоспособности ООО "Росгосстрах - Татарстан" можно сделать следующие выводы.

Объектом на рынке страховых компаний является страховая услуга, привлекательность которой для страхователя проявляется в процессе ее потребления, то есть исполнения страховщиком принятых на себя обязательств.

Страховая услуга - это соответствующий страховой продукту процесс, обеспечивающий оформление, сопровождение и исполнение содержащегося в нем страхового обязательства.

Рыночная структура - условия, в которых протекает конкуренция. Основными признаны четыре типа конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Признаком, положенным в основу этой классификации является степень влияния отдельного продавца на рыночную цену.

Факторы, влияющие на рыночную структуру страховых услуг – это андеррайтинг, консультации, обслуживание заявлений, процесс урегулирования претензий, дополнительный сервис, ведение страховой истории, уровень корпоративной культуры организации, подготовка и вовлеченность ее персонала, адекватность тарифов предлагаемым условиям, объем и сбалансированность страхового портфеля, охват организацией долей рынка.

При анализе конкурентоспособности страховых компаний используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Для характеристики концентрации на рынке служит индекс концентрации, характеризующий долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка. При наличии информации предпочтительной является оценка концентрации рынка с помощью коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля – Хиршмана, который показывает, какое место на данном рынке занимают более мелкие участники, и есть ли предпосылки организаций к противодействию со стороны более мелких участников рынка, характеризует распределение рыночной власти между всеми субъектами рынка.

В результате анализа структуры рынка страховых услуг по Республике Татарстан за 2008-2009гг выявлено, что количество крупных игроков на рынке составляет 4-5 страховых компаний из 40 участников. В анализе структуры рынка страховых услуг Республики Татарстан по всем видам услуг за 2008-2009гг, доля каждой страховой компании 19%. При этом, индекс концентрации трех крупнейших страховых компаний в среднем за 2008-2009гг составляет 44 %, индекс Херфиндаля – Хиршмана составляет 1655%. Рынок страховых услуг Республики Татарстан характеризуется умеренной концентрации. Однако анализ структуры рынка страховых услуг Республики Татарстан за 2008-2009гг по основным, пользующимися популярностью видам услуг показал, что у каждой страховой компании есть своя рыночная ниша, аудитория - основное направление по страхованию. Так например, лидером на рынке по страхования ОСАГО за 2008-2009гг является страховая компания ООО "Росгосстрах-Татарстан", занимает 42% в общей сумме страховых сборов. Лидером на рынке по сбору страховых премий по личному страхованию является СК "ЧУЛПАН", доля в общей сумме сборов составляет 55%. Ведущие позиции на рынке по сбору страховых премий по имущественному страхованию являются ООО "Росгосстрах - Татарстан" и ОАО "НАСКО - Татарстан". Их доли в общей сумме страховых сборов составляют 27,4% и 27,0% соответственно. Индекс концентрации для рынка ОСАГО составляет 66%, для рынка по личному страхованию – 72%, для рынка по имущественному страхованию – 66%. Индекс Херфиндаля – Хиршмана для страхового рынка по ОСАГО составляет 2400%, для рынка по личному страхованию – 3550%, для рынка по имущественному страхованию – 2001%. Рынок страховых услуг по видам страхования является высококонцентрированным. Для того чтобы дать полную оценку рынку страховых услуг, необходимо рассматривать общий рынок страхования, а также по отдельным видам страхования. В результате корреляционного анализа взаимосвязи факторов влияющих на объем страховых сборов были определены факторы влияющие на объем страховых сборов Нижнекамского городского филиала ООО "Росгосстрах - Татарстан" за 2005-2009гг. положительные факторы: индекс потребительских цен – 0,94, средняя заработная плата начисленная – 0,92, ВВП – 0,84. Отрицательное влияние оказали следующие факторы: количество договоров, заключенные с физическими лицами -0,73, уровень безработицы -0,70, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума -0,58.

Проведенный анализ конкурентоспособности Нижнекамского городского филиал ООО "Росгосстрах-Татарстан" на основе 5-балльной шкалы факторов конкурентоспособности этой компании и ее ближайших конкурентов: ОАО "НАСКО", СК "Чулпан", СГ "АСКО".

Фактор конкурентоспособности - менеджмент предприятия занимает 2 место среди всех факторов и составляет 22,6% в Нижнекамском городском филиале ООО "Росгосстрах-Татарстан"; 23,5% в ОАО "НАСКО"; 24,5% в СК "Чулпан", 23,5% в СГ "АСКО".

Фактор конкурентоспособности - услуги предприятия занимает 4 место среди всех факторов и составляет 12,9% в Нижнекамском городском филиале ООО "Росгосстрах-Татарстан"; 15,7% в ОАО "НАСКО"; 15,1% в СК "Чулпан", 15,7% в СГ "АСКО".

Фактор конкурентоспособности - научные исследования и развитие занимает 3 место среди всех факторов конкурентоспособности и составляет 19,4% в Нижнекамском городском филиале ООО "Росгосстрах-Татарстан"; 17,6% в ОАО "НАСКО"; 18,7% в СК "Чулпан", 19,6% в СГ "АСКО".

Фактор конкурентоспособности - маркетинг занимает 1 место среди всех факторов конкурентоспособности и составляет 45,1% в Нижнекамском городском филиале ООО "Росгосстрах-Татарстан"; 43,1% в ОАО "НАСКО"; 41,5% в СК "Чулпан", 41,2% в СГ "АСКО".

Анализ показал, что у рассматриваемой компании довольно сильные по сравнению с ближайшими конкурентами позиции: в наличие филиалов, расположенных в различных городах и селах намного облегчает работу сотрудников и наиболее удобно для клиентов, фактор – цены, необходимо найти оптимальный тариф на каждый вид страхования, для того чтобы привлечь как можно больше потенциальных клиентов. Однако фактор - предпринимательская культура и культура персонала, в данном филиале присутствует, но выражена не на должном уровне.

Проблемами российских страховых компаний являются: плохое качество страхового портфеля, большие издержки на ведение дел, многократно возрастающие риски страховых мошенничеств со стороны клиентов, отсутствие надежных финансовых инструментов, обеспечение суверенитета российской страховой отрасли, рост убыточности. Направлениями повышения конкурентоспособности страховых компаний являются сохранение страховых резервов и собственных средств, и поддержка страховой отрасли в целом со стороны государства. В поддержку со стороны государства можно отнести следующее: повышение финансовой устойчивости, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела, разработка эффективных механизмов защиты прав страхователей, развитие правовых основ деятельности участников страхового рынка и конкуренции среди них, обеспечение развития приоритетных видов страхования, имеющих социальную и экономическую направленность, предоставление дополнительных налоговых льгот предпринимателям, страхующим своих сотрудников по линии добровольного медицинского страхования.

К мероприятиям повышения эффективности конкурентоспособности в области автострахования можно отнести следующее: снижение постоянных издержек страховых компаний, применение методики скорринг-оценки в страховых компаниях, уменьшение страхового покрытия, внесение дополнительных пунктов в условия страхования, применение различных видов франшиз, договоренность между страховой компанией и автосервисами по ремонту автомобилей.

 


Список использованных источников и литературы

 

1.                  Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 27.11.92 .№ 4015-1 // Российская газета. – 1993.

2.                  О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Федеральный закон от 22.03.1991 №948-1

3.            Положение о филиале по г. Нижнекамск Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Татарстан" от 30 января 2008г.

4.                  Авдашева, С.Б. Теория организации отраслевых рынков / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова.– М.: ИНФРА-М, 2001. - 360 с.

5.                  Адамчук, Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации / Н.Г. Адамчук. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), 2004. - 591 с.

6.                  Ансофф, И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с.

7.            Ахвледиани, Ю.Т. Развитие страхового рынка в России / Ю.Т. Ахвледиани // Финансы. - 2008. - № 11.

8.            Байе, М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: учебное пособие для ВУЗов. / М.Р. Байе – М.: ЮНИТИ, 2000. - 180 с.

9.            Балабанов, И.Т. Страхование / А.И. Балабанов. - СПб: Питер, 2001. – 256 с.

10.       Балакирева, В.Ю. Совершенствование российского законодательства о страховании / В.Ю. Балакирева // Финансы. - 2007. - №6.

11.       Блайвас, А. С учетом кризиса / А. Блайвас // Госстрах. – 2009. – 16 февраля.

12.       Вурос, А. Экономика отраслевых рынков / Н.М. Розанова. - М.: Наука, 2000. - 240 с.

13.       Дорофеев, В.Б. К вопросу о стратегии развития страховой деятельности в РФ на среднесрочную перспективу / В.Б. Дорофеев // Нормативное регулирование страховой деятельности. – 2009. - №4.

14.       Долан, Э.Д. Микроэкономика / Д. Линдсей. – СПб.: Изд-во Литера плюс, 2000. – 368 с.

15.       Еленева, Ю.Я. Экономика и управление предприятием / Ю.Я. Еленеева, Т.С. Зуева, А.А. Корниенко. – М.: Высшая школа. – 2005. – 624 с.

16.             Есипов, В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для ВУЗов./ В.Е. Есипов - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 464 с.

17.             Жук, И.Н. Конкурентоспособность страховой организации и ее кластерное обеспечение / И.Н. Жук // Страховое дело. – 2009. - №12. - С. 18

18.       Изабакаров, И.Г. Государственное регулирование российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса / И.Г. Изабакаров, Ю.М. Махдиева // Финансы и кредит. – 2009. - №20(356). - С. 38

Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой компании