Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.
Цель курсовой работы – исследование взаимосвязи бюджетной и денежно-кредитной политики государства: целей, инструментов, направлений реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Сущность бюджетной политики 5
1.2. Понятие денежно-кредитной политики и ее характеристики 8
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ 12
2.1. Состояние и бюджетной политики 12
2.2. Анализ развития денежно-кредитной политики 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

diana frindtкурсовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                   Экономический факультет                                                                                     Кафедра банковской и финансовой экономики

 
 
 
    КУРСОВАЯ РАБОТА

    на  тему: Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации

     
     
     
     
     
     
     
     
     
        Студентки 2 курса   Фриндт Д.Л.

        дневного  отделения (подпись)

        «Финансы  и кредит» (дата)

     
        Научный руководитель     Косенко З.Г.

                                                                      (подпись) 
     
     
     

    МИНСК, 2011 г.

    СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Денежно-кредитная  политика – это комплекс мероприятий, проводимых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Проведение денежно-кредитной политики служит одним из способов, посредством которого достигаются устойчивые темпы развития экономики. В руках Центрального банка, грамотно использующего инструменты денежно-кредитной политики, она может стать той основой, на которой будет крепко держаться вся экономика страны. 

    Бюджетная политика связана с разработкой  и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов или рационального планирования государственных расходов.

    Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

    Денежно-кредитная политика на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики. 

    Объектом  исследования является экономическая политика государства.

    Предметом исследования является бюджетная и денежно-кредитная политика Беларуси.

    Цель  курсовой работы – исследование взаимосвязи бюджетной и денежно-кредитной политики государства: целей, инструментов, направлений реализации.

    Задачи  курсовой работы:

    - изучение и анализ литературных  источников по теме курсовой  работы;

    - рассмотрение основ бюджетной и денежно-кредитной политики Беларуси;

    - анализ взаимосвязи бюджетной и денежно-кредитной политики в Беларуси в области целей и инструментов;

    - определение направлений бюджетной  и денежно-кредитной политики  в Беларуси.

    Работа  состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.

 

1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

    1.1. Сущность бюджетной  политики

    На  протяжении всех лет реформ в Беларуси не стихает полемика о том, сколько нужно денег, чтобы экономика развивалась нормально.

    Одни  экономисты утверждают, что денег  нужно больше, отстаивают мягкую денежную политику. Их аргументы: чем больше денег в экономике, тем больше оборотных средств у предприятий, больше вложения инвесторов и выше спрос потребителей. Все это ускоряет рост производства и, следовательно, делает жизнь людей лучше. Они ссылаются на авторитет Дж. Кейнса, считавшего расширение совокупного спроса важным инструментом подъема экономики. Учитывая финансовые трудности страны, эти экономисты требуют напечатать больше денег [4, c. 82].

    Сторонники  жесткой денежной политики убеждены, что денег нужно меньше. Их аргументы: чем больше денег, тем быстрее растут цены, выше инфляция, которая разорительна для населения и падает золотым дождем на богатых, делая их еще богаче. "Мягкие денежные ограничения" для предприятий (термин венгерского экономиста Я. Корнаи) создают им тепличные условия, не побуждают к росту эффективности, структурной перестройке и консервируют технологическую отсталость, а значит, тормозят экономический прогресс и улучшение жизни людей. Эти экономисты требуют сжать денежную массу.

    В действительности реальное количество денег в экономике в каждый момент определяется равновесием спроса на них и предложения на денежном рынке.

    Спрос на деньги выражается в наличных деньгах и средствах на текущих банковских счетах граждан и фирм. Людям постоянно приходится выбирать: какую часть средств держать в форме денег, а какую - в недвижимости, ценных бумагах, срочных депозитах в банках, векселях и других альтернативах деньгам (приносящих проценты), исходя из того, согласны ли они потерять проценты ради удобства ликвидности денег, т.е. ради возможности  иметь их запас, который можно использовать в любое время. Этот выбор и определяет спрос на деньги, представляющий собой, по существу, потенциальный спрос на товары и услуги. Рост цен увеличивает спрос на номинальные деньги, но реальный спрос при этом не меняется - количество товаров, которые можно при необходимости приобрести на эти деньги, остается прежним.

    Следует различать номинальный и реальный спрос на деньги. Равновесие на рынке  товаров и услуг при прочих равных условиях свидетельствует и о равновесии между реальным спросом на деньги (обычно его так и называют в отличие от номинального) и предложением денег в экономике. Если предложение денег превышает спрос на них, цены на товары и услуги вырастают больше, чем денежная масса, усиливается "бегство" от национальных денег (долларизация). В результате денежная масса в реальном исчислении рано или поздно падает до уровня реального спроса на деньги.

    Денежная  масса - совокупность денег в экономике. Для ее оценки используются такие денежные агрегаты [12]:

    М0 - наличность в обращении;

    М1 равен М0 плюс депозиты населения до востребования и средства предприятий на текущих банковских счетах;

    М2 равен М1 плюс срочные вклады предприятий, организаций, населения и местных бюджетов, а также средства Госстраха;

    М3 равен М2 плюс "квазиденьги" (облигации, госзаймы, казначейские обязательства и другие ценные бумаги).

    Уровень монетизации экономики - отношение М2 к годовому объему валового внутреннего продукта.

    Номинальная денежная масса исчисляется в рублях, а реальная оценивается уровнем монетизации (М2/ВВП). Существует объективная закономерность: при росте номинальной денежной массы (проведении мягкой денежной политики) растет инфляция и сокращается реальная денежная масса, т.е. уменьшается уровень монетизации. Не понимая этого, некоторые российские политики предлагают печатать больше денег - тогда, дескать, уровень монетизации повысится. В действительности, чем больше эмиссия, тем меньше этот уровень, тем, следовательно, острее нехватка денег в народном хозяйстве. Ограничение денежной массы в соответствии с реальным спросом на деньги снижает инфляцию и создает предпосылки для увеличения уровня монетизации, насыщения экономики деньгами до нормальных размеров. Печатанием "пустых" денег этого добиться нельзя, результат будет противоположный.

    Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость конечного продукта, произведенного в течение года национальными предприятиями на территории страны и за ее пределами. Различают созданный ВНП (сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей) и использованный (расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, сальдо внешней торговли) [19, c. 59].

    Валовой внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года, независимо от того, являются ли экономические субъекты резидентами страны или нет. В ВВП входит сальдо торгового баланса (т.е. чистый экспорт), но не учитываются продукция и услуги, произведенные на предприятиях национального капитала, находящихся за рубежом. По стоимости ВВП равен сумме потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта товаров и услуг. У крупных государств различия между ВНП и ВВП незначительны.

 

      1.2. Понятие денежно-кредитной политики и ее характеристики

    Денежно-кредитная политика -  комплекс мер, предпринимаемых   государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

    Основными направлениями денежно-кредитной политики является регулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне, корректировка цен, занятости, обеспечение бесперебойного функционирования           платежно-расчетной системы [6, c. 58].

    Исходной  основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учитывая, что каждая денежная единица  совершает несколько оборотов в  год, количество денег в обращении  прямо пропорционально сумме  цен товаров и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в текущем году.

    Эти фундаментальные факторы формирования денежной массы продолжают действовать  в современной экономике, хотя общее  факторное поле за счет развития системы  кредитных и долговых отношений, а также за счет постепенного выведения  из оборота наличных денег существенно усложнилось.

    Методы  денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

    Прямые  методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  политики воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процессалиберализации, повышения степени независимости центральных банков.

Информация о работе Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации