Анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Прибыль - одна из важнейших и самых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным движителем капиталистической экономики. Можно сказать, что стремление к получению прибыли - это выражение основного принципа рационального поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных затратах, так как прибыль в самом общем виде и есть разница между полученными доходами и совокупными издержками (а точнее, превышение первых над вторыми, поскольку прибыль, имеющую отрицательное значение, обычно называют убытком; в дальнейшем и положительная, и отрицательная разница между доходами и издержками будет определяться как прибыль, если логика изложения не потребует конкретного уточнения).

Содержание

Введение 2
1. Теоретическая часть 4
1.1 Понятие прибыли и рентабельности производства 4
1.1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли 4
1.1.2 Понятие рентабельности 9
1.2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии 13
1.2.1 Сущность и методы анализа прибыли 13
1.2.2 Анализ рентабельности продукции 19
2. Практическая часть 23
2.1. Анализ показателей уровня обслуживания населения 23
2.2. Анализ эффективности использования основных фондов 28
2.2.1 Анализ структуры, состояния и движения основных фондов 28
2.2.2. Анализ движения и состояния основных фондов 29
2.2.3 Факторный анализ фондоотдачи 31
2.3 Оценка финансового состояния предприятия 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

АХД вариант 3 (1).docx

— 115.13 Кб (Скачать)

Финансовые результаты от внереализационных  операций являются составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике  их влияние на формирование окончательных  финансовых результатов работы предприятия  существенно возросло. Внереализационные  финансовые результаты отражаются в  форме №2

Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому  анализ сводится к сравнению сумм в динамике за несколько лет. В  определенной мере такое сравнение  позволяет судить об организации  работы маркетинговой и финансовой служб предприятия, соблюдение условий  договоров.

При анализе внереализационных  финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных  расходах. Следует установить причины  потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. Так, при наличии убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность, было ли передано дело в арбитражный суд и каково его решение. Если в иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа.

В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от данных видов деятельности.

1.2.2 Анализ рентабельности продукции

 

Показатели рентабельности более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и  инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

Наиболее эффективным является рассмотрение

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

 

 или 

 

Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

 

.

 

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

 

.

 

В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

 

Расчет влияния факторов первого  порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепных подстановок. Затем следует сделать факторный  анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы  продукции:

 

 

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

.

 

Уровень рентабельности продаж отдельных  видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

 

.

 

Среднегодовая сумма основного  и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем  продаж сам по себе не оказывает  влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально  увеличиваются или уменьшаются  сумма прибыли и сумма основного  и оборотного капитала при условии  неизменности остальных факторов. Взаимосвязь  названных факторов с уровнем  рентабельности капитала можно записать в виде:

 

.

 

Резервы увеличения суммы прибыли  определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками  является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции  приведена в Приложении Б

Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных  средств, повышение эффективности  затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования  торговых площадей, рост продажи товаров  в натуральных единицах измерения

 

2. Практическая часть

2.1. Анализ показателей уровня обслуживания населения

 

Таблица 1

 

Анализ внедрения новых  видов продукции

 

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

1. Валовая продукция

17 856,80

18 963,00

19 679,70

19 876,50

2. Объем продукции, произведенной  впервые

78,50

87,30

100,30

159,60

3. Коэффициент освоения  новых видов изделий

0,004

0,005

0,005

0,008

4. Темп роста коэффициента  освоения новых видов изделий

-

105%

111%

158%


 

Из результатов анализа внедрения  новых видов продукции видно, что коэффициент освоения новых  видов изделий увеличивается, в 4-ом периоде его значение составило 0,008 против 0,004 в 1-ом периоде.

 

Теперь проведем анализ качества выпускаемой  продукции.

 

Таблица 2

Анализ качества выпускаемой  продукции

 

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

1. Валовая продукция

17 856,80

18 963,00

19 679,70

19 876,50

2. Стоимость продукции,  по которой поступили жалобы  потребителей

123,80

16,30

8,90

42,30

3. Коэффициент брака выпускаемой  продукции

0,0069

0,0009

0,0005

0,0021

4. Темп роста коэффициента  брака выпускаемой продукции, %

-

12%

53%

471%


 

Из таблицы 2 следует, что коэффициент  брака снижался во 2-ом и 3-ем периодах, но в 4-ом периоде снова вырос. Но по сравнению с 1-ым периодом коэффициент брака в 4-ом периоде снизился более чем в 3 раза.

Теперь проведем анализ объема производства и реализации продукции. Первым этапом анализа является анализ динамики  валовой продукции предприятия. Для этого рассчитаем показатели цепных и базисных темпов роста и прироста.

 

Таблица 3

Анализ динамики валовой  продукции

 

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

1. Валовая продукция, тыс.  руб.

17 856,80

18 963,00

19 679,70

19 876,50

2. Абсолютный прирост  базисный, тыс. руб.

-

1 106,20

1 822,90

2 019,70

3. Абсолютный прирост  базисный, тыс. руб.

 

1 106,20

716,70

196,80

4. Темп роста базисный, %

-

106,19%

110,21%

111,31%

5. Темп роста цепной, %

-

106,19%

103,78%

101,00%

6. Темп прироста базисный, %

-

6,19%

10,21%

11,31%

7. Темп прироста цепной, %

 

6,19%

3,78%

1,00%


 

На рисунке 1 отражена динамика валовой  продукции по всем периодам

 

 

Рис. 1 Динамика валовой продукции

На рисунке 2 построен график динамики цепного темпа роста продукции.

 

 

Рис. 2 Динамика цепного темпа роста  продукции

 

Из графиков и таблицы видно, что динамика валовой продукции увеличивается, но цепной темп роста продукции снижается от 2-го к 4-му периоду.

Проанализируем структуру объема реализации продукции методом сравнения  двух периодов.

Таблица 4

Анализ структуры продукции

 

Показатель

Период 3

Период 4

Отклонение, %

Тыс. руб.

в % к итогу

Тыс. руб.

в % к итогу

 

1. Изделие 1

6 245,20

32%

6 435,20

32%

103%

2. Изделие 2

4 672,30

24%

5 021,30

25%

107%

3. Изделие 3

981,20

5%

776,20

4%

79%

4. Изделие 4

7 781,00

40%

7 643,80

38%

98%

ИТОГО

19 679,70

100%

19 876,50

100%

101%


 

Из расчетов видно, что изменения  в 4-ом периоде незначительны по сравнению  с 3-им периодом. Удельный вес изделия 2 вырос на 1%, удельный вес изделия 3 снизился на 1%, удельный вес изделия 4 снизился на 2%.

Теперь проанализируем влияние  различных факторов на изменение  объема выпуска продукции.

 

Таблица 5

 

Анализ данных для факторного анализа объема продукции

 

Показатель

Период 3

Период 4

Отклонения

+, -

в %

А

1

2

3

4

1. Валовая продукция

19 679,70

19 876,50

196,80

1,00%

2. Среднесписочная численность  работающих

42,00

40,00

-2,00

-4,76%

Отработано всеми работающими: 
Человеко-дней;

9 609,60

9 260,00

-349,60

-3,64%

Человеко-часов.

74 954,90

72 228,00

-2 726,90

-3,64%

Среднее число дней, отработанное одним работающим

228,80

231,50

2,70

1,18%

Продолжительность рабочего дня в часах

7,80

7,80

0,00

0,00%

Выработка одного работающего  в рублях: 
Среднегодовая

468,56

496,91

28,35

6,05%

Среднедневная

2,05

2,15

0,10

4,81%

Среднечасовая

0,26

0,28

0,01

4,81%

Информация о работе Анализ деятельности предприятия