Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ финансовых результатов на примере предприятия ОАО «Пензтяжпромарматура». Постановка цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия, а именно, изложить задачи, последовательность и методику анализа;
Показать применение изложенной методики на практике, а именно, рассмотреть на примере деятельности производственного предприятия ОАО «Пензтяжпромарматура». Проанализировать формирование, динамику и выполнение плана прибыли, рассчитать показатели рентабельности, провести факторный анализ прибыли и рентабельности.
На основе проведенного анализа выявить существующие резервы увеличения прибыли и рентабельности, разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.
Информационной базой является бухгалтерская отчетность за 2009 – 2010 года.
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Пензтяжпромарматура»
Содержание
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятии……………………………………………………….6
1.1. Доходы и расходы как база формирования финансовых результатов………………………………………………………………………...6
1.2. Прочие доходы и расходы……………………………………………7
1.3. Методы определения условий безубыточности продаж……..……10
1.4. Оценка влияния инфляции на прибыль от продаж………………...17
1.5. Факторный анализ прибыли до налогообложения и чистой прибыли…………………………………………………………………………..19
1.6. Факторный анализ рентабельности продаж…………..……………20
Глава 2. Анализ финансовых результатов на примере
ОАО «Пензтяжпромарматура»…………………………………………..24
2.1. Краткая экономическая характеристика……...…………………….24
2.2. Организационная структура предприятия………………...………..26
2.3. Финансовое состояние предприятия по данным бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..27
2.4. Показатели, характеризующие финансовое состояние ОАО «Пензтяжпромарматура…………………………………………………………32
Глава 3. Рекомендации по улучшению результатов деятельности на ОАО «Пензтяжпромарматура»….……………………..…………...................39
3.1. Факторный анализ деятельности предприятия на ОАО «Пензтяжпромарматура»………………………………………………………..39
3.2. Предложения по улучшению результатов деятельности на ОАО«Пензтяжпромарматура»………………………………………………….41
Заключение……………………...………………………………………...43
Список используемой литературы……………………………………….44
Из уравнения (7) находим значение обобщенной базы:
;
.
На основе значения обобщенной базы из уравнения (9) находим количество реализуемых единиц по каждому наименованию ассортимента, обеспечивающее безубыточность продаж:
.
Если полученные значения qi не являются целыми числами, в качестве количеств реализуемых единиц можно выбрать минимальные целые числа, которые не меньше вычисленных qi.
2. Определение условий фиксированной рентабельности продаж. Предполагается определенный уровень планируемой рентабельности продаж:
,
где Рр — прибыль от продаж; — выручка от продаж.
Преобразуем уравнение (1):
;
;
;
где — усеченный маржинальный доход на единицу i-го наименования ассортимента, т.е. маржинальный доход, уменьшенный на прибыль от продаж, приходящуюся на единицу i-го наименования ассортимента.
Выразим количества реализуемых единиц через весовые коэффициенты и обобщенную базу (см. уравнение (3)):
.
Из уравнения (15) находим значение обобщенной базы:
.
На основе значения обобщенной базы из уравнения (16) находим количества реализуемых единиц по каждому наименованию ассортимента, обеспечивающие фиксированную рентабельность продаж:
.
Как
и при определении
Выражения (10) и 17) будут иметь смысл только при условии, что их знаменатели больше нуля:
>0;
>0.
Выполнение условия (18) может быть обеспечено если в частности, продажная цена единицы каждого наименования ассортимента (hi) больше соответствующих переменных расходов в расчете на единицу наименования ассортимента (si):
hi>
si,
Выполнение условия (19) может быть обеспечено, если, в частности, планируемая рентабельность продаж удовлетворяет следующему ограничению:
<
,
т.е. если мы рассмотрим отношение маржинального дохода на единицу каждого наименования ассортимента к соответствующей продажной цене единицы наименования ассортимента, то планируемая рентабельность продаж должна быть меньше минимального из этих отношений.
Из выражений (10), (17) определяются натуральные количества реализуемых единиц каждого наименования ассортимента, обеспечивающие безубыточность или фиксированную рентабельность продаж. Для того чтобы определить натуральные количества производимых в плановом периоде единиц каждого наименования ассортимента, обеспечивающие безубыточность или фиксированную рентабельность продаж, необходимо произвести расчеты, учитывающие остатки годовой продукции и товаров на складе на начало планового периода, и переменные и постоянные расходы, соответствующие этим остаткам.
При проведении анализа по итогам отчетного периода необходимо сравнить фактические натуральные количества реализованных единиц, которые были необходимы для обеспечения безубыточности или фиксированной рентабельности продаж исходя из уровней продажных цен, удельных переменных расходов и постоянных расходов. Отклонения фактических натуральных объемов реализации от величин, определенных на основе выражений (10), (17), будут в этом случае рассматриваться как факторы прибыли или убытка от продаж либо как факторы положительного или отрицательного отклонения фактической рентабельности продаж от запланированной.
Теория поведения затрат (переменных и постоянных) позволяет рассчитать операционный рычаг и оценить его эффект. Любое изменение объема продаж товаров всегда порождает более сильное изменение прибыли от продаж.
На финансовые результаты значительное влияние оказывает инфляция, особенно если она составляет более 3-5% в год. Инфляция (в пер. с лат. — вздутие) означает обесценение денег, и единственным способом сохранения реальной величины денежных ресурсов, капитала и доходов в условиях инфляции является индексация цен.
Индекс цен в статистике принято изображать в следующем виде:
,
где Σ— сумма произведений объекта исследования на его цену; q — объект исследования по видам; р — цена каждого вида объекта; 0 — символ базового значения; 1 — символ отчетного (последующего) значения.
Методику анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно представить в виде пяти этапов.
Этап 1. Анализ влияния инфляции на продукцию. Строим индекс цен на продукцию, т.е. под q понимаем виды продукции, а под р — цену на каждый вид продукции. В числителе получаем стоимость продукции отчетного периода по ценам отчетного периода, а в знаменателе — условную стоимость продукции отчетного периода по ценам базового периода. Дробь характеризует индекс цен на продукцию в коэффициентах или в процентах, а разница между числителем и знаменателем — абсолютное приращение выручки от продаж из-за изменения цен, что означает увеличение прибыли за счет этого фактора.
Этап 2. Анализ влияния инфляции на закупаемые предметы труда. Строим индекс цен на материалы, т.е. под q понимаем виды материальных ценностей, а под р — цену на каждый соответствующий вид. В числителе будет стоимость материалов, заготовленных в отчетном периоде по ценам отчетного периода, а в знаменателе — условная стоимость материалов отчетного периода по ценам базового периода. Дробь характеризует индекс цен на материалы в коэффициентах или в процентах, а разница между числителем и знаменателем — абсолютное приращение стоимости затраченных предметов труда в силу изменения цен, что означает уменьшение прибыли за счет завышения себестоимости по этому фактору.
Этап
3. Анализ влияния инфляции
на трудовые затраты.
Строим индекс цен на оплату труда, т.е.
под q понимаем виды оплат труда, а
под р — расценки по каждому виду оплаты
труда. В числителе получаем общий фонд
оплаты труда с начислениями, а в знаменателе
— условный фонд оплаты труда с начислениями
по затратам труда отчетного года, но по
расценкам труда базового года. Дробь
характеризует индекс роста оплаты труда
с начислениями из-за инфляции в коэффициентах
или процентах, а разница между числителем
и знаменателем — абсолютное приращение
стоимости трудовых услуг в силу инфляции,
что означает уменьшение прибыли за счет
завышения себестоимости по трудовому
фактору.
1.5. Факторный анализ прибыли
до налогообложения и чистой прибыли
Схема формирования показателей прибыли характеризует основные факторы различных показателей прибыли.
1. Расчет бухгалтерской прибыли до налогообложения (Рб):
;
где Рр — прибыль (убыток) от продаж (реализации); Sp — себестоимость продаж; Sком — коммерческие расходы; Synp — управленческие расходы; Рпр — сальдо прочих доходов и расходов.
Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения (ΔР6) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам:
;
,
2. Расчет чистой прибыли (Рч):
;
,
где G — текущий налог на прибыль, скорректированный на отложенные налоговые активы (-) и обязательства (+).
Чистая прибыль (или убыток отчетного периода) является итоговым показателем формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источником пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости.
Факторный анализ изменения чистой прибыли (ΔРч) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам
;
;
.
Факторный
анализ на основе последней формулы
дает наиболее обобщенную картину влияния
финансовых результатов различных видов
деятельности предприятия (обычных видов
деятельности и видов деятельности, связанных
с формированием прочих доходов и расходов)
на его конечный финансовый результат.
При необходимости следует из внереализационных
доходов и расходов выделить расходы,
связанные с налогообложением и аналогичными
платежами.
Приращение прибыли может быть связано как с интенсивностью, так и с экстенсивностью использования производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке от продаж.
В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:
1.
Рентабельность продаж по
где Рр — прибыль от продаж (стр. 050 формы № 2); N — выручка от продаж в отпускных цена-нетто (стр. 010 формы № 2).
2.
Рентабельность продаж по
,