Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.
Цель курсовой работы – исследование взаимосвязи бюджетной и денежно-кредитной политики государства: целей, инструментов, направлений реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Сущность бюджетной политики 5
1.2. Понятие денежно-кредитной политики и ее характеристики 8
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ 12
2.1. Состояние и бюджетной политики 12
2.2. Анализ развития денежно-кредитной политики 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

diana frindtкурсовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Так же различают общие и селективные  методы [14]:

    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

    Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер. Благодаря этим методам  решаются частные задачи, как ограничение  выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

    Операции  на открытых рынках.

    Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности  банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

    Изменение минимальной резервной нормы.

    Увеличение  резервной нормы центральным  банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

    Изменение учетной ставки.

    Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

    Политика  дешёвых денег

    Проводится  в период низкой конъюнктуры. Центральный  банк увеличивает предложение денег  путём покупки государственных  ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

    Политика  дорогих денег

    Проводится  Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка [4, c. 86].

    Наряду  с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую  направленность, существуют специальные  меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле. 
 

 

2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ

    2.1. Состояние и бюджетной политики

    Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ, в которой определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет играет важную роль в финансовой системе страны. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Государственный бюджет исполняет следующие функции: контрольную, информационную, регулирующую, способствует институционализации общественных предпочтений.

    Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие явления:

    а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев;

    б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами;

    в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета.

    Бюджетное регулирование реализуется через:

    а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

    б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;

    в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних и др.

    Доходы  республиканского бюджета в 2010 г. составляли 35 522 389 047 тыс. рублей.

    Предельные  уровни дефицита консолидированных  бюджетов областей и бюджета г. Минска (без учета дефицита, финансируемого за счет внешних заимствований) составляют 1 процент от доходов соответствующих бюджетов областей и бюджета г. Минска.

    Налоги (за исключением налога на добавленную  стоимость), сборы (пошлины), уплачиваемые до 1 января 2011 года созданными с 1 января 2007 года в городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек, поселках городского типа, сельских населенных пунктах организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность (кроме торговой посреднической деятельности), со средней численностью работников не более 100 человек (за исключением республиканских унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей собственности государства в их уставных фондах, а также организаций, освобожденных от уплаты налогов, сборов (пошлин) в соответствии с декретами Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 1, 1/9241) и от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 29, 1/9381)), полностью зачисляются в соответствующие местные бюджеты базового уровня по месту постановки этих организаций на учет в налоговых органах со дня их государственной регистрации.

    Утверждено на 2010 год [1]:

    - расходы республиканского бюджета в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов;

    - распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;

    - перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы);

    - расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь) в сумме 1 529 439 525 тыс. рублей, в том числе средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития в сумме 261 000 000 тыс. рублей;

    - расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам, видам расходов, направлениям использования и государственным заказчикам, распорядителям средств в размере 530 660 000 тыс. рублей.

    Размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету на 1 января 2011 года был в сумме 50 000 000 тыс. рублей.

    В 2010 году [1]:

    1. Передать из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска:

    1.1. дотации в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь, в сумме 5 535 247 021 тыс. рублей, в том числе Брестской области – 1 071 902 055 тыс. рублей, Витебской – 937 162 378 тыс. рублей, Гомельской – 1 014 350 375 тыс. рублей, Гродненской – 835 021 332 тыс. рублей, Минской – 680 511 138 тыс. рублей и Могилевской области – 996 299 743 тыс. рублей;

    1.2. субвенции на финансирование расходов по:

    1.2.1. преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 635 365 250 тыс. рублей, в том числе Брестской области – 54 771 610 тыс. рублей, Витебской – 8 787 500 тыс. рублей, Гомельской – 393 705 984 тыс. рублей, Гродненской – 16 630 568 тыс. рублей, Минской – 34 284 178 тыс. рублей, Могилевской области – 84 944 365 тыс. рублей и г. Минску – 42 241 045 тыс. рублей.

    1.2.2. строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в сумме 433 666 700 тыс. рублей, в том числе Брестской области – 72 257 900 тыс. рублей, Витебской – 68 281 300 тыс. рублей, Гомельской – 79 946 400 тыс. рублей, Гродненской – 62 584 100 тыс. рублей, Минской – 108 947 400 тыс. рублей и Могилевской области – 41 649 600 тыс. рублей.

    Субвенции используются на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки  в соответствии с законодательством  и передаются в консолидированные  бюджеты областей (на основе равнодолевого распределения средств республиканского и местных бюджетов на строительство указанных объектов) после представления соответствующими областными исполнительными комитетами в письменной форме подтверждений о запланированных на эти цели средствах в местных бюджетах;

    1.2.3. индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье») в сумме 131 400 000 тыс. рублей, в том числе Брестской области – 45 000 000 тыс. рублей, Витебской – 10 000 000 тыс. рублей, Гомельской – 20 600 000 тыс. рублей, Гродненской – 28 000 000 тыс. рублей, Минской – 15 000 000 тыс. рублей и Могилевской области – 12 800 000 тыс. рублей;

    1.2.4. развитию сельскохозяйственного производства, созданию дополнительной и развитию действующей инфраструктуры производственных объектов агропромышленного комплекса в сумме 567 210 000 тыс. рублей.

    Субвенции направляются на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, нефтепродуктов, на ремонт и приобретение сельскохозяйственной техники для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, на исполнение гарантий, предоставленных местными исполнительными и распорядительными органами по кредитам, выданным банками Республики Беларусь (далее – банки) юридическим лицам на эти цели, а также на погашение бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных займов, предоставленных на указанные цели, на компенсацию части процентов банков по кредитам, выданным организациям в соответствии с приложением 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 21 июля 2009 г. № 386 «О некоторых вопросах деятельности организаций, осуществляющих закупку продукции растениеводства урожая 2009 года и иной продукции и расчеты за нее» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 174, 1/10873), на благоустройство территорий механизированных дворов, зернотоков, животноводческих комплексов и ферм, подъездов к ним, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

    Областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на:

    - предоставление гражданам Республики Беларусь (далее – граждане) одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по банковским кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений без предоставления льгот по этим кредитам; строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях непригодных для проживания жилых домов;

Информация о работе Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации