Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.
Цель курсовой работы – исследование взаимосвязи бюджетной и денежно-кредитной политики государства: целей, инструментов, направлений реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Сущность бюджетной политики 5
1.2. Понятие денежно-кредитной политики и ее характеристики 8
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ 12
2.1. Состояние и бюджетной политики 12
2.2. Анализ развития денежно-кредитной политики 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

diana frindtкурсовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110 — 112 процентов) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28 — 34 процента, рублевой денежной массы — на 32 — 40 процентов, широкой денежной массы — на 32 — 39 процентов. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2 — 5,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 4,8 — 5,7 трлн. рублей.

    Реализация  мер денежно–кредитной и экономической  политики позволит в 2009 году увеличить  коэффициент монетизации экономики  по рублевой денежной массе до 16,5 процента, по широкой денежной массе — до 24,5 процента.

    Прогнозируется, что международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87 — 7,75 млрд. долларов США.

    Денежно-кредитная  политика Беларуси в 2010 году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития. Указом от 7 декабря 2009 года № 591 утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год [10, c. 55].

    Этот  документ разработан в увязке с прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета страны на очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере.

    Следует отметить, что с учетом действующих  и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений  стоимости корзины иностранных  валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.

    В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями  предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках.

    Основные  параметры развития банковского  сектора, в первую очередь объем  предоставляемых предприятиям и  населению кредитных ресурсов, будут  соответствовать динамике макроэкономических показателей и обеспечат дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны. 

    В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального  валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составит 111 - 113 процентов, инвестиций в основной капитал - 123 - 125 процентов. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 - 110 процентов. Дефицит республиканского бюджета в году не превысит 1,5 процента к ВВП.

    В 2010 году денежно–кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

    Курсовая  политика сохранит роль важнейшего инструмента  достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года [11, c. 46].

    Ставка  рефинансирования к концу 2010 года при  прогнозируемом уровне инфляции составит 9 — 12% годовых. Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 — 15% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 10 — 13% годовых.

    Депозиты  физических лиц возрастут на 5,6 — 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических  лиц — 5,1 — 6,2 трлн. Рублей.

    В 2010 году приоритетными направлениями  развития банковского сектора станут преодоление негативных последствий мирового финансово–экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

    Так, за 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24 — 25%, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10%.

    Прирост активов банков сложится на уровне 31 — 36%, что составит 63% к ВВП. Требования банков к экономике возрастут  на 36 — 40% и достигнут 51% к ВВП.

    При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизится по отношению к 2009 году на 2 — 3 процентных пункта.

    В целях расширения финансового рынка  и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

    Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь за январь-сентябрь 2010 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации, а также вопросы формирования единого расчетного и информационного пространства рассмотрены 28 октября на расширенном заседании Правления Национального банка, которое провел его Председатель Петр Прокопович.

    Заседание проходило с участием представителей Комитета государственного контроля, заинтересованных министерств и ведомств, структурных подразделений центрального аппарата, Главных управлений и организаций Национального банка, Ассоциации белорусских банков и банков [11, c. 46].

    Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении по состоянию  на 1 октября 2010 года составили 6,5 млрд. долларов США. С начала года они возросли на 506,7 млн. долларов США, или на 8,5 процента.

    Позитивные  тенденции в экономике и финансовой сфере позволили ориентировать процентную политику, прежде всего, на снижение общего уровня процентных ставок в целях увеличения доступности кредитных ресурсов. При этом обеспечивалось сохранение привлекательности банковских депозитов в национальной валюте для юридических и физических лиц. Важнейшим мероприятием процентной политики было поэтапное снижение ставки рефинансирования.

    На  протяжении трех кварталов она уменьшалась  шесть раз и составила 10,5 процента годовых. В среднем на одного жителя республики на 1 октября 2010 года приходилось 2,5 млн. рублей сбережений, размещенных в банках, тогда как в начале года было 1,9 млн. рублей. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился с 677,4 до 829 долларов США.

    Общий объем кредитов, выданных банками за девять месяцев нынешнего года, составил в рублевом эквиваленте 80,8 трлн. рублей. Это на 24,8 трлн. рублей или на 44,3 процента больше чем за аналогичный период предыдущего года. Существенное место в кредитной деятельности банков занимает предоставление их населению. В целом объем кредитной задолженности физических лиц за январь – сентябрь увеличился на 4,1 трлн. рублей, или на 25,9 процента, и составил 20,1 трлн. рублей. Это говорит о том, что банковская система обеспечила кредитование важнейших направлений социально-экономического развития страны [12, c. 46].

    В 2010 году Национальный банк обеспечит  эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы  безналичных расчетов.

    В области международного сотрудничества продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств - участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.

    В целом в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

    Президент Беларуси Александр Лукашенко утвердил основные направления денежно-кредитной  политики (ОНДКП) на 2011 год. Коридор колебаний курса планируется сузить, золотовалютные резервы – увеличить.

    В соответствии с указом N597, которым  утверждены ОНДКП, в 2011 г сохранится привязка курса белорусского рубля  к корзине иностранных валют (доллару, евро и российскому рублю) с изменением в рамках коридора +/-8% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 г. То есть коридор колебаний курса планируется сузить до +/-10% в 2010 году.

    По  прогнозу Нацбанка, ставка рефинансирования к концу 2011 года составит 8-10% годовых при прогнозируемой инфляции 7,5- 8,5%. При этом предполагается, что процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 11-13% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках - 9-11% годовых.

    В 2011 году прирост активов банковского  сектора и наращивание ресурсной  базы (пассивов) банков прогнозируется на уровне 21-22%.

    Требования  банков к экономике в общем  объеме активных операций банков возрастут  на 24-25% (58% к ВВП) при росте нормативного капитала на 15-21%.

    В соответствии с прогнозом, доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, на конец 2011 года не должна превысить 8% [5, c. 13].

    Нацбанк прогнозирует, что золотовалютные резервы  по стандартам МВФ за 2011 год вырастут на $1,2 млрд. Основным источником роста ЗВР Нацбанк считает прямые иностранные инвестиции, чистый приток которых, по прогнозу правительства, должен составить не менее $6,4 млрд.

    Денежно-кредитные  показатели на 2011 г рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Беларуси. При изменении в течение 2011 г указанных параметров монетарные показатели будут изменяться в соответствующих пропорциях.

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

    Фундаментальные проблемы, характеризующие бюджетную  политику Республики Беларусь на современном  этапе, заключаются в следующем:

    Несмотря  на определенные достижения в направлении  создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности;

    Поскольку в соответствии с действующими правовыми  актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета  заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов;

    Управление  государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.

    Таким образом, основными направлениями  бюджетной политики Республики Беларусь являются следующие [9]:

    - Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

    - Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;

    - Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

    Для достижения этих целей Беларуси рекомендуется  поэтапная реализация комплекса  мер. Правительству РБ необходимо: осуществить  структурную перестройку экономики; обеспечить рост инвестиций в основной капитал за пятилетие в 2 – 2,2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой; снизить к 2010 году уровень налоговой нагрузки не менее чем на 8-10 процентных пунктов; уровень инфляции к 2010 году должен составить 3-4%.

    Опыт  мировой бюджетной политики показал, что формирование эффективной бюджетно-налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство.

Информация о работе Взаимосвязь бюджетной и денежно-кредитной политики государства: цели, инструменты, направления реализации