Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ж/д предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение основ и технических приемов проведения экономического анализа, приобретение практических навыков выполнения аналитических расчетов при оценке итоговых показателей производственной деятельности отделения дороги, экономическая интерпретация полученных в результате анализа данных и определение направления поиска резервов улучшения его экономической деятельности. Анализ выполняется по условным данным о работе отделения дороги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК……………………5
1.1. Анализ отправления по родам грузов………………………………..5
1.2. Анализ грузооборота…………………………………………………12
1.3. Анализ пассажирооборота…………………………………………...17
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЛИНЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………....19

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………..35
Библиографический список……………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсачпо.doc

— 766.00 Кб (Скачать)
 

     Таким образом, эксплуатационные тонно-км увеличились на 728 млн тонно-км, что составляет 1,36% . Факторами, которые в первую очередь повлияли на данный показатель, являются вагоно-км груженых вагонов, вызвавшие абсолютное изменение в 574,98 млн тонно-км (1,07%), и динамическая нагрузка на груженый вагон, которая вызвала изменение в 153,02 млн тонно-км (0,29%).

     Важно выделить объективные (независящие) факторы, повлиявшие на изменение эксплуатационных тонно-км. К таким факторам можно  динамическая нагрузка на груженый вагон, рейс груженого вагона, вызвавший отклонение в 200,94 млн тонно-км, или 0,38%. Также сюда следует отнести структуру погрузки по родам грузов, которая вызвала незначительное отклонение в 26,05 млн тонно-км (т.е. 0,05%), и прием груженых вагонов с соседних отделений дороги, который вызвал абсолютное отклонение в 285,45 млн тонно-км (0,53%). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Анализ пассажирооборота

 

Схема 3. Система взаимосвязи пассажирооборота с факторами, определяющими его величину 

     Населенность  вагона показывает, какое количество пассажиров находится в среднем  в пассажирском вагоне на всем пути его следования, и определяется как  отношение пассажирооборота к пробегу  пассажирских вагонов.

     Пассажиро-километры  определяются как функция двух технико-экономических факторов: средней населенности пассажирского вагона и объема эксплуатационной работы пассажирских перевозок – вагоно-километров:

     

     

     

     

     

     Относительное изменение рассчитывается:

     

     

 
 
 
 
 
 

     Таблица 6

     Анализ  пассажирооборота

Показатели Обозначение Единица измерения Значение Абсолютное отклонение % выполнения плана Влияние факторов (по расчету)
план факт (гр.2-гр.1) (гр.2/гр.1)*100 Абсолют. млн п-км %
А Б В 1 2 3 4 5 6
1. Пассажирооборот
 
млн п-км 1550,00 1530,00 -20,00 98,71 -20,00 -1,29
2. Средняя населенность пассажирского  вагона
чел. 36,45 36,55 0,10 100,27 4,19 0,27
3. Объем эксплуатационной работы
млн в-км 42,52 41,86 -0,66 98,44 -24,19 -1,56
 

,  

Таблица 7

Анализ  выполнения плана перевозок

Показатели Единица измерения План Факт % выполнения плана
1. Эксплуатационные тонно-км млн т-км 53536 54264 101,36
2. Пассажиро-км млн пас.-км 1550 1530 98,71
3. Приведенные тонно-км млн прив. Т-км 55086 55794 101,29
 

     В целом по отделению дороги наблюдается недовыполнение плана по пассажирообороту на 20 млн. пас.-км, или 1,29%. Проведен анализ изменения пассажирооборота под влиянием факторов изменения средней населенности пассажирского вагона и объема эксплуатационной работы. Под влиянием изменения средней населенности пассажирского вагона пассажирооборот увеличился на 4,19 млн. пас.-км, или 0,27%, а под влиянием объема эксплуатационной работы пассажирооборот уменьшился на 24,19 млн. пас.-км, или 1,56%. Таким образом, объем эксплуатационной работы оказал решающее влияние на уменьшение пассажирооборота.

     Что касается приведенных тонно-километров, то они являются обобщающим показателем всей продукции по перевозкам и по отделению железной дороги рассчитываются как сумма эксплуатационных тонно-километров и пассажиро-километров. План по приведенному грузообороту перевыполнен на 708,00 млн. прив. т-км, что составляет 1,29%.

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЛИНЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

     Квалификационный  уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по этим признакам. На основании исходных данных приведена таблица и на диаграммах наглядно представлена структура персонала по различным признакам.

     Таблица 7

     Оценка  качественного состава трудовых ресурсов предприятия

Показатель Численность работников Изменение Удельный вес, % Изменение
Базисный  год Отчетный год Базис. Отчет.
Группировка работников:            
- по  возрасту:            
до 20 лет 4 4 0 1,65 1,54 -0,10
от 20 до 30 6 12 6 2,47 4,63 2,16
от 30 до 40 145 162 17 59,67 62,55 2,88
от 40 до 50 64 57 -7 26,34 22,01 -4,33
от 50 до 60 18 19 1 7,41 7,34 -0,07
старше 60 6 5 -1 2,47 1,93 -0,54
Итого: 243 259 16 100,00 100,00 0,00
- по  уровню образования:            
Незаконченное среднее 98 54 -44 40,33 20,85 -19,48
Среднее 95 98 3 39,09 37,84 -1,26
Высшее 50 107 57 20,58 41,31 20,74
Итого: 243 259 16 100,00 100,00 0,00
- по  трудовому стажу, лет            
от 5 до 10 136 147 11 55,97 56,76 0,79
от 10 до15 49 54 5 20,16 20,85 0,68
от 15 до 20 45 16 -29 18,52 6,18 -12,34
свыше 20 13 42 29 5,35 16,22 10,87
Итого: 243 259 16 100,00 100,00 0,00
 

 

 

 

     Таким образом, как видно из таблицы  в отчетном периоде численность работников увеличилась на 16 человек. Следует рассматривать структуру персонала отдельно по трем признакам: по возрасту, по уровню образования и по трудовому стажу.

     Если  рассматривать группировку работников по возрасту, то наибольший удельный вес занимают работники, возраст которых от 30 до 40 лет, т.е. 62,55% (162 человека). Работников от 40 до 50 лет также немало – 57 человек, т.е. 22,01% от общей численности. Наименьший удельный вес 1,54% (4 чел.) занимают работники до 20 лет. В отчетном периоде наблюдается наибольший рост персона в возрасте от 20 до 30 лет – на 17 чел. (2,88%). Уменьшилось число работников в группах от 40 до 50 лет и старше 60 лет на 4,33% (7 чел.) и 0,54% (1 чел.) соответственно.

     Если  рассматривать группировку работников по уровню образования, необходимо отметить, что на данном предприятии в отчетном периоде работает 107 человек с высшим образование, что составляет 41,33% к общей численности. По сравнению с базисным периодом их число возросло на 57 человек (20,74%). Число работников, имеющих среднее образование увеличилось незначительно – на 1,26% (3 чел.). Что касается работников, имеющих незаконченное среднее образование, их число уменьшилось на 44 человека (19,48%).

     Как видно из последней диаграммы  «Группировка работников по трудовому стажу», большинство работников предприятия имеют стаж работы от 5 до 10 лет, их 147 человек, или 56,76%. Меньше всего работников имеют стаж от 15 до 20 лет, их 16 человек (6,18%). Работников, имеющих стаж от 10 до 15 лет и свыше 20 лет на предприятии примерно равное количество (16-20%). Наибольшее отклонение (уменьшение) здесь наблюдается по группе работников со стажем работы от 15 до 20 лет, оно составило 12,34% (29 чел.). Значительный рост наблюдается по группе работников, стаж которых свыше 20 лет – на 29 человек (10,87%). 

     Движение  трудовых ресурсов на предприятии оценивается  с помощью коэффициентов: приема, выбытия, текучести кадров и т.п. На основании исходных данных, внесенных в таблицу 8 рассчитываются показатели движения трудовых ресурсов на предприятии.

     Таблица 8

     Исходные  данные для анализа эффективности  использования трудовых ресурсов

Наименование Базисный год Отчетный  год Абсолютное отклонение Относительное отклонение
Количество  работающих, чел. 243 259 16 6,58
Всего принято, чел. 36 57 21 58,33
Всего уволено, чел. 21 20 -1 -4,76
Уволено по собственному желанию, чел. 4 2 -2 -50,00
Уволено за прогулы и другие нарушения, чел. 7 8 1 14,29
Среднесписочная численность, чел. 236 248 12 5,08
 

 

     Расчет  показателей движения рабочей силы сведен в таблицу 9.

     Таблица 9

     Показатели  движения кадров

Показатель Базисный год Отчетный год Отклонение
абсолютное относительное
Коэффициент оборота по приему работников 15,25 22,98 7,73 50,67
Коэффициент оборота по выбытию работников 8,90 8,06 -0,83 -9,37
Коэффициент текучести кадров 4,66 4,03 -0,63 -13,49
Коэффициент постоянства кадров 102,97 104,44 1,47 1,43
 

     Как уже было отмечено, численность персонала  в отчетном периоде увеличилась  на 16 человек или 6,58%. При этом было принято 57 человек (больше на 21 чел. или 58,33% по сравнению с базисным периодом), а уволено было 20 человек (на 1 чел. или 4,7% меньше). В отчетном периоде за прогулы и другие нарушения было уволено 8 человек (на 1 чел. или 14,29% больше, чем в прошлом). Это говорит об ухудшении дисциплины работников предприятия, что может негативно сказываться на результатах работы данного предприятия. По собственному желанию было уволено 2 человека (это в 2 раза меньше, чем в прошлом отчетном периоде). Однако следует помнить, что увольнение по собственному желанию может быть обусловлено как субъективными факторами (например, плохой психологический климат или отношения в коллективе), так и объективными причинами (болезнь, выборы на должность по конкурсу и др.). При этом среднесписочная численность работников в отчетном периоде увеличилась на 12 человек (5,08%) и составила 248 человек

     Таким образом, коэффициент оборота по приему работников в отчетном периоде  составил 22,98% (т.е. увеличился на 50,67% по сравнению с базисным периодом). А коэффициенты оборота по выбытию работников и текучести кадров наоборот уменьшились на 9,37% и 13,49% соответственно, и составили в отчетном периоде 8,06% и 4,03% соответственно. Коэффициент постоянства кадров увеличился на 1,43% и составил в отчетном периоде 104,44%. Таким образом, при анализе движения трудовых ресурсов на предприятии прослеживается положительная динамика.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ж/д предприятия