Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблему занятости и безработицы как социальных явлений и определить пути их решения на примере Ростовской области, а также систематизировать данные по оптимальному решению этой проблемы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ГОТОВАЯ..docx

— 112.11 Кб (Скачать)

    [13]

    Северокавказский  регион в силу своего географического положения, благоприятных природно–климатических условий,  экономического потенциала, развитой социальной и транспортной инфраструктуры традиционно обладал большой привлекательностью для переселенцев из других регионов страны. Необходимо отметить, что с 1991 г. Ростовская область является приграничной, 9 районов на протяжении 500 км граничат с Украиной. Являясь «воротами» России в страны Черноморского и Прикаспийского бассейнов. Начиная с 1992 по 2002 год, в область прибыло примерно 500,0 тыс. мигрантов.

    В настоящее время миграционный прирост  населения Ростовской области служит единственным реальным фактором, частично противодействующим сокращению численности  населения. Вместе с тем необходимо отметить, что в последние пять лет миграционный прирост постоянно  сокращается.

    Национальная  составляющая миграционных процессов  претерпела существенные изменения. По гражданам славянских национальностей  (русские, украинцы, белорусы) впервые за последние годы отмечается естественная убыль в основном за счет русских и белорусов.

    Наблюдается также резкое сокращение (почти в 4 раза) миграционного прироста украинцев. Одновременно сохраняется минимальный  миграционный прирост граждан закавказских республик (в первую очередь армян  и азербайджанцев). И только в  отношении чеченцев зафиксировано  значительное увеличение миграционного  прироста в 1,4 раза.

    Международная миграция, включающая страны СНГ, Балтии и другие зарубежные страны, составила 6,1 процента от общего объема миграции Ростовской области. Значительную часть  международных миграционных потоков  составляют нелегальные мигранты, борьба с которыми затруднена из-за отсутствия необходимой законодательной базы и финансирования процедуры депортации. Миграционный обмен с другими регионами России составил примерно 38,4 процента от общего объема миграции. Большую часть миграционных потоков населения составляет внутриобластная миграция. В суммарном миграционном обороте внутриобластные передвижения составляют 54,9 процента. В перспективе наиболее интенсивный приток мигрантов можно ожидать из стран Средней Азии, на долю которых приходится свыше 50 процента общей численности граждан, прибывающих в Россию из государств-участников СНГ.

  Анализ миграционных процессов показывает, что в ближайших перспективах процесс переселения русских на историческую родину будет продолжаться. В настоящее время его масштабы имеют тенденцию к сокращению в связи с усложнением процедуры получения гражданства Российской Федерации и относительной стабилизацией обстановки в среднеазиатском регионе.  Вместе с тем в настоящее время количество незаконных мигрантов, пребывающих на территории области, по экспортным оценкам составляет 19 - 20 тысяч человек. [11]

    Миграционная  ситуация в России напоминает задачу с емкостью, в которую вливается  и выливается вода, причем объем  воды втекающей в эту емкость превышает объем воды, вытекающей из нее. Численность граждан России – жителей Ростовской области, на законных основаниях выезжающих на работу за границу, с каждым годом возрастает, но остается относительно небольшим. Так, в 2009 г. из Ростовской области легально выехало за границу с целью временного трудоустройства 1046 человек (в 2008 г. – 420 человек). По итогам 2009 г. необходимо отметить, что сохраняется не только тенденция роста численности российских граждан, временно трудоустроенных за границей, но и тенденция роста числа фирм по трудоустройству российских граждан за границей. В 2009 г. 25 таких фирм осуществляли свою деятельность на территории Ростовской области, 9 лицензиатов получили разрешение на продление срока действия лицензии, 5 новых юридических лиц получили лицензии.

    По  данным Управления Федеральной миграционной службы России по Ростовской области  за четыре месяца 2010 года на миграционный учет поставлено 49808 иностранных граждан. Подавляющее большинство въехавших составляют граждане государств-участников СНГ. Всего за четыре месяца 2010 года на территории официально осуществляли трудовую деятельность 8325 иностранных работников (из них в сферах строительства 3688, производства 1181, торговли 924, услуг 923, сельского хозяйства 772, транспорта и связи 359). При этом доля высококвалифицированных специалистов составила 1,2% от общего количества иностранных работников, получивших разрешения на работу в 2010 году. Динамика миграционных потоков в области за 10 месяцев 2008 и 2009 годов приведена в Приложении 2.

    В 2009 году распределение иностранной рабочей силы по отраслям в Ростовской области осуществлялось следующим образом (рис. 1).

 

Рис. 1  

    Основной  приток квалифицированных трудовых мигрантов в Ростовскую область  наблюдается из стран СНГ, Чеченской  Республики, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. Наиболее высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте, составляющее 73,6% от общего числа  переменивших место жительства.

    Подъем  отечественного производства обозначил  катастрофическую нехватку специалистов основных производственных профессий  практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства и четко  обозначил задачу – подготовить  необходимых специалистов как среднего и высшего звена, так и по рабочим  профессиям.

    Перераспределение трудового потенциала, которое проводит Департамент занятости населения  по Ростовской области, направлено на снижение дисбаланса между спросом  и предложением рабочей силы, который  на протяжении многих лет присутствует на рынке труда области.

    Дело  в том, что многие высококвалифицированные  работники, в том числе и из сельской местности, не могут в пределах своей области найти работу с  достойной оплатой труда, хотя, как  уже говорилось, многие территории области испытывают острую потребность  в укомплектовании кадрами своих  предприятий. В то же время данные предприятия не могут конкурировать  с работодателями из других регионов страны, в первую очередь в размере  заработной платы. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Основные пути решения проблем занятости и безработицы в Ростовской области 

3.1.Приоритетные направления регулирования занятости в Ростовской области

     Занятыми  считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе  выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу, включая  сезонные, временные работы, за исключением  общественных работ.

     Безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

     Решение о признании гражданина  безработным  принимается органами службы занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке  за последние три месяца по последнему месту работы.

     Служба  занятости населения Ростовской области состоит из 49 городских и районных центров занятости населения, которые являются государственными учреждениями. Каждый центр занятости оснащен современным оборудованием, снабжен справочно-информационными поисковыми системами, имеет доступ к сети Internet. Государственные услуги по содействию гражданам в поиске работы оказывают около 800 специалистов по трудоустройству: профконсультантов, юристов, психологов.

   Для того чтобы повысить уровень занятости населения в Ростовской области необходимо решить следующие проблемы:

а) привести в равновесие показатели спроса и предложения;

б) снизить долю неэффективной занятости;

в) улучшить качественные характеристики рабочих мест;

г) способствовать росту инвестиций в реальный сектор экономики с целью создания рабочих мест, отвечающих современным требованиям;

д) содействовать ускоренному развитию малого бизнеса, особенно в аграрном секторе и смежных с ним отраслях экономики;

е) способствовать развитию внутрифирменной подготовки кадров, содействовать опережающему переобучению работников, увольняемых в связи с модернизацией и реорганизацией производства;

ж) уделить особое внимание следует обеспечению занятости в проблемных территориях Ростовской области, в шахтерских городах и поселках, и в сельской местности;

з) развивать  активные программы занятости для трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда: инвалидов, одиноких и многодетных родителей, детей-сирот, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и других. 

   В приоритетных отраслях экономики Ростовской области в рамках федеральных и областных целевых программ предполагается создание  18,4 тысячи новых, из них более 1,5 тысячи в малом бизнесе, и сохранение 81,4 тысячи рабочих мест. Кроме того, при содействии службы занятости предусматривается оказание информационно-консультационной и финансовой помощи более чем 6 тысячам граждан, желающим организовать собственное дело.[17]

    Департамент занятости по Ростовской области  в рамках программы активной политики занятости «Организация территориальной  трудовой мобильности», проводимой в  соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 21.07.1997 г. №41 «Об утверждении  Положения о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве  в другой местности», ведет постоянную работу по следующим направлениям:

    1)    установлению контактов с работодателями по всей территории России, испытывающими потребность в работниках различной квалификации и имеющими возможность предоставить конкурентоспособные условия оплаты и условий труда;

    2)    информированию безработных и ищущих работу граждан о возможностях трудоустройства за пределами Ростовской области и направлению работников, соответствующих требованиям работодателей, на данные предприятия.

    Далее необходимо отметить, что для Ростовской области трудовая мобильность является очень актуальным направлением. Суть данной программы состоит в перераспределении  трудовых ресурсов из территорий с  неэффективной экономикой в развивающиеся, получающие инвестиции территории.

    Здесь важно подчеркнуть, что, начиная  с 1999 г., Департаменту занятости населения  по Ростовской области удалось преодолеть годами сложившуюся тенденцию к  вывозу трудового потенциала области, и переориентировать рабочих  внутри области и сейчас можно  отметить четкую позитивную динамику. За последние 10 лет в рамках трудовой мобильности трудоустроено свыше 39 тысяч человек, в том числе по внутриобластной мобильности – свыше 21,8 тысяч человек. За пределами Ростовской области по направлениям службы занятости трудоустроено 9,5 тысяч человек. Причем, если в 2005 году соотношение перераспределения трудового потенциала внутри области и за ее пределы было 30% на 70%, то в последние два года наблюдается устойчивая тенденция превышения внутриобластной мобильности над межобластной (в 2008 г. – 60% на 40%).

    Работодатели  все активнее прибегают к данному  виду услуг службы занятости, администрации  городов и районов отлично  понимают эффективность данной формы  трудовой мобильности. В свою очередь  Департаментом уделяется этому  направлению повышенное внимание, так  как это одно из наиболее перспективных, наименее затратных, экономически выгодных направлений. Реализация данной программы, в частности, помогла бывшим шахтерам из городов с критическим уровнем безработицы, таких как Новошахтинск, Шахты, Белая Калитва и др., трудоустроиться на работу по прокладыванию автодорог в соседних районах области.

    Еще одним направлением активной политики занятости, позволяющей приостановить  отток рабочей силы из села, является программа «сельскохозяйственного переселения семей», которая реализуется  в соответствии с постановлением Правительства РФ №533 от 25.05.1994 г. «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность».

    Причем  если в кризисные 90-е годы требовались  в основном малоквалифицированные  кадры, то в последнее время практически  все сельские районы области испытывают острый дефицит в таких специалистах, как врачи, учителя, зоотехники, строители, механизаторы, животноводы, работники  культуры. [1] 
 

3.2.  Основные меры по борьбе с безработицей   

Информация о работе Занятость и безработица