Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических и практических вопросов конкурентоспособности предприятия. Для написания данной дипломной работы применялись такие общенаучные методы исследования как корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективной и конкурентоспособной работе страховой компании. Рынок страховых услуг является умеренно концентрированным, по отдельным видам страхования высококонцентрированным. Положительно влияют на объем страховых сборов: индекс потребительских цен, уровень заработной платы и ВВП. У страховой компании ООО "Росгосстрах - Татарстан" сильные конкурентные позиции на рынке страховых услуг по таким факторам как наличие сети филиалов и цены на услуги.
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
1.2 Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности страховых компаний
1.3 Методика анализа конкурентоспособности страховых компаний
2. Анализ конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан" по Республике Татарстан
2.1 Анализ структуры рынка страховых услуг по Республики Татарстан за 2008-2009гг
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009гг
2.3 Оценка факторов конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан"
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
3.1 Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса
3.2 Применение зарубежного опыта страхования к условиям в Российской Федерации
3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А Классификация субъектов страхового рынка
Приложение Б Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях
Приложение В Показатели сбора страховых премий за 2008-2009гг, в также по определенным видам страхования
Приложение Г Структура повышения эффективности автоКАСКО
Содержание
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
1.2 Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности страховых компаний
1.3 Методика анализа конкурентоспособности страховых компаний
2. Анализ конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан" по Республике Татарстан
2.1 Анализ структуры рынка страховых услуг по Республики Татарстан за 2008-2009гг
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009гг
2.3 Оценка факторов конкурентоспособности ООО "Росгосстрах-Татарстан"
3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
3.1 Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса
3.2 Применение зарубежного опыта страхования к условиям в Российской Федерации
3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А Классификация субъектов страхового рынка
Приложение Б Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях
Приложение В Показатели сбора страховых премий за 2008-2009гг, в также по определенным видам страхования
Приложение Г Структура повышения эффективности автоКАСКО
Реферат
Сведения об объеме: 96 страниц, 15 иллюстраций, 9 таблиц, 4 приложения, 41 использованный источник.
Перечень ключевых слов: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ, ФАКТОРЫ СТРУКТУРЫ РЫНКА, СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ, ИНДЕКС КОНЦЕНТРАЦИИ.
Объектом исследования является деятельность страховой компании ООО "Росгосстрах - Татарстан" - одной из крупнейших страховых компании страны.
Цель работы - изучение теоретических и практических вопросов конкурентоспособности предприятия. Для написания данной дипломной работы применялись такие общенаучные методы исследования как корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективной и конкурентоспособной работе страховой компании. Рынок страховых услуг является умеренно концентрированным, по отдельным видам страхования высококонцентрированным. Положительно влияют на объем страховых сборов: индекс потребительских цен, уровень заработной платы и ВВП. У страховой компании ООО "Росгосстрах - Татарстан" сильные конкурентные позиции на рынке страховых услуг по таким факторам как наличие сети филиалов и цены на услуги. Слабые в области предпринимательской культуры и культуры персонала. Проведенный анализ страхового рынка может использоваться: при разработке новых страховых компаний и страховых продуктов; в целях стратегического планирования для руководства страховых компаний. Рекомендованные мероприятия могут применяться руководством ООО "Росгосстрах - Татарстан" для улучшения конкурентоспособности на рынке страховых услуг.
Введение
Страхование является одной из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении защиты имущественных интересов государства и его граждан.
В текущей ситуации российский страховой рынок выглядит весьма скромно по сравнению с рынками развитых стран: сборы страховых премий всего российского страхового рынка равны сборам средней страховой компании из развитой страны. В этой связи базой для сравнения российских страховых компаний могут быть только компании стран Центральной и Восточной Европы, находящиеся в условиях переходной экономики.
Изучению проблем оценки конкурентоспособности страховых компаний посвящены работы как российских ученых и экономистов, так и зарубежных. Вместе с тем, целый ряд актуальных проблем, связанных с конкурентоспособностью российских страховых компаний, остается недостаточно исследованным. В том числе существует необходимость уточнения места и роли страховой отрасли в повышении конкурентоспособности российской экономики, анализа повышения конкурентоспособности страховой отрасли на основе привлечения иностранных инвестиций. Недостаточно внимания уделялось комплексному анализу факторов повышения конкурентоспособности российской страховой отрасли, системе показателей ее конкурентоспособности.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления основных факторов повышения конкурентоспособности страховых компаний, анализа этих факторов, изучения основных направлений и механизмов развития страхового рынка, совершенствования национальной конкурентной среды страховых компаний.
Цель данной дипломной работы – изучение теоретических и практических вопросов конкурентоспособности предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, факторы структуры рынка и страховых услуг;
- дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;
- рассмотреть методологию проведения анализа конкурентоспособности;
- проанализировать конкурентоспособность ООО "Росгосстрах - Татарстан" по Республике Татарстан за 2007-2009 гг. на основе показателей концентрации рынка;
- провести корреляционный анализ факторов влияющих на собираемость страховых сборов на рынке страховых услуг;
- предложить мероприятия по увеличению конкурентоспособности ООО "Росгосстрах - Татарстан".
Объектом исследования является Финансово-хозяйственная деятельность ООО "Росгосстрах - Татарстан" по оказанию страховых услуг по Республике Татарстан за 2007-2009гг.
Предметом дипломной работы является структура рынка и конкурентоспособность предприятия ООО "Росгосстрах - Татарстан" по оказанию страховых услуг.
В процессе работы применялись такие общенаучные методы исследования как корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.
В России проблемой рассмотренной в дипломной работе занимаются следующие ученые экономисты Фатхутдинов Р.А., Чайникова Л.Н., Чайников В.Н., Коротков А.В., Еленева Ю.Я. Среди зарубежных экономистов выделяют Портер М., Риккардо Д., Олин Б., Стрикленд Дж., Ансофф И., Петтигрю Э.
В ходе исследования были использованы нормативно-правовые документы, статистические данные Всероссийского Союза Страховщиков, и Федеральной службы страхового надзора, ежегодные отчеты крупнейших страховых организаций России.
Ряд методологических положений и выводов, содержащихся в дипломной работе иллюстрирован расчетными таблицами и графическими схемами.
Структура дипломной работы представлена следующим образом.
Ведение, в котором отражена краткая характеристика исследования дипломной работы.
Основная часть дипломной работы состоит из трех глав. В первой главе дипломной работы дано описание и раскрыты основные элементы структуры рынка. Рассмотрены факторы, влияющие на рыночную структуру, классификация конкурентных рынков. Подробно описаны методы исследования структуры рынка. Основные тенденции и проблемы рынка страховых услуг.
Во второй главе проведен анализ структуры рынка страховых услуг при помощи количественных методов: индекса концентрации и индекса Херфиндаля – Хиршмана. Анализ проведен на примере сбора страховых премий в общем и по видам за 2005-2009гг.
В третьей главе дана итоговая оценка конкурентной среды на рынке страховых услуг. Предложены методы повышения экономической эффективности структуры рынка страховых услуг России.
В заключении даны итоговые выводы дипломной работы, конечные результаты проведенного исследования.
Список использованных источников содержит литературу, применяемую при написании дипломной работы, список авторов, занимающихся проблемой поставленной в дипломной работе.
Приложение содержит графический материал, в виде таблиц.
Таким образом, сопоставление и анализ количественных и качественных характеристик рынка страховых услуг позволяет определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый рынок, оценить степень развитости (неразвитости) конкуренции на данном рынке.
На основании полученных характеристик рынка страховых услуг делаются выводы о состоянии и перспективах развития конкуренции, о целесообразности и формах государственного воздействия на рынок.
1. Теоретические основы конкурентоспособности на рынке страховых услуг
1.1 Понятие и факторы структуры рынка страховых услуг
Рассмотрим понятие структуры рынка.
Рыночная структура - условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Решения продавцов о цене и объеме производства будут существенно различаться для различных типов рыночных структур.
Рассмотрим факторы структуры рынка.
Характеристиками рыночной структуры являются: уровень концентрации, вертикальная интеграция; случайные барьеры, отраслевые барьеры проникновения; дифференциация продукции, политика правительства. Рассмотрим каждый из этих факторов структуры рынка [41, с. 246-248].
Результаты деятельности любой фирмы зависят от типа рынка, на котором приходится продавать свои товары. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.
Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке для выработки на этой основе своей стратегической политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет немалое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.
В зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций типов рыночных структур. Рассмотрим простую и наиболее важную в экономической теории классификацию рынков.
Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Основными признаны четыре типа конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
В экономической теории лучше всего разработаны модели двух полярных типов рыночных структур - совершенной конкуренции и чистой монополии. На примере этих двух моделей можно показать важнейшие отличия совершенной конкуренции от несовершенной [4, с. 111].
Совершенная (чистая) конкуренция (perfect competition) - рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной; свободный вход и выход не связанный с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации [12, с. 36].
При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязывать друг другу свою волю, и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены [13, с 201-203].
Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) - напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает наличие множества мелких фирм, а также легкость входа и выхода. Однако продукция различных фирм дифференцирована, то есть это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и характеризующаяся свободным входом и выходом фирм. Каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой продает свои товары [32, с. 36-38].
Монополистическая конкуренция связана с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей. Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран. Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели [4, с. 56-58].
На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении её на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.
Такой тип конкуренции наиболее распространен. Он возникает где:
для организации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия и поэтому вкладывать особо крупный капитал;
возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;
права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак, то есть с помощью патентов.
Олигополия (oligopoly) - рыночная структура, для которой характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных конкурирующих фирм. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары. Это структура рынка, состоящая из небольшого числа фирм, некоторые из которых имеют большие доли продаж относительно размеров всех продаж на рынке [12, с. 36].
Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.
Некоторые из олигополистов контролируют значительную долю реализуемой на этом рынке продукции. Продукция в этом случае может быть однородной и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой компании