Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:00, курсовая работа
Задачами анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются: идентификация реального состояния анализируемого объекта; исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами; выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе; установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния; прогноз основных тенденций.
Цель данной курсовой работы – анализ эффективности работы Гомельского вагонного депо.
Введение 3
1 Задачи и источники анализа 5
2 Показатели эффективности финансовой деятельности 10
3 Показатели эффективности хозяйственной деятельности 16
4 Показатели эффективности использования активов 20
5 Показатели эффективности использования основных и оборотных средств 25
6 Показатели эффективности использования трудовых ресурсов 36
7 Оценка и факторный анализ прибыли и повышения рентабельности 44
Заключение 49
Список литературы 53
Таким образом, на предприятии в 2010 году произошло увеличение количества уволенного персонала. Основной причиной увольнения работников является собственное желание. Показатели оборота персонала достаточно велики, как по приёму, так и по увольнению работников. Текучесть кадров на предприятии возросла на 0,004, таким образом, руководству предприятия следует обратить внимание на увеличение текучести персонала и проанализировать её причины.
Напряжение в обеспечении организации трудовыми ресурсами может быть несколько снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой более производительной техники, усовершенствования технологии и организации перевозочного процесса и производства.
Так как основная деятельность вагонного депо - транспортная (деятельность железнодорожного транспорта), то главное внимание при оценке эффективности использования трудовых ресурсов в вагонном депо уделяется анализу производительности труда по эксплуатационной деятельности.
Производительность
труда по эксплуатационной деятельности
(транспортная) определяется для вагонного
депо в проследовавших вагонах, приходящихся
на одного человека, занятого в эксплуатации
(эксплуатационный контингент):
Таблица 6.3 - Оценка эффективности использования трудовых ресурсов
Показатели | Годы | Темп
роста, %
Отклонение (+/-) | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009г. от 2008г. | 2010г. от 2009г. | 2010г. от 2008г. | |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 566 | 553 | 552 | 97,70 | 99,82 | 97,53 |
Проследовавшие вагоны, ваг. | 1490661 | 1229566 | 1294418 | 82,48 | 105,27 | 86,84 |
Производительность труда, ваг/чел. | 2633,7 | 2223,4 | 2345,0 | 84,42 | 105,47 | 89,04 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. р. | 905,4 | 1094,6 | 1423,4 | 120,90 | 130,04 | 157,21 |
Анализ
данных таблицы 6.3 позволяет сделать
вывод о снижении производительности
труда в 2009 году по сравнению с 2008 годом
на 15,58%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом
увеличилась на 5,47%. При сравнении темпов
роста производительности труда и среднемесячной
заработной платы, стоит отметить превышение
темпа роста оплаты труда над производительностью,
что говорит о недостатках в области управления
трудовыми ресурсами.
7 ОЦЕНКА И ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И
ПОВЫШЕНИЯ
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Источниками
образования прибыли являются доходы,
получаемые дорогой за выполненные грузовые
и пассажирские перевозки, а также от подсобно-вспомогательной
и прочей деятельности, и, кроме того, экономия
от сокращения расходов.
Таблица 7.1 - Формирование чистой прибыли Гомельского вагонного депо за 2008-2010 гг.
Показатели | Годы | Темп
роста, %; отклонение (+; –) | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | 2010 г. к 2008 г. | |
1 Выручка
от реализации товаров, |
12547 | 14867 | 18479 | 118,49 | 124,30 | 147,28 |
2 Налоги
и сборы, включаемые в выручку
от реализации товаров, |
272 | 182 | 49 | 66,91 | 26,92 | 18,01 |
3 Выручка
от реализации товаров, |
12275 | 14685 | 18430 | 119,63 | 125,50 | 150,14 |
4 Себестоимость
реализованных товаров, |
11156 | 13147 | 16820 | 117,85 | 127,94 | 150,77 |
6 Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. | 1119 | 1538 | 1610 | 137,44 | 104,68 | 143,88 |
7 Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн р. | 261 | -73 | 7 | -27,97 | -9,59 | 2,68 |
8 Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн р. | -869 | -662 | -1110 | 76,18 | 167,67 | 127,73 |
9 Прибыль отчетного периода, млн р. | 511 | 803 | 507 | 157,14 | 63,14 | 99,22 |
10 Налоги, сборы и платежи из прибыли, млн р. | 456 | 461 | 491 | 101,10 | 106,51 | 107,68 |
11 Прочие расходы и платежи из прибыли, млн р. | 1 | 1 | 15 | 100,00 | увелич. в 15 раз. | увелич. в 15 раз. |
12 Чистая прибыль, млн р. | 54 | 341 | 1 | увелич. в 6,3 раз. | 0,29 | 1,85 |
Выявлен финансовый результат: чистая прибыль в 2008 г. составляла – 54 млн р., в 2009 г. – 341 млн р., а в 2010 г. 1 млн р.
Изменение суммы чистой прибыли в сопоставлении 2008 года с 2009 годом произошло за счет следующих факторов:
–
прибыли от реализации продукции (Пр):
ПрD2009/2008 = 1538 - 1119 = 419 млн р.
–
прочих внереализационных операций
(Во):
Во D2009/2008
= -662 – (-869) = +207 млн р.
–
налогов, сборов и платежей из прибыли:
НпD2009/2008
= 461 – 456 = 5 млн р.
–
прочих расходов и платежей из прибыли:
НпрD2009/2008
= 1 - 1 = 0 млн р.
В результате влияния рассматриваемых факторов чистая прибыль Гомельского вагонного депо в 2009 году увеличилась относительно чистой прибыли 2008 года на 287 млн р.
В 2010 году на чистую прибыль повлияли следующие факторы:
–
прибыли от реализации продукции:
ПрD2010/2009
= 1610 - 1538 = +72 млн р.
–
прочих операционных операций:
ОоD2010/2009
= 7 + 73 = +80 млн р.
–
прочих внереализационных операций:
Во D2010/2009
= -1110 – (-662) = -448 млн р.
–
налогов, сборов и платежей из прибыли:
НпD2010/2009
= 491 - 461 = +30 млн р.
–
прочих расходов и платежей из прибыли:
НпрD2010/2009
= 15 - 1 = +14 млн р.
В результате влияния рассматриваемых факторов балансовая прибыль Гомельского вагонного депо в 2010 году снизилась на 340 млн р.
Результативность деятельности организации можно измерить с помощью показателей рентабельности.
Влияние
факторов на рентабельность продаж определим
методом цепных подстановок по данным
таблицы 7.2.
Таблица 7.2 - Влияние факторов, связанных с эффективностью деятельности Гомельского вагонного депо за 2008-2009 гг.
Наименование показателя | Годы | Промежуточный показатель | Отклонение
(+/-) по сравнению
с предыдущим периодом | |||
2008 | 2009 | Всего
(ст.3 – ст.2) |
в том числе за счет изменения | |||
прибыли
от реализации
(ст.4-ст.2) |
выручки от реализации
(ст.3-ст.4) | |||||
1. Прибыль от реализации, млн р. | 1119 | 1538 | 1538 | 419 | – | – |
2. Выручка от реализации, млн р. | 12547 | 14867 | 12547 | 2320 | – | – |
3. Рентабельность продаж, % | 8,92 | 10,35 | 12,26 | 1,43 | 3,34 | -1,91 |
Данные,
представленные в таблице 7.2, позволяют
сделать вывод, что рентабельность
продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом
увеличилась на 1,43%, из них на 3,34 % за счет
увеличения прибыли от реализации. За
счет увеличения выручки от реализации
ее величина сократилась на 1,91 %.
Таблица 7.3 - Влияние факторов, связанных с эффективностью деятельности Гомельского вагонного депо за 2009-2010 гг.
Наименование показателя | Годы | Промежуточный показатель | Отклонение
(+/-) по сравнению
с предыдущим периодом | |||
2009 | 2010 | Всего
(ст.3 – ст.2) |
в том числе за счет изменения | |||
прибыли
от реализации
(ст.4-ст.2) |
выручки от реализации
(ст.3-ст.4) | |||||
1. Прибыль от реализации, млн р. | 1538 | 1610 | 1610 | 72 | – | – |
2. Выручка от реализации, млн р. | 14867 | 18479 | 14867 | 3612 | – | – |
3. Рентабельность продаж, % | 10,35 | 8,71 | 10,83 | -1,63 | 0,48 | -2,12 |
В 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж снизилась на 1,63 %, из них увеличилась на 0,48% за счет увеличения прибыли от реализации. За счет увеличения выручки от реализации ее величина сократилась на 2,12%.
Железнодорожный транспорт, являющийся одной из ведущих базовых отраслей экономики, имеет исключительно важное значение в решении ключевых проблем в социально-экономическом развитии страны. Дальнейшие экономическое и социальное развитие государства требует совершенствования организационной работы железной дороги, значительного повышения производительности локомотивов и вагонов, увеличения скорости движения поездов, ускорения оборота вагонов, снижение себестоимости перевозок.
В данной курсовой работе был произведен комплексный анализ и диагностика эффективности работы Гомельского вагонного депо.
Вагонное депо на основе хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, материальному стимулированию работников за счет заработанных средств, несет ответственность за результаты своей деятельности.
Коэффициент абсолютной ликвидности организации на протяжении анализируемого периода не соответствует норме (должен быть не менее 0,2).
Коэффициент текущей ликвидности в 2008 – 2010 гг. также не соответствует норме, по нормативу он должен быть не менее 1,5. Данный показатель снижается, что говорит о снижении ликвидности организации.
Коэффициент промежуточной или критической ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность организации на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности, и отражает прогнозируемые платежные возможности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. В нашем случае коэффициент увеличивается.
Коэффициент маневренности характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормального функционирования организации этот показатель меняется в пределах от 0 до 1. Снижение показателя в динамике является отрицательной тенденцией для Гомельского вагонного депо. Коэффициент автономии высок, это говорит о высокой доли собственного капитала Гомельского вагонного депо (80%) в общем капитале организации. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдался снижение коэффициента автономии на 0,01. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ниже нормативного, т. е. организация не обеспечена оборотными средствами в полной мере. Финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неустойчивое. Следует обратить внимание, что в 2008-2010 гг. показатель снижает свое значение. Коэффициент финансового левериджа увеличивается в 2010 году, что отрицательно сказывается на финансовой устойчивости организации. Итак, по результатам анализа наблюдается снижение финансовой устойчивости организации.