Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на примере СПК СХА (колхоз) «Слободской» Слободского района Кировской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа финансовых результатов деятельности предприятия СПК СХА (колхоз) «Слободской» и выявление его экономических и финансовых возможностей для увеличения прибыли в будущем и прогрессивного развития в динамике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………..6
1.1. 3НАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………………………………………………….………6
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ЕЕ ВИДЫ…………….…. 7
1.3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………… 13
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК СХА (КОЛХОЗ) «СЛОБОДСКОЙ».. 16
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА…………....16
2.2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗМЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА…………………….17
2.3. СОСТАВ, РАЗМЕР И СТРУКТУРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ ……………………………………………………………………………………..21
2.4. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛОЙ И СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА ……………………………………………………………………………………...23
2.5. РАЗМЕР И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА…….27
2.6. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ БАЛАНСА, ОЦЕНКА КОЭФФИЦИЕНТОВ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ………………………………………………………………31
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………………37
3.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………………….37
3.2. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ И УСЛУГ)…………………………………………………………………………………..38
3.3. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ……………………………………………………………46
3.4. АНАЛИЗ ПРОЧИХ ФИНАНСОВЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ…………47
3.5. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ…………………………………..48
4. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………………….51
4.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………....52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………57

Работа содержит 1 файл

ахд.doc

— 697.00 Кб (Скачать)

     Баланс  считается абсолютно ликвидным, если соблюдается следующее соотношение:

     А1 ³ П1

     А2 ³ П2

     А3 ³ П3

     А4 £ П4

     Результаты  расчетов по данным предприятия (таблица 11) показывают, что сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет вид:

     за 2007 год: {А1>П1; А2<П2; А3>П3; А4<П4};

     за 2008 год: {А1<П1; А2<П2; А3>П3; А4<П4};

     за 2009 год: {А1<П1; А2<П2; А3>П3; А4<П4}.

     Сопоставление неравенств 1ого и 2ого свидетельствует о том, что в ближайшее время организации вряд ли удастся поправить свою платежеспособность.

     Третье  неравенство отражает перспективную  ликвидность (отражает прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей).

     Сопоставление итогов первой группы по активу и по пассиву, т. е. А1 и П1 (сроки до трех месяцев), отражает соотношение текущих платежей и поступлений.

     Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву, т. е. А2 и П2 (в среднем это сроки от 3-х до 6-ти месяцев), показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем.

     Сопоставление итогов по активу и по пассиву для  третьей и четвертой групп  отражает соотношение платежей и  поступлений в относительно отдаленном будущем.

     Как видно из таблицы 10, наиболее ликвидные активы (А1) покрывают наиболее срочные обязательства (П1) только в 2007 г. То есть предприятие не способно погасить текущую задолженность кредиторам с помощью наличных денежных средств, их недостаточно (краткосрочные финансовые вложения есть только в 2009 г.).

     По  остальным группам можно проследить следующие соотношения:

     быстро  реализуемые активы (А2) не покрывают краткосрочные пассивы (П2) на протяжении 2007 - 2009 гг., т.е. предприятие не способно оплатить проценты за пользование взятыми кредитами при условии возврата долга дебиторами;

       медленно реализуемые активы (А3) покрывают долгосрочные обязательства (П3) по данным за все 3 года,

     труднореализуемые активы (А4) не покрывают постоянные пассивы (П4).  Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную.

     Представим  сводную оценку финансового состояния  предприятия (Прилож. 1).

     Платежеспособность характеризует возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Ее оценку проводят на основе характеристики ликвидности текущих активов.

     Практически все показатели ликвидности ниже нормативных показателей, в т.ч. значения коэффициента обеспеченности собственными средствами, при этом наблюдается тенденция к их уменьшению в период 2007 - 2009 гг., то есть платежеспособность предприятия несколько ухудшается.

     Коэффициент текущей ликвидности характеризует  способность предприятия выполнять  краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов. Также  коэффициент показывает степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы. Если текущие активы превышают текущие пассивы, у предприятия есть резерв для компенсации убытков. Коэффициент текущей ликвидности, равный 3,57 говорит о том, что на конец 2009 года 3,57 единицы текущих активов приходится на 1 единицу текущих обязательств, что является положительным моментом.

     Коэффициент срочной ликвидности отражает способность  предприятия выполнять краткосрочные  денежные обязательства за счет свободных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Значение данного показателя ниже нормативного.

     Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствамии краткосрочными финансовыми вложениями. Чем выше величина данного показателя, тем больше гарантия погашения долгов.  Его значение на 2009 год равно 0,14, что ниже нормативного. Следовательно, платежеспособность предприятия невысока.

     Финансовая  устойчивость - внутреннее проявление финансового состояния предприятия, определяющая уровень зависимости от внешних источников финансирования. Она определяет долгосрочную стабильность и характеризует финансовое состояние с точки зрения достаточной эффективности использования собственного капитала.

     Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств - один из основных показателей  финансовой устойчивости. Его значение равно 0,46, то есть на 1 рубль вложенных в активы собственных средств хозяйство привлекло в 2009 году 0,46 руб. заемных средств. Увеличение показателя свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от привлеченного капитала, что и наблюдается в период 2007-2009 гг.

     Коэффициент автономии равен 0,68. Данный коэффициент  характеризует, в какой степени  активы предприятия сформированы за счёт собственного капитала. Превышение над пороговым значением 0,5 указывает на увеличение финансовой независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны.

     Коэффициент маневренности (0,56) показывает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства, если это необходимо, за счёт собственных источников. Чем больше его значение, тем выше возможности предприятия к маневрированию денежными средствами.

     Таким образом, анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости показал, что ситуация на предприятии не достаточно стабильная и наблюдается некоторое снижение финансовой устойчивости. Причем ситуация несколько ухудшается с 2007 г. по 2009 г.

 

3. Анализ финансовых результатов и использования прибыли в организации

3.1 Общая оценка уровня и динамики прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции

       Результативность  работы любого предприятия определяется степенью удовлетворения экономических  интересов тех, кто принимает  участие в этом процессе. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуется суммой прибыли и уровнем рентабельности. СПК СХА (колхоз) «Слободской» является узкоспециализированным предприятием.  Прибыль получает главным образом от реализации продукции животноводства. Каналами сбыта КРС в живой массе являются заводы республики Татарстан, г. Ульяновск, г. Москва. Часть продукции перерабатывается внутри хозяйства в столовой, часть реализуется населению  через собственный магазин.

     Для начала анализа результатов деятельности предприятия необходимо проанализировать уровень, состав и динамику прибыли (Прилож. 2). Этот анализ проводится по данным формы № 2 бухгалтерской отчетности.

     По  данным таблицы видно, что основной источник получения прибыли –  выручка от продажи сельскохозяйственной продукции. В 2009 году выручка от продажи снизилась на 15,3%, что в абсолютном выражении составляет  16743 тыс. руб., причем большая ее часть приходится на продажу сельскохозяйственной продукции. Из таблицы видно, что себестоимость продукции также снизилась (на 14,76% или на 15330 тыс. руб.), при этом валовая прибыль уменьшилась на 1412 тыс. руб. Прочие операционные доходы и расходы увеличились с расширением производства, рост доходов опередил рост расходов. Большой потери в показателе объёма прибыли предприятию помогает достигать отсутствие налога на прибыль для сельхоз организаций. 
 
 

     Анализ  динамики валовой прибыли показывает падение прибыли на 1412тыс. руб. в 2009г. по сравнению с 2008г.

     В настоящее время большое значение стали иметь коммерческие и управленческие расходы, поскольку их величины занимают все большую долю в общих расходах. Так, в 2009 г. удельный вес коммерческих расходов составил 2,89%, что выше на 0,77% по сравнению с 2008 годом.

3.2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ и услуг)

     Прибыль от продаж непосредственно зависит  от ряда факторов производства и сбыта  продукции, она является определяющим показателем на производственных предприятиях, так как в большинстве случаев  служит базой для дальнейших расходов. Переходя к факторному анализу прибыли от реализации продукции (работ и услуг), необходимо помнить, что важнейшими условиями роста прибыли от реализации продукции являются:

  • увеличение объема производимой продукции;
  • обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции;
  • снижение ее себестоимости;
  • повышение ее качества и конкурентоспособности;
  • оптимизация запасов готовой продукции на складах;
  • своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции;
  • применение прогрессивных форм расчетов за продукцию.

     Фактически  полученная в отчетном периоде в  процессе реализации прибыль может  отличаться от прибыли за прошлый  период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при  анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана прибыли от реализации товаров,  работ и услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.

     Как отмечалось выше, существует два типа факторов, влияющих на прибыль от реализации продукции:

     Внешние: природные, транспортные, социально-экономические, цены на производственные ресурсы, уровень  развития внешнеэкономических связей.

     Внутренние: цены на производимую продукцию (товары, услуги), объем, себестоимость и структура проданной продукции, проценты к получению, уплате, прочие операционные доходы (расходы) и внереализационные доходы (расходы).

     Проведем  факторный анализ прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции животноводства, производимой на предприятии (данная отрасль является специализацией хозяйства) . Для этого рассчитаем таблицы 12, 13, 14 и 15.

     Анализ  проводится на основании данных финансового  плана и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». 

     Влияние факторов на прибыль рассчитано методом цепных подстановок (Прилож.3).

     Рассчитанные показатели позволяют сделать следующие выводы: прибыль от реализации всей продукции по отрасли животноводства уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 1273,95 тыс. руб., то есть на 61,4%. Это произошло за счет увеличения цен реализации продукции, что позволило незначительно увеличить прибыль на 10256,32 тыс. руб.  Однако, себестоимость реализованной продукции оказала отрицательное воздействие на результат. За счет неё размер прибыли уменьшился на 10455,78 тыс.руб. Уменьшение объема реализации уменьшило прибыль на 1074,49 тыс.руб.

     Прибыль от реализации мяса КРС в живом  весе  уменьшилась на 1164 тыс.руб. в основном за счет увеличения себестоимости (на 5524,35 тыс.руб.) и снижения объёма реализации продукции (на 1056,44 тыс.руб.).  Увеличение прибыли произошло за счёт незначительного увеличения цены реализации (5416,79 тыс.руб.). Увеличение себестоимости отрицательно сказалось на результате. Себестоимость 1 ц мяса КРС в живом весе  увеличилась на 14% , а объём реализации уменьшился на 42,3% при одновременном, но незначительном повышении цены реализованной продукции. Именно этот вид продукции оказал решающее воздействие на формирование прироста суммы прибыли от реализации всей продукции.

     Прибыль от реализации  продукции в переработанном виде уменьшилась на 109,95 тыс. руб. за счет уменьшения объёма реализации  (на 18,06 тыс.руб.) и увеличения себестоимости (на 4931,43 тыс.руб.), увеличилась за счёт незначительного увеличения цены реализованной продукции  (на 4839,53 тыс.руб.).  
 

 

     Таблица 12 - Исходные данные для факторного анализа

Вид продукции 2008 г. 2009 г. q1p1 q1c1 q2p1 q2c1 q2p2 q2c2
q1 p1 c1 q2 p2 c2
Мясо  КРС в ж.в 14691 4758,2 4588,3 8473 5397,5 5240,3 69902716,2 67406715,3 40316229 38876666 45733018 44401062
Продукция, реализованная в переработанном виде. 5420 4488,7 4566,2 5653 5344,8 5438,5 24328754 24748804 25374621 25812729 30214154 30743841
Итого             94231470,2 92155519,3 65690850 64689395 75947172 75144902

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на примере СПК СХА (колхоз) «Слободской» Слободского района Кировской области)