Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа
Денежно-кредитная политика на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.
Цель курсовой работы – исследование взаимосвязи бюджетной и денежно-кредитной политики государства: целей, инструментов, направлений реализации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Сущность бюджетной политики 5
1.2. Понятие денежно-кредитной политики и ее характеристики 8
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ 12
2.1. Состояние и бюджетной политики 12
2.2. Анализ развития денежно-кредитной политики 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
В настоящее время идет процесс активного реформирования бюджетно-налогового законодательства [10]:
-
сокращено значительное
- отменен ряд налогов (например, сбор в Фонд поддержки сельхозпроизводитей),
-
с целью возмещения
В 2005-2010 гг. Национальным Банком продолжено соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют [11]:
- установление ее конечной цели и промежуточных целевых ориентиров;
- обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики, что предполагает ясность процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений о денежно-кредитной политике, результатов ее реализации;
- самостоятельное определение Национальным Банком механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей, а также своевременное разъяснение субъектам экономических отношений, общественности изменений параметров и структуры указанных инструментов.
Вместе с тем при реализации денежно-кредитной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
- наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 10%, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;
- развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;
- в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной и кредитно-денежной политики - обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.
Денежно-кредитная политика в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения. Важнейшими результатами выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики в январе-сентябре 2010 года стали поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых значений, повышение доступности кредитных ресурсов для нефинансового сектора экономики, расширение кредитной поддержки банками экономики, а также рост активов и нормативного капитала банковского сектора, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
В соответствии с основными направлениями в следующем году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.
Таким
образом, кредитно-денежная политика Республики
Беларусь в настоящее время направлена
на снижение темпов инфляции и обеспечение
устойчивого экономического развития
государства в целом. При этом существует
ряд проблем, связанных с реализацией
кредитно-денежной политики.
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Беларусь в последнее время, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, в условиях современного финансово-экономического кризиса дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку населения.
Основной
целью денежно-кредитной
Также наблюдается укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство использует экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии.
В то же время проблемным остается развитие финансово-кредитной системы страны обеспечивается за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.
Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно обеспечивается за счет совершенствования законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фонда гарантирования вкладов в Национальном Банке Республики Беларусь.
Предусматривается
в ближайший период завершить
компенсацию обесценения вкладов и
облигаций целевого беспроцентного займа
1990 г. на приобретение товаров длительного
пользования (ценных бумаг).