Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение основ и технических приемов проведения экономического анализа, приобретение практических навыков выполнения аналитических расчетов при оценке итоговых показателей производственной деятельности отделения дороги, экономическая интерпретация полученных в результате анализа данных и определение направления поиска резервов улучшения его экономической деятельности. Анализ выполняется по условным данным о работе отделения дороги.
Введение…………………………………………………………………….3
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК……………………5
1.1. Анализ отправления по родам грузов………………………………..5
1.2. Анализ грузооборота…………………………………………………12
1.3. Анализ пассажирооборота…………………………………………...17
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЛИНЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………....19
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………..35
Библиографический список……………………………………………....
Главный фактор экономии средств, вложенных в основные фонды - рост фондоотдачи. Для выявления эффективности использования различных групп основных фондов показатель фондоотдачи рассчитывается по группам основных фондов, по активной части производственных фондов (машинам и оборудованию).
Таблица 20
Исходная информация для анализа фондоотдачи
Показатель | Баз. | Отч. | Абс. Изм. | Отн. Изм. |
Объем работ, млн. ткм. брутто | 15123,00 | 16452,00 | 1329,00 | 8,79 |
Среднегодовая стоимость, тыс. руб.: | 81025,00 | 72335,00 | -8690,00 | -10,73 |
основных производственных фондов | ||||
активной части | 53638,55 | 42026,64 | -11611,92 | -21,65 |
Удельный вес активной части фондов, % | 66,20 | 58,10 | -8,10 | -12,24 |
Фондоотдача: | 186,65 | 227,44 | 40,80 | 21,86 |
основных производственных фондов | ||||
активной части | 281,93 | 391,48 | 109,55 | 38,86 |
Среднегодовое количество оборудования | 435,00 | 231,00 | -204,00 | -46,90 |
Отработано за год всем оборудованием, тыс. маш.-часов | 897,00 | 480,00 | -417,00 | -46,49 |
в том числе единицей оборудования, маш.- часов | 2062,00 | 2078,00 | 16,00 | 0,78 |
Среднечасовая выработка | 38,76 | 148,38 | 109,62 | 282,83 |
Среднечасовая отдача работы единицы оборудования | 0,0003 | 0,0008 | 0,0005 | 159,47 |
Важным фактором является объем работ, который увеличился на 8,79% и составил 16452 млн т-км брутто. Также для расчетов используется среднегодовая стоимость ОПФ, которая уменьшилась на 10,73% и составила в отчетном периоде 72335 тыс. руб., а среднегодовая стоимость активной части уменьшилась на 21,65% и составила 42026,64 тыс. руб. При расчетах также используются такие показатели, как среднегодовое количество оборудования (уменьшилось на 46,90%), отработано за год всем оборудованием тысяч машино-часов (уменьшилось на 46,49%). Наибольшее отклонение было по показателям среднечасовой выработки единицы оборудования (увеличилась на 282,83%) и среднечасовой отдачи работы единицы оборудования (увеличилась на 159,47%).
Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу основных производственных фондов, являются: изменение доли активной части фондов в общей их сумме; изменение фондоотдачи активной части фондов:
,
где Jа – удельный вес активной части фондов; Фоа – фондоотдача активной части.
Фондоотдача активной части фондов (технологического оборудования) непосредственно зависит от его структуры, времени работы и среднечасовой выработки. Для анализа можно использовать следующую факторную модель:
, (14)
где К – среднегодовое количество оборудования; Тед – отработано за год единицей оборудования (продолжительность работы единицы оборудования; СВ – среднечасовая выработка единицей оборудования; Фофа – среднегодовая стоимость активной части производственных основных фондов.
В числителе третьим сомножителем является часовая выработка продукции единицей оборудования или объем продукции (выполненных работ), произведенной оборудованием за один час. Если этот объем за один час разделить на среднегодовую стоимость активной части основных фондов, то получим отдачу (по аналогии с фондоотдачей), но эта отдача будет часовой. Иначе говоря, факторами второго порядка изменения фондоотдачи являются: изменение количества действующего оборудования, изменение времени работы оборудования и изменение среднечасовой отдачи работы оборудования.
Тогда факторная модель фондоотдачи активной части можно представить:
, (15)
где Отдч – среднечасовая отдача работы единицы оборудования
Проведем анализ фондоотдачи способом абсолютных разниц.
Таким образом, фондоотдача основных производственных фондов изменилась на 40,80 т-км брутто/руб. (21,86%) и составила в отчетном периоде 227,44 т-км брутто/руб. На фондоотдачу повлияли такие факторы, как фондоотдача активной части фондов (технологического оборудования) – увеличение фондоотдачи на 72,52 т-км брутто/руб. и удельный вес активной части фондов – уменьшение на 31,71 т-км брутто/руб.
Фондоотдача активной части фондов (технологического оборудования) изменилась на 109,55 т-км брутто/руб. (38,86%) и составила в отчетном периоде 391,48 т-км брутто/руб. На фондоотдачу активной части влияют количество часов, отработанных за год единицей оборудования – фондоотдача активной части увеличилась на 2,19 т-км брутто/руб., среднегодовое количество оборудования – фондоотдача активной части уменьшилась на 133,24 т-км брутто/руб., среднечасовая отдача работы единицы оборудования – фондоотдача активной части увеличилась на 240,60 т-км брутто/руб.
Что касается фондоемкости, то это показатель обратный фондоотдаче. В отчетном периоде значение данного показателя составило 0,0004, т.е. уменьшилось по сравнению с базисным периодом на 0,001 (17,94%).
Фондовооруженность – показатель, который показывает сколько основных фондов (в тыс. руб.) приходится на 1 работника. В отчетном периоде значение данного показателя уменьшилось на 60,15 тыс. руб./чел. (15,23%) и составило 334,68 тыс. руб./чел.
Механовооруженность
– показывает, сколько единиц оборудования
приходится на одного работника. В отчетном
периоде механовооруженность уменьшилась
на 0,91 ед./чел. или на 49,47% и составила 0,93
ед./чел.
В первой части курсовой работы были проанализированы следующие показатели: объем отправления (погрузки) груза в тоннах и в вагонах, грузооборот в тонно-километрах эксплуатационных, пассажирооборот в пассажиро-километрах.
Объем погрузки в целом увеличился на 496,64 тыс. т, или 2,28% за счет увеличения таких показателей, как погрузка каменного угля, черных металлов и строительных грузов. Число вагонов, поданных под погрузку, увеличилось на 9 или 0,86%, вследствие чего и произошло увеличение объема погрузки по общему направлению грузов по НОД. Под влиянием статических нагрузок по родам грузов произошло увеличение средней статической нагрузки на 0,84 т/ваг. и объема погрузки грузов на 325,68 тыс.т.
За счет влияния различных факторов эксплуатационные тонно-км увеличились на 1,36% в относительном отклонении или на 728 млн т-км брутто в абсолютном. Это обусловлено увеличением вагоно-км груженых вагонов. Вагоно-км груженых вагонов, в свою очередь, зависят от работы дороги и от рейса груженого вагона (увеличивается на 0,37%). Работа отделения дороги зависит от таких показателей, как количество вагонов, принятых гружеными с соседних отделений и количества погруженных вагонов. Количество погруженных вагонов зависит от объема погрузки и средней статической нагрузки. Объем погрузки (увеличивается на 2,16%). Средняя статическая нагрузка зависит от структуры породовой погрузки и статической нагрузки по родам грузов.
Величина приведенных тонно-км возросла на 1,29%, несмотря на то, что в целом по отделению дороги наблюдается недовыполнение плана по пассажирообороту на 20 млн. пас.-км, или 1,29%. Анализ изменения пассажирооборота проведен под влиянием факторов изменения средней населенности пассажирского вагона, а также объема эксплуатационной работы.
Во
второй части курсовой работы проведена
оценка эффективности
В структуре персонала данного предприятия более 60% составляют работники в возрасте от 30 до 40 лет. По уровню образования наибольшую часть составляют работники с высшим образованием, их удельный вес в общей численности 41,31%. Большинство работников предприятия имеют стаж работы от 5 до 10 лет, их 56,76%. Среднесписочная численность увеличилась на 12 человек, что составляет 5,08%.
Среднегодовая производительность труда работников увеличилась на 1,29 тыс. т-км брутто/чел. (т.е. 2,07%), несмотря на уменьшение доли рабочих в общей численности (из-за этого показателя среднегодовая производительность работников уменьшилась на 5,28 т-км брутто/чел.).
Выявлен перерасход фонда заработной платы на 22840,80 тыс. руб., это негативно влияет на деятельность производства, так как денежные средства направлены не на расширение производства.
Среднегодовая стоимость основных фондов предприятия уменьшилась на 10179 тыс.руб. Основные производственные фонды составляют 87,15% в отчетном периоде, а непроизводственные основные фонды – всего 12,85%.
Коэффициент обновления производственных фондов равен 0,19, коэффициент выбытия производственных фондов равен 0,28, а коэффициент прироста производственных фондов составляет -0,12.
Коэффициент износа ОПФ в отчетном периоде составил 0,47, т.е. уменьшился на 4,93% по сравнению с базисным. Коэффициент годности ОПФ соответственно увеличился 4,77% и составил 0,53.
Фондоотдача ОПФ увеличилась на 21,86% и составила в отчетном периоде 227,44 т-км брутто/руб. На нее главным образом повлияли такие факторы, как фондоотдача активной части фондов (увеличилась на 38,86%), и удельный вес активной части фондов (уменьшился на 12,24%). На изменение фондоотдачи активной части, в свою очередь, повлияли такие показатели, как среднегодовое количество оборудования, количество машино-часов, отработанных 1 единицей оборудования, и среднечасовая отдача работы единицы оборудования.
1. Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.
2. Никольская, Э.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности. М.:МГУП, 2002.- 404 с.
3.
Поздняков, В.Я. Анализ и
4.
Шеремет, А.В. Анализ и
Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ж/д предприятия