Анализ фонда заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Бюджетные организации являются важными субъектами производ-ственных отношений при любой модели государственного устройства. Они призвано обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значи-мых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные ис-следования, социальная защита, культура, государственное управление и д. р.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ И АНАЛИЗ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА 11
1.1. Трудовые ресурсы и средства на отплату труда как объект учета (на примере ГУО "Быховский ЦТКиЭ") 11
1.2. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях 19
1.3. Значение фонда оплаты труда 24
1.3.1. Теоретические основы формирования фонда заработной платы и прочих выплат 31
1.4. Удержания и вычеты из заработной плат 42
1.5. Методика анализа фонда заработной платы 46
2 АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГУО "БЫХОВСКИЙ ЦТКИЭ" 50
2.1. Анализ состава и структуры трудового персонала 50
2.2. Анализ движения штатных работников 52
2.3. Факторный анализ фонда рабочего времени 54
2.4. Анализ производительности труда. Факторный анализ среднегодовой выработки 58
2.5. Анализ состава и структуры фонда заработной платы 60
2.6. Факторный анализ использования фонда заработной платы 64
3. РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Работа содержит 1 файл

Курсовая АХД.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

      Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Только труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов

      Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда  являются наиважнейшими для работника и для нанимателя. Основу всех этих взаимоотношений составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и ряд других нормативных правовых актов, которые обеспечивают государственные гарантии по оплате труда: величину минимальной заработной платы в соответствии с потребительским минимальным бюджетом; размер тарифной ставки первого разряда; правила индексации заработной платы; размеры удержаний из заработной платы; ответственность нанимателей за нарушения трудовых соглашений; установление продолжительности рабочего дня, отпуска и др.

      Важными документами, регулирующими трудовые отношения, являются коллективный договор и трудовой договор, которые заключаются только в письменной форме в двух экземплярах (нанимателю и работникам).

      Классификация выполняемых работ, должностей, тарифных ставок отражены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, Единой тарифной сетке. Единой тарифной сеткой установлены минимальные размеры заработной платы.

      На  основе коллективного договора в  зависимости от условий труда, сложности  работы, при высокой квалификации работника предприятие имеет  право повышать тарифные ставки отдельным  категориям работников на определенный процент, но не боли чем на 50%.

      Нормативная правовая база по заработной плате  в Республике Беларусь включает нормативные  правовые акты, характеризующие гарантии, меры стимулирования оплаты труда, включение  в затраты различных выплат:

      Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" от 18 октября 1994 г. N 3321-XII (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 29.12. 2006 г. № 188-3) определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [16].

      Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 30.05. 2003 г. № 89 " Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана бухгалтерского учета " содержит характеристику счетов бухгалтерского учета и рекомендации по применению в системе бухгалтерского учета Типового плана счетов [17].

      Декрет Президента от 18.07. 2002 № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников" [18]. В данном Декрете говорится о том, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

      Постановление Совмина от 27.04. 2006 № 555 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда" [19]. Этим нормативным документом введена норма, предусматривающая, что премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов коммерческих организаций должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством, по итогам работы за квартал.

      Закон от 17.07. 2002 № 124-3 "Об установлении и  порядке повышения размера минимальной  заработной платы" повествует, что  размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета республики, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год, а также с учетом уровня занятости и производительности труда, потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, и сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат [20].

      Указ  Президента от 28.01. 2006 № 55 "О нормативе  индексации денежных доходов населения с учетом инфляции" устанавливает, что в соответствии со ст.58 Трудового кодекса индексация заработной платы производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5-процентный порог. Индекс потребительских цен исчисляется в порядке, установленном правительством, и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в том числе нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации. Индексация зарплаты осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой для различных частей дохода по шкале нормативов. С 1 января 2006г. увеличен норматив индексации денежных доходов населения, подлежащих индексации, с 75 до 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемый Совмином и действующим на момент индексации.

      Постановление Минтруда и соцзащиты от 20.09. 2002 № 123 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) определен порядок применения Единой тарифной сетки для работников производственных отраслей экономики с учетом их специфики.

      Декрет  Президента от 26.07. 1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений укреплению трудовой и  исполнительской дисциплины" предусматривает, что контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в числе: предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней повышение тарифной ставки (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством).

      Постановлением  Совмина от 9.11. 1999 № 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда" предусмотрены показатели и размеры премирования также иные меры материального стимулирования рабочих специалистов, служащих, руководителей за высокопроизводительный и качественный труд. Для рабочих-сдельщиков - на основе введения прогрессивно возрастающих до 10% расценок за увеличение производства продукции; для рабочих-повременщиков - на основе повышения до 10% тарифной ставки присвоенного разряда; для руководителей, специалистов и служащих - на основе повышения до 7% должностных окладов.

      В Постановлении Министерства экономики, труда от 15.03. 2000 № 46/35 "Об утверждении  Типового положения о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг)" перечислены принципы организации премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих организаций за экономию материальных, трудовых и прочих ресурсов.

      Постановление Минтруда от 30.03. 2001 № 39 "О принятии Рекомендаций по премированию работников государственных предприятий и предприятий с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово-хозяйственной деятельности". Рекомендации этого документа применяются при организации премирования рабочих, руководителей (кроме генерального директора, директора), специалистов, служащих государственных предприятий и предприятий с долей собственности государства в их имуществе.

      Постановление Минтруда и соцзащиты от 20.04. 2005 № 50 "О принятии Рекомендаций по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций и увеличению удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам". Это постановление устанавливает, что рекомендации определяют порядок совершенствования состава зарплаты работников коммерческих организаций и увеличения удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной зарплате в размере не менее 65%.

      Правовым  основанием регулирования контрактной  формы найма работников в настоящее время являются подписанный Президентом РБ Декрет от 26.07. 1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее – Декрет № 29), предоставивший нанимателям право заключать с работниками контракты, и принятые в его исполнение постановления Совета Министров РБ от 25.09. 1999 № 1476 "Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками" и от 02.08. 1999 № 1180 "Об утверждении примерной формы контракта нанимателя с работником". Вместе с тем, поскольку контракт является трудовым договором, заключаемым в письменной форме на определенный в нем срок и содержащим особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде (напомним, что одной из таких особенностей является ограничение контракта по минимальному сроку заключения – не менее одного года), данные отношения регулируются также нормами Трудового кодекса РБ в части регламентации трудовых договоров, заключенных на определенный срок. Контракты, заключаемые с работниками бюджетных организаций, характеризуются рядом особенностей, обусловленных прежде всего характером финансирования. Правилами составления и исполнения смет республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования, утвержденными приказом Минфина РБ от 30.12. 1998 № 316, дается конкретное определение бюджетного учреждения (организации). Трудовое законодательство определяет минимальные государственные гарантии для организаций, финансируемых из бюджета, в частности: формы и системы оплаты труда работников устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст.63 ТК РБ). Например, в настоящее время оплата труда работников бюджетных организаций регламентируется Указом Президента РБ от 28.12. 1999 № 770 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета", одноименными постановлениями Совета Министров РБ от 31.12. 1999 № 2070 и Минтруда РБ от 21.01. 2000 № 6; – размер тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для работников бюджетной сферы, а также республиканские тарифы оплаты труда – часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников (ст.56, 60, 61 ТК РБ), устанавливаются государством путем определения решением Правительства РБ их фиксированного размера; индексация заработной платы, выплачиваемой работникам, производится за счет средств соответствующего бюджета (ст.58 ТК РБ); размер минимальной заработной платы устанавливается Правительством Республики Беларусь (ст.59 ТК РБ); размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст.67 ТК РБ); при временном заместительстве замещающему работнику оплата производится в размере должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием замещаемого работника (без надбавок и доплат) (ст.68 ТК РБ); за каждый час работы в ночное время и за многосменный режим работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом Правительством РБ или уполномоченным им органом для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (ст.70 ТК РБ); порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках, а также конкретные размеры компенсаций при переезде на работу в другую местность устанавливаются Правительством РБ для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (ст.95, 97 ТК РБ).

      Контракты, заключенные с работниками бюджетных организаций, должны содержать в качестве обязательных условия, предусмотренные Декретом № 29. Примерная форма контракта нанимателя с работником утверждена постановлением Совета Министров РБ от 02.08. 1999 № 1180. Следует учитывать, что примерные условия договоров в соответствии со ст.397 ГК РБ в отличие от типовых (ст.396 ГК РБ) не носят столь обязательного характера. При неисполнении данных условий договор является ничтожным. Поэтому при отсутствии в законодательстве механизма и источников финансирования из бюджета условие договора может быть опущено, т.е. автоматически не переносится в качестве обязательного в контракт. Например, норма о предоставлении дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней в качестве дополнительной меры стимулирования труда носит для бюджетных организаций больше декларативный характер, так как нормативные правовые акты, принятые в развитие Декрета, не предусматривают механизм предоставления такого поощрительного отпуска и, соответственно, выделение бюджетных средств на эти цели. Кроме того, необходимо обратить внимание, что заключаемые в настоящее время контракты должны содержать норму о минимальной компенсации в размере 3 среднемесячных заработных плат за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя (не распространяется на работников, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и имеющих право на полную пенсию, а также работников, не достигших указанного возраста, но получающих пенсии (кроме трудовых, пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий)).

      На  основании Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. №26 "О совершенствовании организации труда педагогических работников" и на основании статьи 319 Трудового кодекса Республики Беларусь и в целях совершенствования организации труда работников учреждений образования из числа руководителей, эффективности использования их творческого потенциала, а также поддержания их профессионального уровня Министерство образования Республики Беларусь постановляет: Установить, что руководители (их заместители) учреждений образования (их структурных подразделений) могут выполнять в рабочее время оплачиваемую преподавательскую работу по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов преподавательской работы за ставку педагогических работников либо рабочего времени профессорско-преподавательского состава в соответствии с перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право выполнять в рабочее время оплачиваемую преподавательскую работу по месту основной работы [21].

Информация о работе Анализ фонда заработной платы