Взаимоотношения России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа

Описание работы

Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31

Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.docx

— 211.25 Кб (Скачать)

       Затем последовал ряд соглашений о исследовании и сохранении природных ресурсов: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о совместной охране лесов от пожаров от 26.06.1995 г.; соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов от 03.11.2000 г.; соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в области исследования и использования Мирового океана от 27.05.2003 г.; соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством земли и природных ресурсов КНР о сотрудничестве в области геологии и использования недр от 02.11.2000 г. 

       По данным международной конференции «Состояние и перспективы российско-китайского сотрудничества в области охраны окружающей среды и управления водными ресурсами», прошедшей в Минприроды России в 2007г., экологически неадаптированное природопользование в регионе привело к деградации экосистемы бассейна Амура практически во всех районах как российской, так и китайской частей бассейна. Общий объем сбросов неочищенных промышленных и коммунальных стоков в водотоки бассейна Амура составляет с российской стороны — около 800 млн. куб. м, а с китайской до 15 млрд. куб.м.

     Необходимость разработки программы «Зеленый пояс Амура» была согласована в 2008 году Рабочей  группой по вопросам трансграничных особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия Подкомиссии по сотрудничеству в  области охраны окружающей среды  Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств Российской Федерации  и Китайской Народной Республики.

     В 2010 году Министерство охраны окружающей среды КНР подготовило свой документ и передало его российской стороне  для рассмотрения.

     Соглашение  между Россией и КНР о рациональном использовании и охране трансграничных вод, подписанное в начале 2008 года, создает договорно-правовую основу для взаимодействия двух стран по всем ключевым вопросам охраны и использования трансграничных вод.

     В соответствии с документом стороны создают и обеспечивают функционирование эффективных систем оповещения, получения и передачи необходимой информации по предупреждению чрезвычайных ситуаций на трансграничных водах. При возникновении чрезвычайной ситуации стороны незамедлительно уведомляют друг друга и обмениваются соответствующей информацией, а также предпринимают необходимые разумные меры по ликвидации, либо смягчению негативных последствий чрезвычайной ситуации.

     Основные  направления сотрудничества, предусмотренные  соглашением, включают разработку единых нормативов и целевых показателей качества трансграничных вод; содействие применению современных технологий рационального использования и охраны трансграничных вод; информирование сторон об осуществляемых и планируемых мероприятиях, способных привести к значительному трансграничному воздействию, предотвращение таких воздействий. Кроме того, документ предусматривает содержание в надлежащем техническом состоянии существующих гидротехнических и иных сооружений; мониторинг трансграничных вод и обмен данными о его результатах; проведение совместных научных исследований и др.

     Для успешного развития российско-китайского сотрудничества и реализации многочисленных проектов, в том числе запланированных  в рамках «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока  и Восточной Сибири Российской Федерации  и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018 годы»), необходимы серьезные финансовые ресурсы. В  интересах устойчивого развития предоставление этих финансовых ресурсов должно быть экологически ответственным, то есть осуществляться с учетом рисков нанесения ущерба окружающей среде в результате инвестиционной деятельности. С одной стороны, ответственное финансирование уже на начальном этапе инвестиционного процесса позволяет снизить риск появления экологических проблем в будущем. С другой, в случае возникновения экологических и социальных вопросов в ходе реализации какого-либо инвестиционного проекта общественность и экологические организации могут использовать возможности воздействия на компании-исполнители не только через суды, но и через их кредиторов, инвесторов или страховщиков - зачастую это оказывается более эффективным.

       При разработке федеральной целевой  программы, предусматривающей реализацию комплекса мер по охране водных и биологических ресурсов бассейна реки Амур, а также федерального закона по охране реки Амур предусмотреть существенное повышение планки экологических требований в российских приграничных регионах.

       Необходимо  использовать для оценки и решения трансграничных экологических проблем общепринятые стандарты и механизмы международных конвенций и институтов, даже если поначалу это встречает неприятие со стороны КНР. Это важнейшая гарантия соблюдения экологических норм — ибо тогда стандарт взаимодействия в области экологии и природопользования (и любой иной) задается международными правовыми институтами, а не только эксклюзивными отношениями двух соседей. В частности, необходимо использовать в Амурском бассейне механизмы «Конвенции об охране и использовании транграничных водотоков и международных озер» Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН.

       Ускорить  внедрение механизма оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), который соответствовал бы международной практике (процедурам, принятым правительствами стран ОЭСР и ведущими межправительственными и региональными банками развития, включая Всемирный банк, МФК, ЕБРР, Азиатский банк развития и т. д.). В частности, использовать механизмы «Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспо).

       Учитывая  растущую важность для КНР как супердержавы международного экологического имиджа, необходимо предпринять меры по интернационализации проблемы экологизации системы природопользования в бассейне реки Амур. Так как российско-китайские трансграничные реки впадают в Охотское и Японское моря, то к странам, заинтересованным в экологизации природопользования на трансграничных водных объектах, относятся не только Монголия, но также Япония и обе Кореи.

       Это открывает возможности для интернационализации проблем экологической безопасности и трансграничного водопользования в СВА. Региональные меры по интернационализации проблемы могут включать:

       • инициирование создания (до того как это сделает КНР) международного института «проблем Амура» с участием монгольских, японских, корейских, китайских специалистов и приглашенных экспертов из международных организаций, что позволит перейти в информационном обеспечении решения проблемы с двустороннего на международный уровень;

       • привлечение в приграничные регионы  и допуск к основным сферам природопользования хотя бы одной — двух международных компаний с экологическими технологиями и всемирным позитивным имиджем. Тем самым будет задаваться точка отсчета для всех транс-граничных территорий по уровню экологичности применяемых технологий в том или ином типе природопользования;

       • инициация международных проектов по экологически ответственному освоению бассейна Амура (например, российско-китайско-японский проект производства экологически чистой сельхозпродукции для рынков АТР).

     Успешным сотрудничеством по изучению проблем окружающей среды является совместная российско-китайская региональная обсерватория экологической безопасности в Хабаровском крае. Взаимодействие в сфере экологии и комплексного природопользования представляет широкое поле деятельности для долговременного плодотворного сотрудничества российской и китайской науки. Сибирское отделение РАН готово выступить инициатором в организации и развитии этого направления сотрудничества, которое может включать, например, создание совместного российско-китайского центра региональной экологической безопасности. 

                                                   Заключение

       В целом торгово-экономические отношения  России с Китаем в последние годы развиваются динамично, несмотря на продолжающиеся трудности в российской экономике. Китай продолжает оставаться одним из ведущих торговых партнёром  России. Торгово–политические условия  для нашей торговли с Китаем остаются благоприятными. Развитие производственная и научно-техническая кооперация, совместное предпринимательство, инвестиционное и региональное, военно-техническое  сотрудничество и др..

       По  мере восстановления экономики и  наращивания экспортного потенциала России будут возрастать возможности  по дальнейшему развитию товарооборота  и улучшению его структуры. Совершенствование  внешнеэкономического, налогового и  таможенного законодательства будет  позитивно влиять на улучшение инвестиционного  климата.

       Предстоит совместная работа с китайской стороной по улучшению торгово-политических условий торговли, устранению существующих барьеров,  улучшению кредитно-финансовых условий поставок в Россию и осуществления инвестиционных проектов.

       В настоящее время идёт процесс  либерализации торгово-политических условий для доступа российских товаров на китайский и рынки  АТР.

       В качестве мер, способствующих развитию экономического сотрудничества с Китаем на перспективу, могли бы быть следующие:

  1. Принятие новой Федеральной программы развития экспорта, разработка Концепции промышленной политики России  (на период до 2010 г.). В основу разработки данных документов необходимо положить научно разработанную стратегию экономического развития страны.
  2. Создание общегосударственной системы поддержки и стимулирования экспорта, формирующей благоприятные правовые организационные, экономические и другие условия развития экспорта, способной оказывать реальную поддержку экспортёрам.
  3. Проведение тщательного исследования российских конкурентных преимуществ по всему спектру секторов и регионов, отдельных продуктов и технологий. Сфокусировать усилия на отобранных приоритетных направлениях.
  4. Ускорение работы по гармонизации государственных стандартов с международно признанными стандартами с целью улучшения условий по доступу российских товаров на внешние рынки.
  5. Продвижение готовых изделий на высококонкурентные рынки. Решение проблемы возможно при создании экспортных пулов, объединяющих ресурсы как экспортёров продукции и крупных инвестиционных и финансовых институтов, в т.ч. и иностранных.
  6. Информационное обеспечение иностранных партнёров о российских производителях и экспортёрах, номенклатуре предлагаемой на экспорт товаров. Создание на электронных носителях по соответствующим отраслям сводного каталога конкурентоспособной на внешних рынках продукции с высокой степенью обработки.
  7. Усиление роли российских отраслевых союзов и объединений производителей и экспортёров в качестве своего рода «регуляторов» отечественного экспорта.
  8. На переговорах с ВТО добиваться условий, которые в максимальной мере сохранят за Россией возможность модернизации национальной экономики. Необходимо  приступить к выработке мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
  9. Постепенное увеличение поставок в Китай нефти и природного газа, сырьевых товаров с глубокой степенью обработки, готовых товаров, пользующихся устойчивым спросом.
  10. Развитие производственной и научно-технической кооперации. Использование российских научно-технических наработок, лицензий, ноу-хау, китайских технологий и финансов для укрепления своей конкурентоспособности на мировых рынках.
  11. Целенаправленное продолжение законотворческого процесса в сфере инвестиционной деятельности, продолжение унификации законодательной базы субъектов РФ с федеральной; гармонизацию Налогового и Таможенного кодексов с положениями инвестиционного законодательства; дальнейшее совершенствование положений Федеральных законов «О соглашениях о разделе продукции» и «О лизинге»; внесение изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  12. Продолжение работы по регламентации в рамках российского законодательства вопросов интеллектуальной собственности, что может увеличить приток инвестиций.
  13. Усиление координирующей роли организационных структур экономического сотрудничества. Их совместные меры по либерализации внешнеэкономических условий, предпринятые на правительственном уровне в России и Китае, могут позитивно и существенно повлиять на весь спектр российско-китайских экономических отношений, сделать их более масштабными, стабильными и эффективными.
  14. При выработке стратегии делового партнёрства с Китаем важно учитывать национальные, культурные  и психологические особенности китайских предпринимателей.

       По  оценке политических и деловых кругов обеих стран торгово-экономические  связи между Россией и Китаем имеют хорошие перспективы. Особые надежды партнёры возлагают на эффективное  реформирование российской экономики  и предстоящее вступление России в ВТО.

       Огромная  политическая мудрость и воля руководства  двух стран позволит найти оптимальную  модель межгосударственного общения, которая будет отвечать не только национальным интересам России и  Китая, но и укрепления мира и безопасности во всем мире. 
 

                                       Список литературы:

  1. Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  № 164-ФЗ от 26.11.2003(ред. от 03.11.2010).
  1. Федеральный закон «О ратификации Европейской  рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ  и властей от 21 мая 1980 года» ( подписана  от имени Российской Федерации в  городе Страсбурге 03.11.1999 года) № 91-ФЗ от 22.07.2002, № 169-ФЗ от 7.10.2008 г.
  2. Закон КНР «О внешней торговле» от 12.05.1994. исправлен 6.04. 2004 г. Постановления Правительства КНР о порядке исполнения Закона «О внешней торговле».

4. Концепция  приграничного сотрудничества в  Российской Федерации; № 196-р,  утверждена распоряжением правительства  РФ от 09.02.2001.

5. Уведомление  Госсовета КНР  по вопросам  приграничной торговли, № 2 от 03.01.1996.

6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

7. Бергер  Я.М. Использование иностранных  инвестиций в Китае. «Внешнеэкономический  Бюллетень», 2004, № 1, с. 5-12.

8. Забелин В. Г. Внешняя торговля России. Изд.: Юристъ, - 2007.

9. Вольжанский И.М. Внешняя торговля России: тенденции развития «Основные Средства» №1, - 2006 г.

10. Зуев  Ю.П. Психотехнологии внешнеторговых  сделок. – М: ВАВТ, 2003.

11. Ивасита  А. Вокруг проблемы российско-китайской  границы. «Мировая экономика и  международные экономический отношения», 2005, № 2, с. 97-104.

12. Льюис  Р.Д. Деловые культуры в международном  бизнесе /Пер. с англ. – М:  Дело, 1999.

Информация о работе Взаимоотношения России и Китая