Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Гелиос»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время анализ стал первейшей жизненной необходимостью общества. Становление анализа хозяйственной деятельности (АХД) обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний. Во-первых, это удовлетворение практической потребности. Она возникла в связи с развитием производительных сил, расширением масштабов производства.

Содержание

Приложение 1 «Бухгалтерский баланс»

Приложение 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Приложение 3 «Сведения о затратах на производство реализацию продукции (работ, услуг)»

Приложение 4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»

Приложение 5 «Программа REE»

Приложение 6 «Исходные данные для проведения анализа»

Приложение 7 «Программа Альт-Финансы»

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по АФХД11111.doc

— 594.50 Кб (Скачать)

     Таблица 19 

      Оценка  прибыльности предприятия
      Наименование  показателя Период исследования, квартал
      1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
      Прибыльность  переменных затрат 14,38% 8,0% 4,6% 23,2%
      Прибыльность  всех затрат 9,6% 5,4% 3,3% 17,6%
      Точка безубыточности 2240812,82 2556505 2783586 2091364
      Запас финансовой прочности 22,6% 14,0% 10,6% 42,3%
 

     Как видно из таблицы приложения «Альт-Финансы» 1.5 табл. 6, прибыль предприятия снизилась ко второму кварталу ( до 31503 тыс. руб.), была отрицательна в 3-м квартале (-73065 тыс. руб.) и достигла своего максимума в отчетном периоде в 4-м квартале (385950 тыс.руб.), при этом маржинальная прибыль в 1,2,3 и 4-ом кварталах составила 1125696, 1083327, 943554, 1283508 тыс.руб. соответственно. Для выявления причин, повлиявших на эту динамику, были рассчитаны показатели, представленные в таблице 19.

     В 3-м квартале увеличение переменных затрат предприятия на 1 тыс. руб. способствовало наименьшему за период росту прибыли предприятия от основной деятельности - на 4,6%. В 4-м квартале увеличение стоимости переменных затрат на 1 тыс. руб. привело к увеличению прибыльности переменных затрат до 23,2%. Прибыльность всех затрат была также минимальна и максимальна в 3-м и 4-м периоде соответственно – 3,3 и 17,6%.

     В таблице 19 представлены также значения «точки безубыточности» - то есть выручки, при которой предприятие не несет убытков, но еще и не получает прибыли: в 3-м квартале значение этого показателя достигло своего максимума и достигло 2783586 тыс.руб. И хотя рост всех видов затрат на предприятии в течение года происходил с постепенным нарастанием, рост этого показателя в 3-м квартале обусловлен большими нежели в другие периоды темпами роста постоянных и переменных затрат на предприятии. Величина запаса финансовой прочности также представлена в 19 таблице. На некоторое снижение этого показателя в 3-м периоде повлияло увеличение всех затрат предприятия при меньшем росте выручки. Рост этого показателя в 4-м квартале обусловлен большим ростом выручки.

     Для формирования оптимальной величины показателей прибыльности предприятию  необходимо сформировать оптимальную  структуру затрат. При планировании переменных затрат предприятие должно выбирать оптимальные схемы доставки сырья. Конечно, в условиях мировой монополизации добычи отдельных видов сырья это является трудной задачей, однако, именно снижение стоимости материальных ресурсов для предприятия в условиях материалоемкого производства могло бы значительно увеличить финансовый результат предприятия. Современные предприятия, работающие на мировом рынке, несмотря на создание относительно твердых биржевых цен на сырье, предлагают для постоянных и надежных клиентов схемы поставки сырья с большей экономией для предприятий – импортеров. Такой схемой мог бы вполне воспользоваться и Братский алюминиевый завод. 
 

2.6 Анализ показателей рентабельности ЗАО «Гелиос»

 

     Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала. Рентабельность - это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Базой для расчета данных коэффициентов служит полученная прибыль и ее отношение либо к вложенным средствам, либо к объему реализованной продукции. Что касается анализа коэффициентов рентабельности, то наиболее широкое распространение получила модифицированная факторная модель "Dupont". Назначение модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости.

     Показатели, на основе которых был произведен анализ рентабельности предприятия, представлены в таблице 20 и таблице приложения «Альт-Финансы» 1.5 табл. 11.

     Таблица 20

      Оценка  рентабельности предприятия
      Наименование  показателя Период исследования, квартал
      1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
      Рентабельность  всего капитала 0,6 0,2 -0,3 1,5
      Рентабельность  собственного капитала 0,9 0,2 -0,6 3,1
      Анализ  формулы Dupon        
       Рентабельность  продаж 0,039 0,011 -0,023 0,106
       Оборачиваемость активов 0,159 0,150 0,132 0,140
       Структура капитала 1,436 1,561 1,855 2,070
 

     В результате анализа рентабельности всего капитала было выяснено, что наивысшей прибыльностью капитал общества характеризовался в 4-м периоде, когда прибыльность всего капитала предприятия составила 1,5% Такой рост рентабельности капитала в 4-м периоде объясняется ростом прибыли от продаж общества. Похожую динамику имеет и рентабельность собственного капитала: своего максимума он достиг в 4-м квартале (3,1%), при этом он снижался к 3-му кварталу, когда предприятие потерпело убыток.

      Показатель  рентабельности продаж (оборота) показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции. Рост показателя в 4-м квартале является свидетельством роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции. Соответственно снижение рентабельности продаж к 3-му кварталу свидетельствует о росте затрат на производство, при меньшем росте цен на продукцию. Рентабельность продаж является причиной недостаточно высокого уровня показателя рентабельность собственного капитала.

     В результате анализа отдельных показателей, характеризующих финансовое состояние общества можно сделать следующие выводы:

  • В результате горизонтального анализа баланса была выявлено общее увеличение с начала года валюты баланса, которое свидетельствует об увеличении хозяйственного оборота предприятия.
  • В ходе вертикального анализа было выявлено увеличение величины текущих пассивов в общей величине активов, что свидетельствует об увеличении предприятием привлечения заемных средств для целей хозяйственной деятельности.
  • Анализ показателей ликвидности предприятия в большинстве случаев подтвердил способность предприятия своевременно и в полном объеме выполнять краткосрочные обязательства за счет текущих активов.
  • Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия позволил определить, что величина оборотных активов предприятия в течение отчетного периода, образованных за счет СОС соответствовала значениям, при которых можно говорить о высокой финансовой устойчивости предприятия. О финансовой устойчивости предприятия свидетельствует и соотношение величин собственного и заемного капитала общества.
  • В ходе анализа деловой активности общества было выявлено увеличение периода оборачиваемости текущих активов к концу года, что свидетельствует о некотором снижении эффективности использования активов предприятием. Увеличение периода оборачиваемости текущих активов на ОАО «БрАЗ» может быть объяснено масштабностью производства предприятия и длительности производственного цикла на предприятии.
  • В ходе анализа показателей прибыльности предприятия было выявлено, что основная производственная деятельность предприятия является прибыльной, однако, динамика размера величины «прибыльности» зависит от динамик переменных и постоянных затрат предприятия.

3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности ЗАО «Гелиос»

 

     Необходимым условием наращивания объемов производства продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

     Финансовые  результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

3.1 Получение эффекта от дополнительно произведенной продукции

 

     При анализе абсолютных показателей деятельности ЗАО «Гелиос», мы отметили, что темпы роста объема произведенной продукции, работ, услуг и темпы роста выручки предприятия примерно совпадают. Но при детальном рассмотрении можно заметить, что динамика выручки предприятия немного отстает от динамики роста объема произведенной продукции, работ, услуг. Т.е каждая дополнительно произведенная единица продукции приносит меньше дохода, чем предыдущая. Конечно, это можно было бы объяснить законом уменьшающейся полезности дополнительно произведенной продукции. Когда каждая дополнительно произведенная единица продукции, из-за насыщения рынка имеет, обладает полезностью меньшей, чем предыдущая единица продукции. И чтобы предприятию продать ее, сделать более привлекательной для потребителя, ему необходимо снизить стоимость дополнительно произведенной единицы продукции. Но данная ситуация характерна для рынка насыщенного аналогичными товарами, т.е. рынка с уменьшающимся спросом. Рынок алюминиевой продукции, на котором работает ОАО «БрАЗ» к таковым не относится. И установленный факт недополученной выручки с каждой дополнительно проданной единицы продукции, является упущением руководства предприятия.

     Попытаемся  посчитать, сколько дополнительной выручки, должно было получить предприятие от дополнительно произведенной продукции. Все результаты сведены в таблицу 21.

     Таблица 21

Планируемая выручка предприятия
Наименование  показателя Ед. изм. Период исследования Итого за год
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Объем продукции тыс. руб. абс. 2877445 2910504 3101321 3635305 12524575
цеп. 1,00000 1,01149 1,06556 1,17218
Выручка тыс. руб. абс. 2894840 2974025 3113053 3627065 12608983
цеп. 1,00000 1,02735 1,04675 1,16512
Эффект  от дополнительно произведенной единице продукции (фактический) - 1,00000 1,01568 0,98234 0,99397 -
Эффект  от дополнительно произведенной единице продукции (планируемый) - 1,00000 1,01568 1,01568 1,01568 -
Темп  роста выручки предприятия (планируемый) цеп. 1,00000 1,02735 1,08227 1,19056 -
Выручка предприятия (планируемая) тыс. руб. 2894840 2974025 3218711 3706291 12793867
Дополнительная  выручка предприятия (планируемая) тыс. руб. 0 0 105658 79226 184884
 

     Эффект  от дополнительно произведенной  продукции (фактический) рассчитывается, как частное от деления цепного индекса выручки предприятии на цепной индекс объема произведенной продукции, работ, услуг. Полученное значение показывает показателя, на сколько процентов увеличивается выручка предприятия, при увеличение объема произведенной продукции, работ, услуг на один процент. Например, во втором квартале при увеличении объема выпускаемой продукции, работ, услуг на один процент выручка предприятия увеличилась на 1,57%, за весь исследуемый период это значение является наилучшим показателям. Т.к. в третьем и четвертом квартале эффект от дополнительно произведенной единице продукции равнялся соответственно 0,98234 и 0,99397, т.е. в третьем и четвертом кварталах на предприятие при увеличении объема выпускаемой продукции, работ, услуг на один процент выручка предприятия уменьшилась на 1,76% и 0,6% соответственно.

     Значит, во втором квартале руководство предприятия  организовало процесс продажи продукции, работ, услуг наиболее эффективно и оптимально. Значит в третьем и четвертом квартале при правильной организации продаж, предприятие потенциально могло получить эффект от продажи дополнительной единице продукции, как и во втором квартале. Т.е. планируемый эффект от производства дополнительной единице продукции возьмем на уровне второго квартала, он будет считаться базовым.

     Темп  роста выручки предприятия (планируемый) - это цепной индекс роста выручки  предприятия, который мог быть достигнут при организации продажи продукции, работ, услуг также эффективно, как и во втором квартале. Темп роста выручки предприятия (планируемый) рассчитывается как произведение цепного индекса роста объема произведенной продукции, работ, услуг на планируемый эффект от дополнительно произведенной единице продукции.

     Выручка предприятия планируемая – это  та выручка, которую могло получить предприятие при эффективной  организации процесса продажи произведенной  продукции, т.е. на уровне второго квартала. Выручка предприятия планируемая находится как произведение фактической выручки предприятия в предыдущем периоде на планируемый темп роста выручки предприятия в текущем периоде.

     Дополнительная  выручка предприятия планируемая  – это дополнительная выручка, которую  могло бы получить предприятие при эффективной организации процесса продажи продукции, работ, услуг. Важно заметить, что дополнительная выручка предприятия - это недополученная выручка, т.е. ее получение не требует каких либо капиталовложений и не как не связанна с себестоимостью.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Гелиос»