Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:54, курсовая работа
Цель работы – раскрыть основные аспекты учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности) и исследовать пути улучшения финансовых результатов деятельности организации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы учета и оценки финансовых результатов деятельности предприятия, а именно экономическую сущность финансовых результатов, значение прибыли как результата предпринимательской деятельности, а также планирование и прогнозирование прибыли как неотъемлемой части управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
-провести соответствующий анализ важнейших показателей, отражающих финансовый результат деятельности предприятия;
-оценить структуру имущества и источников их формирования;
-выявить степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;
-оценить структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;
-оценить влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов
-на основе полученных результатов анализа дать рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия.
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов
1.1. Сущность, значение и задачи анализа финансовых результатов
1.2. Показатели характеризующий финансовый результат и методика их расчета
Глава 2. Анализ формирования финансовых результатов деятельности организации (на примере СХППК «Усть-Алдан»)
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики финансового результата
2.3. Факторный анализ доходов расходов и прибыли
2.4. Рентабельность капитала и продаж
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, в 2011 году положительное изменение величины показателя рентабельности собственного капитала произошло, в основном, из-за влияния интенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.
Результаты факторного анализа заемного капитала приведены в таблице 11. Факторный анализ проводился методом цепных подстановок.
Факторный анализ рентабельности (убыточности) заемного капитала по прибыли от продаж показал, что за рассматриваемый период (2009-2011г.), экстенсивный фактор - среднегодовая величина заемного капитала - проявил себя положительно. В результате его воздействия рентабельность заемного капитала организации увеличилась на 41,47 %. Интенсивный фактор – прибыль (убыток) от продаж- проявил себя отрицательно, в результате его влияния рентабельность заемного капитала снизилась на 2,23%. В результате влияния обеих факторов рентабельность заемного капитала по прибыли от продаж увеличилась на 39,24%. Увеличение произошло, в основном, из-за влияния экстенсивного фактора- повышения среднегодовой величины заемного капитала.
Повышение рентабельности заемного капитала по прибыли от продаж наблюдается в 2010 году. По сравнению с 2009 годом этот показатель прирос на 65,75 %. Оба фактора проявили себя положительно. Экстенсивный фактор обеспечил положительную динамику на 35,61%, а интенсивный – на 30,14%.
Таблица 11
Факторный анализ рентабельности (убыточности) заемного капитала
№ п/п расчета и замены |
Частные показатели |
Обобщающий показатель рентабельности (убыточности) заемного капитала, % |
Расчет фактора |
Причины изменений | |
среднегодовая величина заемного капитала за период исследуемый период |
Прибыль (убыток)от продаж | ||||
2009-2011 | |||||
1 расчет (2009 год) |
25 024,00 |
- 13 641,00 |
-54,51 |
- |
- |
2 расчет 1-я замена |
104 634,50 |
- 13 641,00 |
-13,04 |
=-13,04-(-54,51)= + 41,47 |
за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала |
3 расчет 2-я замена |
104 634,50 |
- 15 977,00 |
-15,27 |
=-15,27-(-13,04)= - 2,23 |
за счет изменения прибыли (убытка) от продаж |
2009-2010 | |||||
1 расчет (2010 год) |
25 024,00 |
- 13 641,00 |
-54,51 |
- |
- |
2 расчет 1-я замена |
72 161,00 |
- 13 641,00 |
-18,90 |
=-18,90-(-54,51)= + 35,61 |
за счет изменения среднегодовой величина заемного капитала |
3 расчет 2-я замена |
72 161,00 |
8 107,00 |
11,23 |
=11,23-(-18,90)= + 30,14 |
за счет изменения прибыли (убытка) от продаж |
Таким образом, положительное изменение рентабельности заемного капитала в 2010 году произошло, в большей степени, за счет влияния экстенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается снижение показателя рентабельности (убыточности) заемного капитала организации (- 26,5%). Оба фактора проявили себя отрицательно. Экстенсивный фактор обеспечил снижение на 3,49 %, а интенсивный – на 23,02%. Таким образом, в 2009 году отрицательное изменение величины показателя рентабельности заемного капитала произошло, в основном, из-за влияния интенсивного фактора - прибыли (убытка) от продаж.
Анализ показателей рентабельности капитала позволяет сделать выводы о том, что предприятие не достаточно эффективно использует свое имущество, хотя и наблюдается положительная тенденция – с каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в 2011 году прибыли больше, чем в 2009 году. Особенно хорошо виден подъем по большинству показателей в 2010 году. В 2011 году показатели снижаются по отношению к 2008 году, но они выше, чем в 2009 году. Считаю, что снижение показателей рентабельности 2009 года обусловлено кризисными явлениями в экономике страны в целом, что повлекло за собой снижение спроса на продукцию и рост количества неплатежеспособных заказчиков.
В целом по предприятию наблюдается улучшение в использовании имущества.
Рассчитаем и проанализируем рентабельность продаж в целом по организации за 2009-2011 годы.
По результатам анализа таблицы 12 делаем вывод, что объем продаж в 2009-ом году вырос по сравнению с 2009-ым годом на 719,14%, прибыль от продаж снизилась на 17,12% в 2011-ом году, но в 2010-ом очевиден значительный рост прибыли от продаж. Чистая прибыль имеет тенденцию к значительному росту в 2010 году. В 2011 году идет снижение чистой прибыли по отношению к 2010-му году, но по сравнению с 2009 годом уровень чистой прибыли выше на 45,89%.
Таблица 12
Показатели прибыли и рентабельности продаж
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Абсолют. отклонение 2009-2011 |
Относит. отклонение 2009-2011, % |
Выручка от продаж (объем продаж) |
60926,00 |
294841,00 |
499067,00 |
438141,00 |
719,14 |
прибыль от продаж |
-13641,00 |
8107,00 |
-15977,00 |
-2336,00 |
-17,12 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
-0,22 |
0,03 |
-0,03 |
0,19 |
85,70 |
чистая прибыль |
-12335,00 |
3938,00 |
-6674,00 |
5661,00 |
45,89 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
-0,20 |
0,01 |
-0,01 |
0,19 |
93,39 |
Показатели рентабельности продаж имеют тенденцию к росту. Показатель рентабельности продаж по прибыли от продаж дал прирост в 2011-ом году по отношению к 2009-му году на 85,70%, а показатель рентабельности продаж по чистой прибыли - на 93,39%. Это дает повод признать деятельность предприятия эффективной.
Некоторое снижение показателей 2011-го года по отношению к 2010-му году считаю издержками кризисных явлений 2011-го года в экономике страны в целом, что не могло не отразиться на финансовых результатах деятельности молодого, развивающегося предприятия.
Результаты факторного анализа рентабельности продаж по прибыли (убытку) от продаж представлены в таблице 13.
Таблица 13
Факторный анализ рентабельности продаж СХППК «Усть-Алдан» за 2009 - 2011 г
№ п/п расчета и замены |
Частные показатели |
Обобщающий показатель рентабельности (убыточности) продаж, % |
Расчет фактора |
Причины изменений | |
Выручка от продаж (объем продаж) |
Прибыль (убыток) от продаж | ||||
2009-2011 | |||||
1 расчет (2009 год) |
60 926,00 |
- 13 641,00 |
-22,39 |
- |
- |
2 расчет 1-я замена |
499 067,00 |
- 13 641,00 |
-2,73 |
=-2,73-(-22,39)= + 19,66 |
за счет изменения выручки от продаж (объема продаж) |
3 расчет 2-я замена |
499 067,00 |
- 15 977,00 |
-3,20 |
=-3,20-(-2,73)= - 0,47 |
за счет изменения прибыли (убытка) от продаж |
2009-2010 | |||||
1 расчет (2009 год) |
60 926,00 |
- 13 641,00 |
-22,39 |
- |
- |
2 расчет 1-я замена |
294 841,00 |
- 13 641,00 |
-4,63 |
=-4,63-(-22,39)= + 17,76 |
за счет изменения выручки от продаж (объема продаж) |
3 расчет 2-я замена |
294 841,00 |
8 107,00 |
2,75 |
=2,75-(-4,63)= + 7,38 |
за счет изменения прибыли (убытка) от продаж |
В интервале 2009-2011 год рентабельность продаж приросла на 19,19%.
Положительное влияние на рост рентабельности продаж оказал фактор изменения выручки от продаж (+ 19,66%). Отрицательное влияние оказал фактор изменения прибыли (убытка) от продаж (- 0,47%).
В результате действия положительного влияния обеих факторов, показатель рентабельности продаж в 2011 году увеличился на 25,14% по сравнению с 2009 годом. Показатель объема продаж дал прирост на 17,76%, а показатель прибыли (убытка) от продаж дал прирост на 7,38%.
На величину показателя рентабельности 2011 года по сравнению с 2010 годом оба фактора подействовали отрицательно: за счет изменения объема продаж показатель рентабельности продаж уменьшился на 1,13%, а изменение прибыли (убытка) от продаж снизило показатель рентабельности продаж 2011 года на 4,83%. Результатом воздействия обеих факторов стало снижение рентабельности продаж 2011 года по отношению к рентабельности продаж 2010 года на 5,95%.
Заключение
Поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансово - экономического анализа.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия является прибыль и рентабельность.
Как показал анализ финансовых результатов производственного предприятия СХППК «Усть - Алдан», данное предприятие достаточно стремительно развивается и успешно работает на рынке не только города, но и России, и даже зарубежья. Продукция предприятия пользуется спросом у покупателя, является конкурентоспособной.
Как и любое развивающееся предприятие, оно испытывает определенные трудности, но положительная динамика развития говорит о том, что они вполне преодолимы.
За рассматриваемый период 2009-2011 г. предприятие улучшило свои финансовые результаты. Чистый убыток 2011 года составил всего -6674 тыс. рублей по сравнению с -12335 тыс. рублей убытка 2009 года, что в процентном соотношении составляет 45,89 %. При этом в 2010 году размер чистой прибыли достиг 3938 тыс. рублей.
Сумма убытка до налогообложения в 2011 году снизилась на 9681 тыс. рублей (-61,68%) и составила -6014 тыс. рублей по сравнению с -15695 тыс. рублей в 2009 году. В 2010 году сумма прибыли до налогообложения составила 4417 тыс. рублей.
Убыток от продаж, наоборот, хотя и незначительно, но все же вырос и составил в 2011 году -15977 тыс. рублей против -13641 тыс. рублей в 2009 году. В 2010 году была получена прибыль от продаж в размере 8107 тыс. рублей.
Кроме того, в 2011 году произошло снижение валовой прибыли по сравнению с 2009 годом на 12141 тыс. рублей (-39,63%). Хотя в 2010 году наблюдался прирост валовой прибыли по сравнению с 2007 годом на 54030 тыс. рублей.
Снижение валовой прибыли и прибыли от продаж говорит о том, что предприятию необходимо работать над снижением себестоимости продукции и над оптимизацией коммерческих и управленческих расходов. Это же показал и факторный анализ прибыли и рентабельности.
Наиболее полно, чем прибыль, окончательные результаты хозяйствования характеризуют показатели рентабельности.
Убыточность продаж по прибыли от продаж, показывающая долю прибыли в сумме выручки от реализации, в 2011 году составила -3,2%, что на 85,7% лучше показателя 2009 года (- 22,39%). В 20010 году рентабельность продаж составила 2,75%.
Убыточность всего капитала уменьшилась в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 79,41%, убыточность основного капитала снизилась на 63,58%, убыточность заемного капитала уменьшилась на 71,99%.
На примере данного предприятия очень хорошо прослеживается негативное воздействие кризисных явлений 2011 года в экономике страны в целом, что не могло не отразиться на финансовых результатах, развивающегося предприятия. Предприятие зарегистрировано в 2007 году, но производство готовой продукции начато в мае 2008 года. Но уже в 2009 году были достигнуты отличные результаты деятельности и получена прибыль в размере 3938 тыс. рублей. При этом отмечаем, что все показатели 2010 года значительно выше показателей 2009 года.
В данной дипломной работе нами был проведен анализ финансовых результатов производственного предприятия СХППК «Усть - Алдан». Данный анализ является ретроспективным, т.к. использовано информация уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности; внутренним, т.е. изучалась деятельность только одного предприятия; финансово-экономическим, т.е. его содержанием является изучение взаимодействия экономических процессов и финансовых результатов.
По использованной методике проведенный нами анализ является сравнительным и факторным. По охвату изучаемых объектов - выборочный и тематический, т.е. рассматривались не все стороны хозяйственной деятельности СХППК «Усть - Алдан», а лишь финансовые результаты.
Данный анализ не носит исчерпывающего характера. Это продиктовано
ограниченностью предоставленной предприятием информации и, в некоторой степени, ограниченностью объема данной дипломной работы. Одна из задач выполнения данной работы - показать владение различными методами и способами финансового анализа, а также знанием правил бухгалтерского учета финансовых результатов.
Список использованной литературы
Информация о работе Анализ формирования финансовых результатов