Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 14:43, курсовая работа
Бюджетные организации являются важными субъектами производ-ственных отношений при любой модели государственного устройства. Они призвано обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значи-мых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные ис-следования, социальная защита, культура, государственное управление и д. р.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ И АНАЛИЗ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА 11
1.1. Трудовые ресурсы и средства на отплату труда как объект учета (на примере ГУО "Быховский ЦТКиЭ") 11
1.2. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях 19
1.3. Значение фонда оплаты труда 24
1.3.1. Теоретические основы формирования фонда заработной платы и прочих выплат 31
1.4. Удержания и вычеты из заработной плат 42
1.5. Методика анализа фонда заработной платы 46
2 АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГУО "БЫХОВСКИЙ ЦТКИЭ" 50
2.1. Анализ состава и структуры трудового персонала 50
2.2. Анализ движения штатных работников 52
2.3. Факторный анализ фонда рабочего времени 54
2.4. Анализ производительности труда. Факторный анализ среднегодовой выработки 58
2.5. Анализ состава и структуры фонда заработной платы 60
2.6. Факторный анализ использования фонда заработной платы 64
3. РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Показатели |
ФЗП 2006 год | ФЗП 2007 год | Отклонение уд. веса,% | ||
Аб. сумма | % к итогу | Аб. сумма | % к итогу | ||
1. Основная деятельность | 29219,3 | 45,5% | 33932,1 | 44,9% | -0,4 |
2.
Фонд з/п работников не |
35047,7 | 54,5% | 41676,9 | 55,1% | +0,6 |
Всего ФЗП | 64267 | 100% | 75609 | 100% | - |
Наибольший удельный вес в фонде оплаты труда имеют работники не списочного состава 55,1 в отношении к 2006 году их доля незначительно увеличилась на 0,6. Распределение ФЗП среди рабочих и служащих примерно существенно не отличается, в 2007 г. по сравнению с 2006 годом фонд оплаты труда рабочих уменьшился на 1,9, а фонд оплаты труда служащих увеличился на 1,3. Динамику фонда оплаты труда можно наблюдать (Приложение М) Фонд заработной платы работников списочного состава уменьшился на 0,4%, а работников не списочного состава увеличился на 0,6%, на ряду с этим стоит отметить, что произошло увеличение работников списочного состава на 1 человека (таблица 2,2 и 2,3) и уменьшение работников не списочного состава на 5 человек.
На
изменение фонда оплаты труда сотрудников
списочного состава оказывают влияние
факторы, представленные в таблице 2.11.
Таблица 2.11. Исходные данные для анализа фонда зарплаты штатных сотрудников учреждения.
Показатели | 2006 год | 2007 год | Отклонение |
1. Среднесписочная численность рабочих повременщиков | 12 | 13 | +1 |
2.
Кол-во отработанных дней |
225 | 215 | -10 |
3. Средняя
продолжительность рабочей |
7,8 | 7,5 | -0,3 |
4. Фонд оплаты труда, т. р. (в сопоставимых ценах) | 32754,8 | 33932,1 | +1177,3 |
5. Зарплата одного внештатного сотрудника, тыс. руб. | |||
5.1. Среднегодовая тыс. руб. | 2729,6 | 2610,2 | -119,4 |
5.2. Среднедневная тыс. руб | 12,1 | 12,1 | 0 |
5.3. Среднечасовая тыс. руб | 1,5 | 1,6 | +0,1 |
В анализируемом учреждении по отношение к прошлому году среднесписочная численность работников увеличилась на 1 человека. Средняя продолжительность рабочей смены уменьшилась на 0,1 часа. Фонд оплаты труда также уменьшилась на 1177,3 тыс. руб. Среднегодовая зарплата одного рабочего уменьшилась на 119,4 тыс. руб., среднечасовая осталась неизменной, а среднечасовая заработная плата незначительно увеличилась на 0,1тыс. руб.
Расчет влияния этих факторов можно произвести способом абсолютных разниц на основе формул 1.1-1.4, представленных в первом разделе (таблица 2.11).
Таблица 2.12 Анализ фонда зарплаты.
Факторы | Расчет влияния фактора | Уровень влияния фактора, тыс. руб. |
1. Изменение
численности штатных |
1*225*7,8*1,5 | +2632,5 |
2. Изменение количества дней, отработанных в среднем одним сотрудником | 13*(215-225) *7,8*1,5 | -1521 |
3. Изменение
средней продолжительности |
13*215*(7,5-7,8) *1,5 | -1257,75 |
4. Изменение среднечасовой зарплаты одного сотрудника | 13*215*7,5*(1,6-1,5) | +2096,25 |
Итого | +1950 |
В отчетном году в учреждении фонд заработной платы рабочих увеличился на сумму 1950тыс. руб. Увеличение численности сотрудников привело к увеличению ФОТ на 2632,5 тыс. руб., уменьшение количества отработанных дней уменьшило ФОТ– на 1521тыс. руб. уменьшение продолжительности рабочего дня привело к уменьшению фонда заработной платы на 1521 тыс. руб, что свидетельствует о нерациональном использовании рабочего времени. В результате уменьшения средней продолжительности дня на 0,3часа ФОТ сократился на 1257,75.
Для
анализа полного использования
фонда оплаты труда необходимо провести
анализ повременного фонда оплаты труда,
т.е. заработной платы внештатных совместителей,
так как в общем фонде оплаты труда заработная
плата данной категории рабочих занимает
наибольший удельный вес 55,5% в 2007 году
и 54,5% в 2006 году данные представлены в (таблице
2.10). На изменение повременного фонда оплаты
труда оказывают влияние факторы, представленные
в (таблице 2.13).
Таблица 2.13 Исходные данные для анализа повременного фонда зарплаты внештатных сотрудников учреждения.
Показатели | 2006 год | 2007 год | Отклонение |
1. Списочная
численность рабочих |
37 | 32 | -5 |
1.1.
Среднесписочная рабочих |
7 | 5 | -2 |
2. Кол-во часов в рабочем дне | 8 | 8 | - |
3. Кол-во отработанных дней одним внештатным сотрудником в среднем за год (1.1. * 2) | 56 | 40 | -16 |
3.1. Средняя
продолжительность рабочей |
8 | 8 | - |
3.2. Отработано за год всеми работниками дней (3 * 1) | 2072 | 1280 | -792 |
3.3. Отработано за год всеми работниками часов (3 * 3.1. * 1) | 16576 | 10240 | -6336 |
4. Фонд повременной оплаты труда, т. р. (в сопоставимых ценах) | 39288,5 | 41676,9 | +2388,4 |
5. Зарплата одного внештатного сотрудника, тыс. руб. | |||
5.1. Среднегодовая тыс. руб. | 1061,9 | 1302,4 | +240,5 |
5.2. Среднедневная тыс. руб (4/3.2) | 18,9 | 32,5 | +13,6 |
5.3. Среднечасовая тыс. руб (4/3.3) | 2,4 | 4,0 | +1,6 |
В
анализируемом учреждении по отношение
к прошлому году списочная численность
рабочих повременщиков уменьшилась на
5 человек. Фонд повременной оплаты труда
также увеличился на 2388,4 тыс. руб. Среднегодовая
зарплата одного рабочего возросла на
240,5руб., среднечасовая на 1,6 руб. Расчет
влияния этих факторов можно произвести
способом абсолютных разниц на основе
формул 1.1-1.4, представленных в первом разделе
(таблица 2.14).
Таблица 2.14 Анализ повременного фонда зарплаты рабочих
Факторы | Расчет влияния фактора | Уровень влияния фактора, тыс. руб. |
1. Изменение
численности рабочих- |
-5*56*8*2,4 | -2496,0 |
2. Изменение количества дней, отработанных в среднем одним рабочим | 32*(40-56) *8*2,4 | -9830,4 |
3. Изменение средней продолжительности рабочего дня | 32*40*(8-8) *2,4 | 0 |
4. Изменение среднечасовой зарплаты одного рабочего | 32*40*8*(4,0-2,4) | +16384,0 |
Итого | +4057,6 |
В отчетном году на предприятии повременный фонд заработной платы рабочих увеличился на сумму 4057,6тыс. руб. Уменьшение численности внештатных сотрудников привело к уменьшению ФОТ на 2496,0 тыс. руб., уменьшение количества отработанных дней повлекло уменьшение фонда оплаты труда – на 9830,4тыс. руб. В тоже время наблюдается рост среднечасовой заработной платы на 16384,0 тыс. руб., что свидетельствует о увеличении часовой нагрузки на внештатных сотрудников, т.е. к увеличению оплаты за отработанные ими часы.
Для
расширенного воспроизводства получения
необходимой прибыли и
Изменение среднего заработка работающих за период характеризуется его индексом (JЗП), который определяется отношением средней заработной платы за отчетный период (ЗП1) к средней заработной плате в базисном периоде (ЗП0). Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда (Jгв):
JЗП = (75609/45) / (64267/49) = 1680,2 / 1311,6 = 1,281;
Jгв = (103581/45) / (88043/49) = 2301,8 / 1796,7 = 1,281;
Темп роста производительности труда должен опережать темп роста средней заработной платы. Для этого рассчитывают коэффициент опережения Коп и анализируют его в динамике:
Коп = Jгв / JЗП;
Коп = 1,281 / 1,281 = 1,0.
Затем производят подсчёт суммы экономии (перерасхода) (Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты:
.
Э = 75609*(1,28-1,28/1,28) = 0 тыс. руб.
В учреждении нет экономии фонда заработной платы, необходимо пересмотреть существующий план по труду и зарплате, так как его цель заключается в изыскании резервов по улучшению использования рабочей силы и на этой основе производительности труда. При этом план должен быть разработан так, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста зарплаты.
В условиях высокой инфляции при анализе индекса роста средней заработной платы необходимо базисный показатель средней зарплаты (СЗ0) скорректировать на индекс роста цен на потребительские товары и услуги (Jу), который составляет 112,1%:
,
JЗП = 1680,2 / (1311,6*112,1%) = 1680,2 / 1470,3 = 1,14;
где СЗ1 - средняя зарплата в отчётном периоде
Следовательно, среднегодовая заработная плата работников в отчетном периоде увеличилась на 14%.
Возможны три основных варианта совершенствования оплаты труда рабочих и служащих:
- на основе существенного повышения стимулирующего воздействия тарифной оплаты;
- на основе повышения стимулирующего воздействия нетарифных выплат (премий, оплаты за перевыполнение норм, надбавок);
- на основе усиления стимулирующей роли механизма образования и распределения фондов оплаты труда подразделений учреждения (цехов, участков, бригад).
Работа по совершенствованию оплаты труда при первом варианте состоит в том, чтобы, используя более высокие тарифные ставки (оклады), существенно поднять уровень нормирования труда, отменить искусственные системы премирования и доплаты, обеспечивающие механическое повышение заработной платы, подкрепить возросший уровень нормирования труда мерами по повышению уровня организации труда, производства, управления и дисциплины труда. При этом подходе все нетарифные выплаты, и прежде всего премии, должны выплачиваться за результаты, превышающие норму труда, или за достижение результатов, превышающих достигнутый среднепрогрессивный уровень. Практическая реализация рассматриваемого варианта совершенствования организации заработной платы возможна в условиях четкой ритмичной работы на основе гарантированного материально-технического обеспечения.