Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.
Цель курсовой работы – исследование взаимосвязи бюджетной и денежно-кредитной политики государства: целей, инструментов, направлений реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Сущность бюджетной политики 5
1.2. Понятие денежно-кредитной политики и ее характеристики 8
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ 12
2.1. Состояние и бюджетной политики 12
2.2. Анализ развития денежно-кредитной политики 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

diana frindtкурсовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    В настоящее время идет процесс  активного реформирования бюджетно-налогового законодательства [10]:

    - сокращено значительное количество  индивидуальных налоговых льгот  и преференций,

    - отменен ряд налогов (например, сбор в Фонд поддержки сельхозпроизводитей),

    - с целью возмещения поступлений  в бюджет повышена ставка основного  бюджетообразующего налога –  НДС – до 20%.

    В 2005-2010 гг. Национальным Банком продолжено соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют [11]:

    - установление ее конечной цели и промежуточных целевых ориентиров;

    - обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений о денежно-кредитной политике, результатов ее реализации;

    - самостоятельное определение Национальным Банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей, а также своевременное разъяснение субъектам экономических отношений, общественности изменений параметров и структуры указанных инструментов.

    Вместе  с тем при реализации денежно-кредитной  политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно  выделить следующие:

    - наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 10%, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;

    - развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;

    - в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной и кредитно-денежной политики - обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.

    Денежно-кредитная политика в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения. Важнейшими результатами выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в январе-сентябре 2010 года стали поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых значений, повышение доступности кредитных ресурсов для нефинансового сектора экономики, расширение кредитной поддержки банками экономики, а также рост активов и нормативного капитала банковского сектора, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

    В соответствии с основными направлениями в следующем году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.

    Таким образом, кредитно-денежная политика Республики Беларусь в настоящее время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого экономического развития государства в целом. При этом существует ряд проблем, связанных с реализацией кредитно-денежной политики.  

         
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Беларусь в последнее время, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, в условиях современного финансово-экономического кризиса дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку населения.

    Основной  целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение  внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В настоящее время национальная денежно-кредитная политика направлена на повышение роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

    Также наблюдается укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение  ее качества, приближение принципов  и практики банковского надзора  к международным стандартам. Для  поддержки приоритетных отраслей и производств государство использует экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии.

    В то же время проблемным остается развитие финансово-кредитной системы страны обеспечивается за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.

    Особое  внимание уделяется созданию условий  гарантирования вкладов населения  в банках. Оно обеспечивается за счет совершенствования законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фонда гарантирования вкладов в Национальном Банке Республики Беларусь.

    Предусматривается в ближайший период завершить  компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З О республиканском бюджете на 2010 год.
  2. Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З О республиканском бюджете на 2011 год.
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 591 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год».
  4. Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с. 
  5. Алымов Ю. Стратегия развития белорусской банковской системы // Банкаўскі веснік. – 2011. - №34.
  6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки./ Белоглазова Г.Н.-М.: Юрайт-Издат,2006- 428 с. 
  7. Голуб Н., Гурко А., Семиренко Е. Развивать новые виды кредитных операций необходимо // ВАББ. - 2010. - №35. - С.17-22.
  8. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авт.; под ред. О.И. Лаврушина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. 560 с. 
  9. Зеленкевич М. Особенности денежно-кредитной политики в переходных экономиках // Банкаўскі веснік. – 2010. - №10.
  10. Караченцева Т.И. Кредитная поддержка реального сектора экономики // Вестник БГЭУ. - 2010. - №6. - С. 55-59.
  11. Караченцева Т.И. Реформирование кредитных отношений в Беларуси// БВ. - 2010. - № 34. - С. 45-46.
  12. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория, часть 3): учеб. пособие. Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с. 
  13. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акод. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 343 с. 
  14. Макроэкономика: учебное пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – 296 с. 
  15. Михайлова И.А. Стабилизация экономики Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса / И.А. Михайлова, О.И. Румянцева // Вестник БГЭУ. – 2009. - №4. – С.89-93. 
  16. Мишкин, Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: учебное пособие для вузов / Пер. с англ. Д.В. Виноградова под ред. М.Е. Дорошенко. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 820 с. 
  17. Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие / С.С. Ткачук, О.И. Румянцева, И.Н. Тищенко; под ред. С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой. – Минск: БГЭУ, 2006 – 295 с. 
  18. Попов, А.И. Экономическая теория: учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с. 
  19. Слагода, В.Г. Основы экономики: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с. 
  20. Стерликов, Ф.Ф. Современная экономика. Общедоступный учебный курс / Ф.Ф. Стерликов, В.Н. Овчинников, О.Ю. Мамедов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. – 608 с. 
  21. Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2002. – 280 с. 
  22. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело, 1999. – 864 с. 
  23. Черныш, Л.П. Экономическая политика: учеб.-метод. Комплекс / Л.П. Черныш. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 367 с. 

Информация о работе Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации