Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа
Денежно-кредитная политика на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.
Цель курсовой работы – исследование взаимосвязи бюджетной и денежно-кредитной политики государства: целей, инструментов, направлений реализации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Сущность бюджетной политики 5
1.2. Понятие денежно-кредитной политики и ее характеристики 8
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ 12
2.1. Состояние и бюджетной политики 12
2.2. Анализ развития денежно-кредитной политики 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
- государственную поддержку юридических лиц, оказывающих помощь гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства;
- содержание ведомственных дошкольных учреждений;
- оплату труда адвоката в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению в соответствии с законодательством;
- реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 79, 1/8435).
Областные Советы депутатов направляют из соответствующих местных бюджетов средства организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, на финансирование строительства (реконструкции) и (или) приобретение жилых помещений для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельской местности.
Минский
городской Совет депутатов
Местные Советы депутатов предусматривают направление средств местных бюджетов на создание дополнительной и развитие действующей социальной инфраструктуры агрогородков в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 1/6339).
Советы депутатов базового территориального уровня могут предусматривать направление средств соответствующих местных бюджетов на территориальную оборону и регулирование экономической деятельности в части мероприятий по санации и банкротству.
В 2010 году [1]:
1. Сформировать в республиканском бюджете резервный фонд Президента Республики Беларусь в сумме 2 757 296 100 тыс. рублей.
2. Сформировать в консолидированных бюджетах областей и бюджете г. Минска резервные фонды сверх размера, определяемого местными Советами депутатов в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, в том числе Брестской области – 80 122 338 тыс. рублей, Витебской – 76 840 883 тыс. рублей, Гомельской – 97 606 091 тыс. рублей, Гродненской – 68 470 336 тыс. рублей, Минской – 106 302 830 тыс. рублей, Могилевской области – 65 076 274 тыс. рублей, г. Минска – 263 981 455 тыс. рублей.
На 2011 год утверждены [2]:
доходы республиканского бюджета в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей;
расходы республиканского бюджета в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов;
распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;
перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы)
- расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь) в сумме 1 960 052 270 тыс. рублей, в том числе средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития в сумме 321 000 000 тыс. рублей;
- расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам, видам расходов, направлениям использования и заказчикам, распорядителям средств в размере 865 000 000 тыс. рублей.
Был утвержден размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету на 1 января 2012 года в сумме 130 000 000 тыс. рублей.
В 2011 году передать из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска [2]:
1. Дотации в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь, в сумме 9 987 997 945 тыс. рублей, в том числе Брестской области – 1 777 916 054 тыс. рублей, Витебской – 1 888 121 048 тыс. рублей, Гомельской – 1 785 576 724 тыс. рублей, Гродненской – 1 442 999 772 тыс. рублей, Минской – 1 324 703 573 тыс. рублей и Могилевской области – 1 768 680 774 тыс. рублей.
2. Субвенции на финансирование расходов по:
2.1. преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 981 124 288 тыс. рублей, в том числе Брестской области – 88 522 165 тыс. рублей, Витебской – 9 722 100 тыс. рублей, Гомельской – 632 380 280 тыс. рублей, Гродненской – 17 261 075 тыс. рублей, Минской – 36 624 560 тыс. рублей, Могилевской области –150 169 900 тыс. рублей и г. Минска – 46 444 208 тыс. рублей.
Субвенции направляются на реализацию мероприятий, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 2/1561), а также на целевые мероприятия по восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и проведение защитных мер в агропромышленном комплексе;
2.2. индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье») в сумме 191 500 000 тыс. рублей, в том числе Брестской области – 70 000 000 тыс. рублей, Витебской – 16 200 000 тыс. рублей, Гомельской – 23 500 000 тыс. рублей, Гродненской – 36 400 000 тыс. рублей, Минской – 30 000 000 тыс. рублей и Могилевской области – 15 400 000 тыс. рублей;
2.3. развитию сельскохозяйственного производства, созданию дополнительной и развитию действующей инфраструктуры производственных объектов агропромышленного комплекса в сумме 719 414 700 тыс. рублей.
Субвенции направляются на развитие сельскохозяйственного производства (в том числе на приобретение нефтепродуктов, проведение мероприятий по улучшению плодородия почв, погашение кредитов банков, выданных на эти цели, ремонт и приобретение сельскохозяйственной техники для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, исполнение гарантий, предоставленных местными исполнительными и распорядительными органами по кредитам, выданным банками Республики Беларусь на эти цели, погашение бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных займов, предоставленных на указанные цели), на благоустройство территорий механизированных дворов, зернотоков, животноводческих комплексов и ферм, подъездов к ним, а также на компенсацию части процентов по кредитам, выданным банками в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.
3. Субвенции за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития на проектно-изыскательские работы, реконструкцию и ремонт существующих участков местных автомобильных дорог, включаемых в состав объекта «Обход территории Национального парка «Беловежская пуща» на участке Волкоставец–Свислочь», в сумме 126 000 000 тыс. рублей, в том числе Брестской области – 110 000 000 тыс. рублей, Гродненской области – 16 000 000 тыс. рублей.
Было установлено, что в 2011 году [2]:
- средства республиканского бюджета в сумме 1 249 910 197 тыс. рублей, предусмотренные на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, используются по направлениям;
- нормативные правовые акты, принятые (изданные) до 2011 года и устанавливающие финансирование за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, обеспечиваются финансированием в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность.
Установить, что в 2011 году:
1. Доходы государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы образуются в сумме 146 190 398 тыс. рублей и направляются на расходы указанного фонда в сумме 138 880 878 тыс. рублей, а также в резервный фонд Президента Республики Беларусь в размере 5 процентов от доходов этого фонда для целевого финансирования мероприятий по социальной поддержке молодежи.
2. Доходы государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы формируются за счет:
- экологического налога в части поступающих в доход республиканского бюджета платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства, ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции;
- доходов от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;
- возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
- других доходов.
В 2011 году доходы государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания) образуются в сумме 77 857 000 тыс. рублей и направляются на расходы в сумме 77 857 000 тыс. рублей в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 96 «О финансировании развития услуг электросвязи общего пользования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 53, 1/8376).
В 2011 году доходы государственного целевого бюджетного фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья образуются в сумме 21 400 000 тыс. рублей, формируются за счет источников, предусматриваемых в соответствующих законодательных актах, и направляются на расходы этого фонда в сумме 21 400 000 тыс. рублей.
Утверждены в 2011 году доходы государственных целевых бюджетных инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Белорусского республиканского союза потребительских обществ, включаемых в республиканский бюджет, в сумме 1 209 088 536 тыс. рублей и расходы этих инновационных фондов в сумме 1 296 788 536 тыс. рублей.
Установлено, что в 2011 году:
1. Государственный целевой бюджетный фонд национального развития составляет 655 516 354,9 тыс. рублей.
2. Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами, другие источники по решению Президента Республики Беларусь и иные источники, не запрещенные законодательством.
3. Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.
Денежное предложение в национальной валюте в настоящее время формируется в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами [7, c. 17].
Политика обменного курса белорусского рубля ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля учитываются условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся основными экономическими партнерами.
Основу процентной политики составляют меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь снижена с 16% в 2005 г. до 10% с 01 октября 2007 г.