Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических и практических вопросов конкурентоспособности предприятия. Для написания данной дипломной работы применялись такие общенаучные методы исследования как корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективной и конкурентоспособной работе страховой компании. Рынок страховых услуг является умеренно концентрированным, по отдельным видам страхования высококонцентрированным. Положительно влияют на объем страховых сборов: индекс потребительских цен, уровень заработной платы и ВВП. У страховой компании ООО "Росгосстрах - Татарстан" сильные конкурентные позиции на рынке страховых услуг по таким факторам как наличие сети филиалов и цены на услуги.
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
1.2 Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности страховых компаний
1.3 Методика анализа конкурентоспособности страховых компаний
2. Анализ конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан" по Республике Татарстан
2.1 Анализ структуры рынка страховых услуг по Республики Татарстан за 2008-2009гг
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009гг
2.3 Оценка факторов конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан"
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
3.1 Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса
3.2 Применение зарубежного опыта страхования к условиям в Российской Федерации
3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А Классификация субъектов страхового рынка
Приложение Б Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях
Приложение В Показатели сбора страховых премий за 2008-2009гг, в также по определенным видам страхования
Приложение Г Структура повышения эффективности автоКАСКО
Страховой рынок Японии является вторым по величине национальным рынком в мире после США.
Развитие страхового дела в Японии началось после 1868 г. К моменту принятия первого закона "О страховании" действовали уже 43 страховых компаний. Начало регулирования страхового дела в Японии началось с принятием в 1898 г. Коммерческого кодекса, который содержал положения о наблюдении за деятельностью страховщиков. Кроме закона был издан императорский указ об иностранных страховщиках на территории Японии и надзоре за ними.
В рамках либерализации были отменены жесткое тарифное регулирование в рисковом страховании и так называемая "конвойная система", при которой правительство устанавливало одинаковые темпы развития для всех участников рынка.
Вместе с тем новый закон "О страховании" предусматривает дальнейшую регламентацию страхового дела, в частности, лицензирование каждого вида страхования, введение института брокеров, установление уровня платежеспособности, необходимость создания страховщиками гарантийных фондов.
Согласно закону "О страховании" страхование имеет две отрасли: страхование жизни и иные виды. Страховщикам запрещено проводить операции по этим отраслям одновременно.
Страхование жизни включает страхование на дожитие, от несчастных случаев и болезней, кроме случаев, отнесенных к иным видам страхования.
Иные виды включают страхование убытков (в том числе ценных бумаг), рисков несчастных случаев, болезней третьих лиц и ухода за ними, страхование от пожаров, морское страхование, страхование транспорта и автомобилей.
В соответствии с законом о рейтинговых организациях было отменено обязательное использование страховщиками тарифных ставок, рассчитанных рейтинговыми организациями по основным рисковым видам страхования (от огня, несчастного случая, землетрясений, обязательного страхования автогражданской ответственности). Эти тарифы стали примерными.
В то же время "стандартный страховой тариф" по добровольному страхованию автоКАСКО остался обязательным для страховщиков.
Система стандартных тарифов была введена в Японии с целью исключения ценовой конкуренции между крупнейшими национальными страховщиками.
В Японии действуют в основном национальные страховщики, доля иностранных компаний в обозримом будущем не превысит 5%.
Страховой рынок Индии входит в число 25 наиболее развитых страховых рынков мира.
В Индии, одной из первых стран Азии, возникло страховое дело в связи с развитием мореплавания и торговли.
Государственная монополия на страхование и перестрахование отменена в Индии в 1999 г. Наиболее существенными элементами реформы можно считать: разрешение иностранным инвесторам владеть до 40% капитала индийских страховщиков, 20-кратное увеличение размера требования к минимальному капиталу страховой организации (1,0 млрд. рупий), а также отмена обязательной цессии (перестрахования) в пользу национальной перестраховочной компании.
В настоящее время подписано более двадцати протоколов о намерении с участием иностранных страховых компаний об учреждении совместных страховых компаний в стране, в том числе с участием крупнейших международных страховщиков: "Allianz", "Commercial Union", "Royal & Sun Allianze", "AIG", "Zurich Insuranze", "Cigna".
Китайский страховой рынок входит в число крупнейших мировых рынков. Роль государственной страховой компании является определяющей, на ее долю приходится около 80% совокупного сбора страховой премии.
В течение многих веков в Китае существуют страховые ассоциации, которые гарантируют за известный процент прибытие к месту назначения транспортируемых ценностей.
Эти страховые ассоциации платят известный процент с их операций воровским шайкам: последние выдают застрахованному в виде удостоверения маленькое знамя, которое несет вожатый конвоя и которое служит оповещением для разбойников, что здесь не надо предъявлять требований; вместе с тем они дают каравану несколько решительных людей для защиты от неорганизованных воров.
Экономические реформы в страховом секторе Китая были начаты в 1995 г. принятием закона о страховании и отменой государственной монополии на страхование.
Было разрешено учреждение дочерних обществ иностранных страховщиков в свободных экономических зонах.
Уже сейчас такие международные страховые компании, как "Royal & Sun Allianze", AIG, имеют право на продажу страховых услуг в Китае. В 2002 г. 115 страховщиков из 17 стран мира имели в Китае 208 своих представительств.
Налогообложение страховых компаний в Китае производится с их доходов (33% с китайских, 15% с иностранных, компании по страхованию жизни освобождаются от налога на доходы) и с оборота - 5%.
Рассмотрим основные тенденции развития мирового страхового рынка
Глобализация производства и потребления означает вхождение всех стран с учетом достигнутого экономического, научно-технического, финансового потенциала в мировое хозяйство, их интеграцию и взаимодействие, постепенное снятие границ между национальными хозяйственными комплексами и образование на этой основе глобального экономического пространства.
Можно указать несколько основных причин глобализации:
- изменение политической карты мира в связи с появлением политически независимых, но экономически связанных с бывшими метрополиями государств в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке;
- прекращение открытой конфронтации Западного и Восточного блоков;
- качественное изменение научно-технической революции и формирование новых способов информационного общения;
- усиление финансовой мощи и как следствие структурообразующей роли транснациональных корпораций в мировом хозяйстве;
- снижение межгосударственных барьеров на путях капитала, товара, рабочей силы;
- продолжающееся на фоне технологического отставания развивающихся стран от стран-лидеров международное разделение труда, особенно в части добычи сырья и его переработки.
Отмеченные процессы глобализации в полной мере затрагивают и мировой рынок страхования. Сама специфика страхования, связанная с перераспределением рисков среди страховых и перестраховочных компаний, способствует этому [27, c. 40-42].
Глобализация мирового страхового рынка представляет собой процесс стирания законодательных и экономических барьеров между национальными страховыми хозяйствами, происходящий под влиянием изменений в мировой экономике, и имеет в качестве конечной цели формирование глобального страхового пространства.
Одним из признаков глобализации является процесс поглощения национальных страховщиков.
Подобный процесс концентрации идет и среди страховых брокеров. Американский страховой брокер "Marsh & McLennan" приобрел двух английских брокеров "Sedjwick" и "Jonson & Higgins", а другой крупнейший американский брокер AON - шесть европейских брокеров в течение 3-4 лет. "Marsh & McLennan" и AON контролируют около 70% мировой страховой премии, размещаемой через брокеров.
3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг
Рассмотрим мероприятия по улучшению конкурентной среды по итогам 2008г. Россия стала вторым по размеру автомобильным рынком Европы. Согласно прогнозам рейтинговых агентств к 2010 - 2011 гг. рынок Российской Федерации должен был стать первым в Европе по количеству приобретаемых новых автомобилей.
Подстраивая свое стратегическое развитие под тенденции авторынка, страховые компании начали вести рискованную политику в области автострахования, рассчитанную на захват рынка путем ценового демпинга.
У некоторых страховщиков, в том числе широко известных, бизнес по автоКАСКО стал похож на финансовую пирамиду.
Взносы росли высокими темпами, что позволяло страховщикам осуществлять выплаты из страховых премий, собранных от вновь привлеченных клиентов. Глобальный финансовый кризис внес свои коррективы в автомобильную и страховую отрасли мира.
Данная тенденция поставила под удар финансовое положение многих страховых компаний. Сильная конкуренция, перепроизводство на рынке страхования заставляют практически всех страховщиков максимально снижать тарифы, делая убыточной одну из самых больших частей своего портфеля, что является весьма рискованным не только из-за падения количества продаж полисов КАСКО, но и общей тенденцией повышения стоимости запчастей и нормо-часов на ремонт автомобиля.
Так, в Свердловской области стоимость ремонта автомобиля в первом квартале 2009 г. выросла в среднем на 20% [24].
Существует много способов снижения стоимости автоКАСКО.
Основными являются уменьшение страхового покрытия и снижение постоянных издержек (на продажу полиса, урегулирование убытков и т. д.). Представим наглядно несколько примеров:
- группа "Ренессанс-страхование" запустила 1 сентября 2008 г. проект прямых продаж с использованием контакт-центра и Интернет-сайта во всех регионах Российской Федерации. Прямая продажа полиса позволяет удешевить стоимость страхования на 15%.
- компания СК "РОСНО - страхование" проводит маркетинговую политику продукта по добровольному автострахованию "КАСКО СКАЗКА", в котором предусмотрена франшиза 25 000 руб. Ее применение позволяет сократить стоимость полиса на 10-15%.
- компания ОАО "Росгосстрах" начала с сокращения постоянных издержек путем внутренней реструктуризации системы урегулирования убытков - в 2009 г. в ней завершен переход на урегулирование убытков с помощью программного обеспечения "Guidewire ClaimCenter" (в российской интерпретации - ГУРУ), что позволяет сократить расходы страховщика при осуществлении выплаты [37].
Одновременно часть компаний, направляющих большие объемы автомобилей на автосервис дилера, договариваются о предоставлении скидок на ремонт. На сегодняшний день скидки составляют порядка 5 - 10% от стоимости ремонта при гарантии постоянного потока клиентов из страховой компании. В европейских странах распространена деятельность страховых компаний по закупке больших объемов запасных частей, необходимых для ремонта поврежденных транспортных средств, непосредственно у производителя - за счет этого значительно сокращается размер страхового возмещения.
Следующим шагом сокращения стоимости полисов автострахования является распространенная на Западе методика скорринг-оценки потенциального страхователя. Использование метода скорринг-оценки водителей, представленного в таблице 8, позволит более правильно подходить к формированию страхового тарифа; и сократить стоимость полиса для потенциально малоубыточных клиентов до 15% [22, с. 81-84].
В первом случае указанная группа интересна для страховой компании, необходимо развивать продажи в этом сегменте, предоставлять скидку.
Во втором случае группа потенциально убыточна для страховой компании, поэтому следует уменьшать продажи, увеличивая тариф.
Таблица 8 - Пример применения скорринговой модели
1. Наиболее безопасно управляют транспортным средством (наименее склонны к совершению ДТП) | 2. Наиболее опасно управляют транспортным средством (наиболее склонны к совершению ДТП) |
По роду деятельности – домохозяйки По количеству детей – имеющие 3 несовершеннолетних детей По характеру использования ТС – использующие с целью поездок на отдых в выходные дни | По роду деятельности – продавцы розничной торговли По характеру использования ТС – использующие с целью поездок на работу |
Все вышеуказанные методы требуют инновационного, кадрового и финансового потенциалов. Однако возможности страховщиков в условиях кризиса сильно ограничены, а введение инноваций требует серьезных денежных вливаний. Например: стоимость внедренной системы урегулирования убытков в "Росгосстрахе" составила несколько десятков миллионов долларов.
В данных условиях единственным способом снижения стоимости полиса для большинства компаний становится уменьшение страхового покрытия или внесение дополнительных пунктов в условия страхования, позволяющих при желании страховщика увеличить количество отказов в страховом возмещении. Как правило, эти условия стараются не оглашать страхователю, так как данные продукты являются некачественными на страховом рынке.
Приведем примеры выдержек из правил страхования подобных действий некоторых страховщиков.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой компании