Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:23, курсовая работа
В настоящее время анализ стал первейшей жизненной необходимостью общества. Становление анализа хозяйственной деятельности (АХД) обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний. Во-первых, это удовлетворение практической потребности. Она возникла в связи с развитием производительных сил, расширением масштабов производства.
Приложение 1 «Бухгалтерский баланс»
Приложение 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Приложение 3 «Сведения о затратах на производство реализацию продукции (работ, услуг)»
Приложение 4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»
Приложение 5 «Программа REE»
Приложение 6 «Исходные данные для проведения анализа»
Приложение 7 «Программа Альт-Финансы»
Таблица
19
Оценка прибыльности предприятия | ||||
Наименование показателя | Период исследования, квартал | |||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | |
Прибыльность переменных затрат | 14,38% | 8,0% | 4,6% | 23,2% |
Прибыльность всех затрат | 9,6% | 5,4% | 3,3% | 17,6% |
Точка безубыточности | 2240812,82 | 2556505 | 2783586 | 2091364 |
Запас финансовой прочности | 22,6% | 14,0% | 10,6% | 42,3% |
Как видно из таблицы приложения «Альт-Финансы» 1.5 табл. 6, прибыль предприятия снизилась ко второму кварталу ( до 31503 тыс. руб.), была отрицательна в 3-м квартале (-73065 тыс. руб.) и достигла своего максимума в отчетном периоде в 4-м квартале (385950 тыс.руб.), при этом маржинальная прибыль в 1,2,3 и 4-ом кварталах составила 1125696, 1083327, 943554, 1283508 тыс.руб. соответственно. Для выявления причин, повлиявших на эту динамику, были рассчитаны показатели, представленные в таблице 19.
В 3-м квартале увеличение переменных затрат предприятия на 1 тыс. руб. способствовало наименьшему за период росту прибыли предприятия от основной деятельности - на 4,6%. В 4-м квартале увеличение стоимости переменных затрат на 1 тыс. руб. привело к увеличению прибыльности переменных затрат до 23,2%. Прибыльность всех затрат была также минимальна и максимальна в 3-м и 4-м периоде соответственно – 3,3 и 17,6%.
В таблице 19 представлены также значения «точки безубыточности» - то есть выручки, при которой предприятие не несет убытков, но еще и не получает прибыли: в 3-м квартале значение этого показателя достигло своего максимума и достигло 2783586 тыс.руб. И хотя рост всех видов затрат на предприятии в течение года происходил с постепенным нарастанием, рост этого показателя в 3-м квартале обусловлен большими нежели в другие периоды темпами роста постоянных и переменных затрат на предприятии. Величина запаса финансовой прочности также представлена в 19 таблице. На некоторое снижение этого показателя в 3-м периоде повлияло увеличение всех затрат предприятия при меньшем росте выручки. Рост этого показателя в 4-м квартале обусловлен большим ростом выручки.
Для
формирования оптимальной величины
показателей прибыльности предприятию
необходимо сформировать оптимальную
структуру затрат. При планировании
переменных затрат предприятие должно
выбирать оптимальные схемы доставки
сырья. Конечно, в условиях мировой монополизации
добычи отдельных видов сырья это является
трудной задачей, однако, именно снижение
стоимости материальных ресурсов для
предприятия в условиях материалоемкого
производства могло бы значительно увеличить
финансовый результат предприятия. Современные
предприятия, работающие на мировом рынке,
несмотря на создание относительно твердых
биржевых цен на сырье, предлагают для
постоянных и надежных клиентов схемы
поставки сырья с большей экономией для
предприятий – импортеров. Такой схемой
мог бы вполне воспользоваться и Братский
алюминиевый завод.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала. Рентабельность - это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Базой для расчета данных коэффициентов служит полученная прибыль и ее отношение либо к вложенным средствам, либо к объему реализованной продукции. Что касается анализа коэффициентов рентабельности, то наиболее широкое распространение получила модифицированная факторная модель "Dupont". Назначение модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости.
Показатели, на основе которых был произведен анализ рентабельности предприятия, представлены в таблице 20 и таблице приложения «Альт-Финансы» 1.5 табл. 11.
Таблица 20
Оценка рентабельности предприятия | ||||
Наименование показателя | Период исследования, квартал | |||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | |
Рентабельность всего капитала | 0,6 | 0,2 | -0,3 | 1,5 |
Рентабельность собственного капитала | 0,9 | 0,2 | -0,6 | 3,1 |
Анализ формулы Dupon | ||||
Рентабельность продаж | 0,039 | 0,011 | -0,023 | 0,106 |
Оборачиваемость активов | 0,159 | 0,150 | 0,132 | 0,140 |
Структура капитала | 1,436 | 1,561 | 1,855 | 2,070 |
В результате анализа рентабельности всего капитала было выяснено, что наивысшей прибыльностью капитал общества характеризовался в 4-м периоде, когда прибыльность всего капитала предприятия составила 1,5% Такой рост рентабельности капитала в 4-м периоде объясняется ростом прибыли от продаж общества. Похожую динамику имеет и рентабельность собственного капитала: своего максимума он достиг в 4-м квартале (3,1%), при этом он снижался к 3-му кварталу, когда предприятие потерпело убыток.
Показатель рентабельности продаж (оборота) показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции. Рост показателя в 4-м квартале является свидетельством роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции. Соответственно снижение рентабельности продаж к 3-му кварталу свидетельствует о росте затрат на производство, при меньшем росте цен на продукцию. Рентабельность продаж является причиной недостаточно высокого уровня показателя рентабельность собственного капитала.
В результате анализа отдельных показателей, характеризующих финансовое состояние общества можно сделать следующие выводы:
Необходимым условием наращивания объемов производства продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.
При анализе абсолютных показателей деятельности ЗАО «Гелиос», мы отметили, что темпы роста объема произведенной продукции, работ, услуг и темпы роста выручки предприятия примерно совпадают. Но при детальном рассмотрении можно заметить, что динамика выручки предприятия немного отстает от динамики роста объема произведенной продукции, работ, услуг. Т.е каждая дополнительно произведенная единица продукции приносит меньше дохода, чем предыдущая. Конечно, это можно было бы объяснить законом уменьшающейся полезности дополнительно произведенной продукции. Когда каждая дополнительно произведенная единица продукции, из-за насыщения рынка имеет, обладает полезностью меньшей, чем предыдущая единица продукции. И чтобы предприятию продать ее, сделать более привлекательной для потребителя, ему необходимо снизить стоимость дополнительно произведенной единицы продукции. Но данная ситуация характерна для рынка насыщенного аналогичными товарами, т.е. рынка с уменьшающимся спросом. Рынок алюминиевой продукции, на котором работает ОАО «БрАЗ» к таковым не относится. И установленный факт недополученной выручки с каждой дополнительно проданной единицы продукции, является упущением руководства предприятия.
Попытаемся посчитать, сколько дополнительной выручки, должно было получить предприятие от дополнительно произведенной продукции. Все результаты сведены в таблицу 21.
Таблица 21
Планируемая выручка предприятия | |||||||
Наименование показателя | Ед. изм. | Период исследования | Итого за год | ||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | ||||
Объем продукции | тыс. руб. | абс. | 2877445 | 2910504 | 3101321 | 3635305 | 12524575 |
цеп. | 1,00000 | 1,01149 | 1,06556 | 1,17218 | |||
Выручка | тыс. руб. | абс. | 2894840 | 2974025 | 3113053 | 3627065 | 12608983 |
цеп. | 1,00000 | 1,02735 | 1,04675 | 1,16512 | |||
Эффект от дополнительно произведенной единице продукции (фактический) | - | 1,00000 | 1,01568 | 0,98234 | 0,99397 | - | |
Эффект от дополнительно произведенной единице продукции (планируемый) | - | 1,00000 | 1,01568 | 1,01568 | 1,01568 | - | |
Темп роста выручки предприятия (планируемый) | цеп. | 1,00000 | 1,02735 | 1,08227 | 1,19056 | - | |
Выручка предприятия (планируемая) | тыс. руб. | 2894840 | 2974025 | 3218711 | 3706291 | 12793867 | |
Дополнительная выручка предприятия (планируемая) | тыс. руб. | 0 | 0 | 105658 | 79226 | 184884 |
Эффект от дополнительно произведенной продукции (фактический) рассчитывается, как частное от деления цепного индекса выручки предприятии на цепной индекс объема произведенной продукции, работ, услуг. Полученное значение показывает показателя, на сколько процентов увеличивается выручка предприятия, при увеличение объема произведенной продукции, работ, услуг на один процент. Например, во втором квартале при увеличении объема выпускаемой продукции, работ, услуг на один процент выручка предприятия увеличилась на 1,57%, за весь исследуемый период это значение является наилучшим показателям. Т.к. в третьем и четвертом квартале эффект от дополнительно произведенной единице продукции равнялся соответственно 0,98234 и 0,99397, т.е. в третьем и четвертом кварталах на предприятие при увеличении объема выпускаемой продукции, работ, услуг на один процент выручка предприятия уменьшилась на 1,76% и 0,6% соответственно.
Значит, во втором квартале руководство предприятия организовало процесс продажи продукции, работ, услуг наиболее эффективно и оптимально. Значит в третьем и четвертом квартале при правильной организации продаж, предприятие потенциально могло получить эффект от продажи дополнительной единице продукции, как и во втором квартале. Т.е. планируемый эффект от производства дополнительной единице продукции возьмем на уровне второго квартала, он будет считаться базовым.
Темп роста выручки предприятия (планируемый) - это цепной индекс роста выручки предприятия, который мог быть достигнут при организации продажи продукции, работ, услуг также эффективно, как и во втором квартале. Темп роста выручки предприятия (планируемый) рассчитывается как произведение цепного индекса роста объема произведенной продукции, работ, услуг на планируемый эффект от дополнительно произведенной единице продукции.
Выручка предприятия планируемая – это та выручка, которую могло получить предприятие при эффективной организации процесса продажи произведенной продукции, т.е. на уровне второго квартала. Выручка предприятия планируемая находится как произведение фактической выручки предприятия в предыдущем периоде на планируемый темп роста выручки предприятия в текущем периоде.
Дополнительная
выручка предприятия
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Гелиос»