Анализ ассортимента и структуры продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшние рыночные условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….…….3
1. Теоретические основы ассортимента и его роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………….5
1.1. Ассортиментная политика предприятия. Основные виды стратегий…….5
1.2. Формирование и управление ассортиментом…………………..…………..8
1.3. Основные показатели анализа ассортимента и структуры продукции….12
2. Анализ деятельности ООО «Арарат»…………………………………..……17
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………17
2.2.Анализ финансового состояния ООО «Арарат»…………………………..22
2.3. Анализ структуры и ассортимента продукции на данном предприятии..26
3. Рекомендации по улучшению ассортимента и структуры продукции на предприятии……………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников………………………………………..….32
Приложения………………………………………...……………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую  траекторию развития процесса, которая  позволит обеспечить достижение намечаемого  соответствия товарного предложения  предприятия меняющейся в перспективе  ассортиментной структуре спроса на рынке.

Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов  для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик  этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
  • оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям;
  • критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя;
  • решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля;
  • рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров;
  • разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;
  • изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;
  • проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям;
  • разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения;
  • оценка и пересмотр всего ассортимента, с учетом изменения его структуры в общем объеме однородной продукции.

Данная система формирования ассортимента содержит ключевые моменты, которые могут меняться в зависимости  от миссии, целей  и стратегии предприятия, а также от вида его основной  и вспомогательной деятельности.

Таким образом, формирование и управление ассортиментом продукции  основывается на планировании фактических  видов деятельности, направленных на отбор продукции. Формирование ассортимента представляет собой систему с взаимосвязанными элементами.

 

1.3. Основные  показатели анализа ассортимента  и структуры продукции

 

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду [7]. Ассортимент бывает:

  • полный;
  • групповой;
  • внутригрупповой.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основными причинами, влияющими  на невыполнение плана по ассортименту продукции, являются внутренние и внешние причины.

Внутренние причины:

  • недостатки в организации производства;
  • плохое техническое состояние оборудования;
  • простои;
  • аварии;
  • недостаток средств;
  • недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Внешние причины:

  • конъюнктура рынка;
  • изменение спроса на отдельные виды продукции;
  • состояние материально-технического обеспечения;
  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту) [7].

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические показатели:

  • объем выпуска в стоимостной оценке;
  • материалоемкость;
  • себестоимость товарной продукции;
  • прибыль;
  • рентабельность [10].

Если увеличивается  удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли  при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры  продукции:

 

ВПпл = Vпл * УДпл * Цпл

ВПусл1 = Vф * УДпл * Цпл

ВПусл2 = Vф * УДф * Цпл

ВПф = Vф * УДф * Цф

DВПDV = ВПусл1 – ВПпл

DВПDУД = ВПусл2 – ВПусл1

DВПDЦ = ВПф – ВПусл2

                           DВП = DВПDV + DВПDУД + DВПDЦ = ВПф – ВПпл,              (3)

 

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

 

ВП = V * УД * Ц

D ВПDV = DV * УД * Ц пл

DВПDУД = Vф * DУД * Ц пл

DВПDЦ = Vф * УДф * DЦ

                               DВПDV + DВDУД + DВПDЦ = DВП,                            (4)

 

где D ВП – изменение валовой продукции,

      D V – Изменение объема производства,

      DЦ – изменение цены на продукцию [10].

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении [10].

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

Затем изучаются причины  понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

Увеличение объема производства (реализации) по одним  видам и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т.е. соотношения отдельных  изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Таким образом, изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ ассортимента  и структуры продукции ООО «Арарат»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

ООО «Арарат» является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава данного Общества и действующего законодательства Российской Федерации. ООО «Арарат» в праве в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами (приложение 1).

ООО «Арарат» имеет печать, содержащую полное  фирменное наименование данной организации на русском языке, а также вправе иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуальной идентификации.

Целями деятельности данного предприятия является извлечение прибыли, удовлетворение общественных потребностей и расширение рынка товаров и услуг. Предметом деятельности данного общества является:

  • производство мебели;
  • оказание посреднических,   торгово-закупочных и любых других

видов услуг, обеспечивающих получение прибыли на законной основе;

  • осуществление    внешнеэкономической деятельности с правом

экспорта, импорта;

  • выполнение строительно-монтажных работ;
  • занятие коммерческой деятельностью;
  • производство безалкогольных напитков;
  • проведение проектно-изыскательных, архитектурно-планировочных,  художественно-оформительных и других работ.

Описывая данное предприятие, необходимо сказать об уставном капитале Общества. Уставный капитал ООО «Арарат» составляет 251 000 рублей. Общество имеет двух учредителей, размер доли которых в уставном капитале на каждого составляет 50 %.

Организация обязана  вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Директор и главный бухгалтер Общества несут личную ответственность за соблюдение порядка ведения, достоверность учета и отчетности.

ООО «Арарат» обязано хранить следующую информацию:

  •    учредительные документы;
  •     годовой отчет предприятия, годовую бухгалтерскую отчетность;
  •     сообщение о проведении общего собрания участников в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • иные сведения, определяемые законодательством.

Общее собрание участников является высшим органом управления.  Собрание участников проводится два раза в год. Существуют и внеочередные собрания участников Общества. Исполнительным органом общества является директор данного предприятия, который осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, назначаемым общим собранием сроком на 2 года. Директор от имени Общества представляет его интересы и осуществляет сделки, издает приказы о назначении работников на должность, определяет систему оплаты труда работников.

Информация о работе Анализ ассортимента и структуры продукции