Анализ кокурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования. Очевидно, что чем больше качественные характеристики у выпускаемой продукции, тем более конкурентоспособным является предприятие, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка и тем самым получать большую прибыль, которая в свою очередь также является одним из главных показателей конкурентоспособности предприятия и продукции.

Работа содержит 1 файл

Анализ конкурентоспособности---АХД (Наташа).docx

— 155.86 Кб (Скачать)

   Введение 

     Тема  данной курсовой работы: «Анализ конкурентоспособности предприятия и продукции» (на примере предприятия ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод»)».

     К важным конкурентным преимуществам  относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического  планирования. Очевидно, что чем больше качественные характеристики у выпускаемой продукции, тем более конкурентоспособным является предприятие, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка и тем самым получать большую прибыль, которая в свою очередь также является одним из главных показателей конкурентоспособности предприятия и продукции.

     Целью настоящей работы является изучение конкурентоспособности предприятия, анализ эффективности конкурентоспособности и пути повышения ее уровня по изготовлению продукции ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод».

     Объектом  исследования в данной работе является деятельность ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» направленная на достижение конкурентоспособности предприятия и продукции.   Предметом исследования курсовой работы исследования является анализ конкурентоспособности предприятия и пути повышения уровня (эффективности) конкурентоспособности по изготовлению выпускаемой продукции, где исследуются экономические показатели перспективности работы предприятия.

       Задачами курсовой работы являются:

  • характеристика показателей и методов оценки уровня конкурентоспособности предприятия;
  • проведения анализа уровня конкурентоспособности на примере ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод»;
  • расчет экономического эффекта от внедрения предложенного мероприятия по достижению более высокого уровня конкурентоспособности предприятия и продукции.

   Курсовая  работа состоит из 3-х глав и приложений.

   В первой главе рассматривается методологические основы анализа конкурентоспособности предприятия и продукции. Данный раздел разбит на подразделы, детализирующие исследуемую систему показателей. Также в ней приведены пути повышения уровня организационного конкурентоспособности предприятия и продукции.

   Вторая  глава посвящена характеристике предприятия, технико-экономическим показателям производства и стратегия его развития, проведен анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» и выпускаемой им продукции, а также содержит таблицы, отражающие результаты хозяйственной деятельности предприятия.

   В третьей главе рассматриваются  основные направления роста конкурентоспособности предприятия, а точнее его продукции, проводится расчет экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятии на ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод».

   При написании работы использовалась в  основном учебная литература, освещающая вопросы конкурентоспособности предприятия и продукции, также использовались бухгалтерская отчетность предприятия.

 

   ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ И  ЕГО ПРОДУКЦИИ

    1. Понятие конкурентоспособности, цели и задачи анализа конкурентоспособности предприятия и его продукции
 

   Конкуренция – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. [16, c.44].

   Понятие конкурентоспособность предприятия  очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

   Конкурентоспособность предприятия – это способность  осуществлять прибыльную хозяйственную  деятельность в условиях жесткой  конкуренции.

   Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара.

   Так же конкурентоспособность предприятия  предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт  с потребителями, поставщиками и  конкурентами.

   Факторами, определяющими конкурентоспособность  товара являются:

   Качество  товаров и услуг.

   Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять лидирующее положение в  ряду аналогов только в том случае, если он будет отвечать требуемому качеству.

   Товар должен удовлетворять потребности  потребителей, а если он еще и  сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке  обеспечен.

   Цена  товаров и услуг.

   Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины, затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

   Уровень квалификации персонала.

   Высокий уровень базового образования позволяет  специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и  обретать навыки, необходимые для  работы в условиях рынка.

   Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами  определяется уровнем развития технологии на предприятии.

   Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий.

   Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции.

   Качество  продукции – это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности удовлетворять определенные потребности населения, в соответствии с назначением продукции.

   Основные  показатели качества продукции:

  1. Функциональные – характеризуют соответствие продукта своему целевому назначению.
  2. Показатель сохраняемости – срок годности.
  3. Технологический показатель – характеризует соблюдение технологий производства товара, содержание сырья и материалов.
  4. Экологический показатель – характеризует уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства.
  5. Показатель безвредности – показывает уровень содержания вредных токсичных веществ.

   Все показатели качества делятся на:

   Органические  – определяются с помощью органов чувств человека.

   Физико-химические – характеризуют внутренний состав продукта и оцениваются с помощью специальных измерительных средств.

   Для управления качеством используется стандартизация и сертификация.

   Стандартизация  – это закрепление в специальных документах наиболее рациональных норм качества.

   Сертификация  продукта – это действия независимой организации по определению степени соответствия товара определенному стандарту качества. В случае положительного результата у товара должно быть подтверждающее доказательство (сертификат, клеймо, специальный знак).

   На  качество продукции влияют внутренние и внешние факторы. [27, c.14]

   К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – экономические. [30, c.77]

   Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

   Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

   Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

   Цена  является важнейшим фактором конкурентоспособности, как товара, так и предприятия в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше продаж может осуществить предприятие.

   Для того чтобы сравнить качество предоставляемых  услуг или выполняемых работ  или продукции и цену на них, необходимо рассмотреть качество и цену выполняемых  аналогичных услуг на предприятиях – конкурентах. Анализировать конкурентоспособность  каждого предприятия, естественно, не представляется возможным.

   Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности: 

   
РП= Прибыль от реализации продукции  отчетного периода (Ф2 стр.070)
Выручка (нетто) от реализации продукции в отчетном периоде (Ф2 стр.020)

    

   
РЗ= Прибыль от реализации продукции  отчетного периода (Ф2 стр.070)
Полная  себестоимость реализованной  продукции (Ф2 сумма  строк 030, 050, 060)

    

   При определении конкурентоспособности  товара учитываются три критерия: себестоимость производства и реализации товара, уровень его качества и получаемая прибыль. Вследствие чего можно определить, что за счет повышения качества продукции увеличится и получаемая прибыль, что говорит о взаимосвязи показателей.

   Резерв  увеличения прибыли за счет повышения  качества. Общее  изменение  суммы  прибыли исчисляется по формуле: 

                                                                      (1.3) 

   DПотч- прибыль от реализации продукции за отчетный год;

   DПбаз- прибыль от реализации продукции за базисный год.

   Прирост  объема  реализации  определяется по формуле: 

                                                            (1.4) 

   Сотч- себестоимость товарной продукции за отчетный год;

   Сбаз- себестоимость товарной продукции за базисный год. 

   Влияние  объема  продаж  на  сумму  прибыли  представлено далее: 

                                                                     (1.5) 

   Пбаз/отч - прибыль от реализации продукции за базисный или отчетный год;

   П- прибыль, увеличенная за счет повышения объема реализации; 

   При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов  более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В  этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации [6,232].  

Информация о работе Анализ кокурентоспособности