Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на ОАО «Пензтяжпромарматура»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ финансовых результатов на примере предприятия ОАО «Пензтяжпромарматура». Постановка цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия, а именно, изложить задачи, последовательность и методику анализа;
Показать применение изложенной методики на практике, а именно, рассмотреть на примере деятельности производственного предприятия ОАО «Пензтяжпромарматура». Проанализировать формирование, динамику и выполнение плана прибыли, рассчитать показатели рентабельности, провести факторный анализ прибыли и рентабельности.
На основе проведенного анализа выявить существующие резервы увеличения прибыли и рентабельности, разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.

Информационной базой является бухгалтерская отчетность за 2009 – 2010 года.

Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Пензтяжпромарматура»

Содержание

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятии……………………………………………………….6

1.1. Доходы и расходы как база формирования финансовых результатов………………………………………………………………………...6

1.2. Прочие доходы и расходы……………………………………………7

1.3. Методы определения условий безубыточности продаж……..……10

1.4. Оценка влияния инфляции на прибыль от продаж………………...17

1.5. Факторный анализ прибыли до налогообложения и чистой прибыли…………………………………………………………………………..19

1.6. Факторный анализ рентабельности продаж…………..……………20

Глава 2. Анализ финансовых результатов на примере

ОАО «Пензтяжпромарматура»…………………………………………..24

2.1. Краткая экономическая характеристика……...…………………….24

2.2. Организационная структура предприятия………………...………..26

2.3. Финансовое состояние предприятия по данным бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..27

2.4. Показатели, характеризующие финансовое состояние ОАО «Пензтяжпромарматура…………………………………………………………32

Глава 3. Рекомендации по улучшению результатов деятельности на ОАО «Пензтяжпромарматура»….……………………..…………...................39

3.1. Факторный анализ деятельности предприятия на ОАО «Пензтяжпромарматура»………………………………………………………..39

3.2. Предложения по улучшению результатов деятельности на ОАО«Пензтяжпромарматура»………………………………………………….41

Заключение……………………...………………………………………...43

Список используемой литературы……………………………………….44

Работа содержит 1 файл

Курсовая АХД.doc

— 547.00 Кб (Скачать)

     Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств, например, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

     В соответствии с ПБУ 10/99 расшифруем статью «прочие расходы»:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, материалов и т.д.;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов (например, налога на имущество) за счет финансовых результатов;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение дочиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплати т.п.) на благотворительные цели, расходы на спортивные и культурно-просветительские мероприятия, отдых, развлечения и иные аналогичные мероприятия;
  • прочие расходы.

     Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств.

     Анализируя  прочие доходы и расходы, представленные в укрупненном виде в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», полезно выделить операционные и внереализационные доходы и расходы по данным бухгалтерского учета (аналитического учета по субсчету 91-1 и субсчету 91-2). Напомним, что под операционной деятельностью в данном случае понимается не связанная с производством и продажей продукции деятельность (т.е. с основной операционной деятельностью), а прочая операционная деятельность, включающая определенные планируемые хозяйственные операции. Под реализационными доходами и расходами понимаются результаты фактов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия.

     В то же время при определении состава  операционных доходов и расходов следует иметь в виду, что в  организациях, предметом деятельности которых является одно или несколько из следующих направлений: предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды; предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности; участие в уставных капиталах других организаций — доходы и расходы по указанным специфическим видам деятельности считаются доходами и расходами по обычным видам деятельности, а не операционными доходами и расходами.

     Указанные специфические виды деятельности являются предметом деятельности предприятия и, следовательно, относятся к обычным видам деятельности, если они упомянуты в уставе предприятия. В случае, когда в уставе отсутствуют упоминания об указанных видах деятельности, но на предприятии имеют место регулярные доходы и расходы по этим видам деятельности, предприятию следует внести изменения в устав и отражать в отчетности данные доходы и расходы как относящиеся к обычным видам деятельности.

     В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» представлена укрупненная структура операционных доходов и расходов. Такая структура используется на начальной стадии анализа операционных доходов и расходов для изучения общей картины факторов, формирующих сальдо операционных доходов и расходов.  

    1. Методы  определения условий  безубыточности продаж

     Как уже подчеркивалось, расчеты относительных отклонений дают представление о снижении себестоимости (в том числе по отдельным элементам затрат), но не показывают всех неиспользованных резервов ее снижения, так как не учитывают, что расходы делятся на переменные и постоянные; последние не должны расти пропорционально объему продаж.

     К переменным расходам относится часть расходов по обычным видам деятельности, которая изменяется при наличии изменений объема продаж продукции (работ, услуг). Обычно предполагается, что переменные расходы изменяются прямо пропорционально изменению объема продаж. Такая зависимость носит приближенный характер, но для определенного промежутка изменения объема продаж, называемого областью релевантности, указанная прямо пропорциональная зависимость является достаточно точной. Считается, что для установления указанной зависимости объем продаж измеряется в натуральных единицах. Переменными расходами являются, например, прямые затраты на сырье и материалы, используемые для производства продукции, работ, услуг, затраты на сдельную оплату труда рабочих (основного производственного персонала).

     К постоянным расходам относится та часть расходов по обычным видам деятельности, которая не изменяется при наличии изменений объема продаж продукции в пределах области релевантности в отчетном или плановом периоде. Постоянными расходами являются арендная плата, амортизация, заработная плата части административно-управленческого персонала.

     Заметим, что переменные расходы будут  переменными по отношению ко всему объему продаж, но для каждой единицы изделий они будут постоянными, так как, по существу, представляют технологическую себестоимость, которая, как правило, является нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия.

     При этом постоянные расходы являются постоянными  для всей массы продаж, но для  каждого изделия они — переменные расходы. Каждое последующее изделие  будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящейся на это изделие.

     Управление  себестоимостью имеет целью обеспечить безубыточность продаж по каждому товару. Критическая точка (qкр), или порог рентабельности продаж по каждому виду товаров, определяется как частное от деления постоянных расходов на маржинальный доход с единицы товара (разница между ценой и переменными затратами):

     

     где - постоянные расходы; Цед— цена единицы продукции; - переменные расходы на единицу продукции.

     Такой подход можно применять на предприятиях, реализующих один вид продукции. На практике, как правило, предприятие  продает множество товаров, т.е. имеет место многономенклатурное производство. Анализ безубыточности продаж в натуральном выражении становится возможным и полезным при решении проблемы распределения постоянных расходов потоварно, аналогичной проблеме распределения косвенных расходов. Но является полезным и анализ безубыточности продаж в стоимостном выражении в целом по всей продукции. Под единицей продукции можно понимать как натуральный, так и стоимостный показатель, т.е. 1 руб.

     Правило: критическая точка определяется как частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции (при расчете в натуральном выражении) или с 1 руб. продукции (при расчете в стоимостном выражении).

     Решение осложняется на практике не столько  трудностями определения затрат на данный вид продукции, сколько трудностями распределения постоянных расходов на каждый вид продукции. Поэтому предложим оригинальный подход к решению данной проблемы.

     Разделение  расходов по обычным видам деятельности на переменные и постоянные позволяет решать задачу определения условий безубыточности или фиксированной рентабельности продаж. Под указанными условиями понимаются натуральные количества продукции в резерве установленного на предприятии ассортимента, реализация которых обеспечивает безубыточность или фиксированную рентабельность. Решение задачи основывается на уравнении взаимосвязи выручки от продаж, переменных расходов, постоянных расходов и прибыли от продаж:

      ,                                                                                         (1)

     где hi — продажная цена единицы i-го наименования ассортимента реализуемой продукции; si — переменные расходы в расчете на единицу i-го наименования ассортимента; qiколичество единиц i-го наименования ассортимента, обеспечивающее безубыточность или прибыльность продаж; С — постоянные расходы.

     Уравнение (1) означает, что планируемая выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг ( ) обеспечивает возмещение переменных ( ) и постоянных (С) расходов и получение прибыли от продаж р). Если выполняются условия безубыточности продаж р = 0), уравнение взаимосвязи выручки и расходов приобретает следующий упрощенный вид:

      ,                                                                                                   (2)

     т.е. выручка от продажи обеспечивает возмещение переменных и постоянных расходов с нулевым финансовым результатом. При планировании безубыточности продаж в уравнении (2) цены (hi), удельные переменные расходы (si) и постоянные расходы (С) являются известными величинами, а натуральные количества товаров, продукции, работ, услуг (qi) — искомыми неизвестными величинами.

     Поскольку в реальности ассортимент предприятия  содержит более одного наименования продукции, то уравнение (2) содержит несколько неизвестных (количество неизвестных равняется количеству наименований, входящих в ассортимент). Уравнение с несколькими неизвестными может иметь множество различных решений. Ограничение на множество решений накладывает требование неотрицательности количества реализуемых единиц по каждому наименованию ассортимента. Кроме того, натуральные количества реализуемых единиц должны быть, как правило, целыми числами; если они нецелые числа, то решения уравнений (1), (2) неизбежно имеют приближенный характер. В этом случае целое количество реализуемых единиц, обеспечивающее безубыточность или рентабельность, не меньшую фиксированной, должно быть выбрано среди целых чисел, которые больше либо равны величинам, полученным как решения уравнений (1), (2).

     Получение конкретных решений уравнений (1), (2) возможно лишь при дополнительных предложениях, преобразующих их в уравнения с одним неизвестным. Таким предположением может быть, например, наличие фиксированной количественной структуры реализуемого ассортимента. Это означает, что натуральные количества реализуемых единиц по каждому наименованию ассортимента пропорциональны некоторой обобщенной базе:

        >0, ,                                                                                              (3)

     где qi обобщенная база; — фиксированный весовой коэффициент пропорциональности.

     Весовые коэффициенты должны быть определены на основе каких-либо содержательных ориентиров деятельности предприятия. Например, они могут отражать относительную стратегическую важность i-го наименования ассортимента для освоения регионального или отраслевого рынка. Если весовые коэффициенты выбраны, то реализуемые количества единиц по каждому наименованию ассортимента должны соотноситься так же, как и весовые коэффициенты:

                                                                                  (4)

     Выбор весовых коэффициентов позволяет  найти частные решения уравнений (1), (2).

     1. Определение условий безубыточности продаж. Преобразуем уравнение (1.2):

      ;                                                                                                         (5)

      ,                                                                                                                   (6)

     где πi = hj - si маржинальный доход на единицу i-го наименования ассортимента, т.е. разница выручки от продаж и переменных затрат в расчете на единицу i-го наименования ассортимента.

     Выразим количества реализуемых единиц через  весовые коэффициенты и обобщенную базу (см. уравнение (3)):

      .                                                                                                                (7)

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на ОАО «Пензтяжпромарматура»