Взаимоотношения России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа

Описание работы

Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31

Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.docx

— 211.25 Кб (Скачать)

       Относительно  перспектив инвестиционного и кооперационного  сотрудничества с Китаем можно ожидать, что здесь развитие в значительной степени будет зависеть от успешного  хода реформ в России и их социально-экономических  результатов. Для китайских партнёров  и впредь важными факторами будут  оставаться создание благоприятного инвестиционного  климата в России, укрепление законодательной  базы и дебюрократизация в экономической, финансовой и административной сфере. 

3.3. Внешнеэкономическое  сотрудничество России  и Китая как  способ приобретения  опыта при вступлении  в ВТО 

       Одна  из особенностей внешнеэкономического сотрудничества России и КНР на современном  этапе – изучение опыта Китая  по присоединению к Всемирной  Торговой Организации (ВТО). Главная  задача России на переговорах о вступлении в ВТО - определение условий членства, которые исключали бы ущемление  ее прав в сфере международной  торговли. Из-за дискриминационных  мер в этой сфере ежегодно она  теряет около $2,5 млрд. [20]. 
Переговоры о присоединении России к ВТО идут по четырем направлениям: по системным вопросам - о приведении законодательства РФ в соответствии с нормами и правилами ВТО и подготовке новых законопроектов; по тарифным проблемам, по доступу на рынок услуг; по сельскому хозяйству. 
Основным предметом переговоров является определение максимального уровня таможенных пошлин. Россия пытается найти разумный баланс между протекционизмом и либерализацией во внешней торговле. Тарифы в определенной мере должны защищать отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, но не должны ущемлять производителей и потребителей, интересам которых отвечает снижение ввозных пошлин. Правительство считает необходимым поэтапное открытие российского рынка, сохранение защиты так называемых чувствительных отраслей отечественного производства, создание условий для нормальной конкуренции в тех секторах экономики, в которых это необходимо и возможно. 
Опыт показывает, что закономерным для всех вступивших в ВТО стран становится рост экспорта в тех отраслях, где эффективность производства выше, чем у зарубежных конкурентов, и рост импорта в тех, где эффективность национальной экономики ниже. Для России наибольшими конкурентными преимуществами обладают сырьевые отрасли. Но в итоге может еще более усилиться сырьевая направленность развития экономики. 
При вступлении России в ВТО она обязана будет отказаться от всех субсидий отраслям на региональном и федеральном уровнях, что повлечет за собой полный пересмотр порядка государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. 
Потребуется поднять внутренние цены на энергетические ресурсы и на железнодорожные перевозки до уровня мировых, что резко повысит издержки производства предприятий и снизит конкурентные возможности российской промышленности. ВТО требует повышения цен на энергоносители в 2 раза. Наиболее уязвимыми отраслями при этом окажутся легкая, пищевая промышленность и сельское хозяйство. 
Однако переход на новую ресурсосберегающую технику и технологии связан с большими капиталовложениями, которых не хватает у большей части предприятий, а государственных инвестиций для этого явно недостаточно. 
Цены на электроэнергию и железнодорожные перевозки в России ниже мировых, что по правилам ВТО считается субсидированием. С другой стороны, если Россия не повысит тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки после вступления в ВТО, то любой экспорт из России в страну, входящую в ВТО, может быть приостановлен.  
          При вступлении в ВТО выгоды могут получить экспортеры черных металлов и продукции химической промышленности, против которых сейчас некоторые страны используют меры антидемпингового характера. За счет включения в международную производственную кооперацию могут возникнуть выгоды и в других отраслях российской промышленности, особенно в отраслях, производящих продукцию с высокой степенью переработки. Привлечение иностранных инвестиций и использование прогрессивного оборудования могут улучшить технологическую структуру производства. 
Особый эффект может дать развитие кооперационных связей с фирмами развитых стран. 
В то же время придется отказаться от существующей поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции, соблюдать нормы дотирования АПК. Это может привести к сокращению производства в аграрном секторе, к усилению зависимости от импортного продовольствия.  
Необходима структурная перестройка российской экономики с преимущественным развитием отраслей и производств, соответствующих общемировым прогрессивным тенденциям. Соответственно, предпочтительна позиция более продолжительного подготовительного этапа для вхождения России в число членов Всемирной торговой организации.

       При подготовке к вступлению РФ в ВТО  полезным является изучение опыта Китая, который стал членом ВТО в конце 2001 г.  К сожалению, присоединение  КНР к ВТО явно недостаточно освещалось в отечественной аналитике. Автор  считает данный факт ошибкой прежде всего потому, что продолжая переговоры о вступлении в ВТО, российской стороне нужно хорошо знать наиболее свежий прецедент такого рода. Актуальны и юридические детали, и опыт общего подхода к переговорам с указанной организацией крупной страны, проблемы и история хозяйства которой во многих отношениях похожи на российские.

       Китай в течение последних 25 лет добился  беспрецедентных успехов. Высокие  темпы экономического роста в  Китае в определенной мере изменяют даже общий характер развития мировой  хозяйственной системы. По некоторым  оценкам, с 1995 г. по 2002 г. его вклад  в общемировой экономический  рост достиг 25% превысив вклад США (20%).

       За  два года, прошедшие после вступления КНР в ВТО, резко вырос объем  его внешней торговли и еще  больше увеличился размер иностранных  инвестиций и валютных резервов страны.

       О его масштабах можно судить даже по огромному количеству поправок к  законодательству, которые Пекин  согласился сделать на переговорах  с ВТО. Успехи пришли не сразу: еще  полтора десятка лет назад  страна испытывала серьезную нехватку валюты, экспорт оставался преимущественно  топливно-сырьевым, а первые годы открытой политики не дали ощутимых результатов  в привлечении зарубежных инвестиций. КНР начала переговоры с ГАТТ (предшественником ВТО) в 1986 г. и только выиграла от того, что не пыталась форсировать процесс  вступления в эту организацию.

       Китай не сильно зависит от внешних рынков: резкие колебания объемов торговли не оказывают заметного воздействия  на темпы роста, в подавляющей  части базирующегося на внутренних факторах. После азиатских кризисов 1997-1998 гг. это отличие от соседних новоиндустриальных стран стимулировало  более активную и либеральную  внешнеэкономическую политику. Таким  образом, основу для завершения переговоров  с ВТО составила уверенность  Китая в собственных силах, реальная возможность утвердиться на старых и новых рынках. К тому же, большее  открытие внутреннего рынка для  внешней конкуренции, унификация действующих  таможенных и налоговых норм прямо  и косвенно способствуют укреплению центральной власти.  
 На завершающей стадии переговоров с Всемирной торговой организацией в КНР была развернута всесторонняя подготовительная работа в правовой сфере, состоявшая в разработке и приведении действующих правовых актов в соответствии с требованиями ВТО.  
Китайское руководство определило приоритетные направления для внесения поправок в законы, определяющие качество инвестиционного климата, защиту прав и интересов иностранных инвесторов, охрану интеллектуальной собственности, борьбу с нарушениями авторских прав.  
На 40-й сессии ВСНП в марте 2001 года был рассмотрен уточненный вариант закона о деятельности предприятий, созданных на основе совместных китайских и иностранных капиталовложений. Во внесенных в него поправках нашли отражения конкретные обязательства, которые Китай взял на себя в связи с вступлением в ВТО. Были аннулированы ранее содержавшиеся в законе положения противоречащие принципам ВТО.

         Так был сделан первый важный шаг в направлении пересмотра законодательных и нормативных актов в сфере внешнеэкономической деятельности.  
          В течение нескольких лет шла работа по совершенствованию таможенного законодательства. Ее завершающим этапом стало принятие изменений к действующему закону о китайской таможне (с учетом положения ВТО), который в новой редакции вступил в действие с 1 января 2001 года. Совершенствовалось антимонопольное законодательство. Были пересмотрены законы о внешней торговли и проверке экспортных и импортных товаров. Одновременно Госсоветом КНР пересматривались связанные с ними административные акты. На основе пересмотра действующих законодательных и нормативных документов в соответствии с правилами ВТО создавались условия для более широкого открытия внешнему миру и сферы финансов, страхования, телекоммуникаций, транспорта, строительства, туризма, для создания совместных и иностранных предприятий в этих секторах экономики и в сфере производства. ВСНП и Постоянный Комитет ВСНП пересмотрели 9 законов, 6 из которых имели непосредственное отношение к проблеме присоединения Китая к ВТО, в том числе Закон КНР о совместных предприятиях, законы о товарных знаках, об авторских правах, о предприятиях, основанном на принципах сотрудничества китайских и иностранных инвесторов, о предприятиях, основанном на иностранном капитале, о патентах.  
На 49-м заседании Постоянного Комитета Госсовета КНР были рассмотрены и приняты решения о внесении поправок в Положение об управлении делами туристических бюро, в Правила об управлении телекоммуникационными предприятиями с участием иностранного капитала, Положение КНР о международном морском транспорте и об управлении иностранными страховыми компаниями. Ведомства, подчиненные Госсовету КНР, внесли исправления более чем в 2300 юридических документов.  
Пересмотр законоположений в соответствии с юридическими обязательствами перед ВТО способствовал перестройке в Китае рыночной структуры и совершенствованию рыночного механизма в соответствии с международными правилами.  
В результате после завершения продолжавшегося 15 лет переговорного процесса Китай с 11 декабря 2001 года официально присоединился к ВТО и стал 143-м членом этой международной организации.  
Это оказало сильное воздействие на китайскую политику, экономику, демократическое строительство, на законодательство, на процесс дальнейшего совершенствования системы рыночной экономики. Страна вступила и в новую стадию расширения внешних связей. 29 июня 2002 года на 28-й сессии Постоянного Комитета ВСНП было указано на необходимость как можно скорее разработать законодательные акты прежде всего в сфере борьбы с монополиями, чтобы изменить практику ценообразования, сделать более разнообразными формы собственности, усилить интеграцию национальной экономики в мировую, ограничить отраслевую монополию. Это позволило сделать рынок более открытым, снизить себестоимость продукции, улучшить качество сервиса, повысить уровень хозяйствования на предприятиях. При принятии поправок в Закон КНР о проверке импортных и экспортных товаров подчеркивалось, что в стране лицензионная система в отношении импортных и экспортных товаров перестала отвечать и интересам развития национальной экономики, и принципу единообразного подхода к китайским иностранным предприятиям, закрепленному в соглашении с ВТО. Необходимы дополнительные усилия по индустриализации сельского хозяйства, совершенствованию структуры экономики, по модернизации данной сферы.  
Китай внес серьезные коррективы в Закон о развитии сельского хозяйства, принятый в 1993 году. С 1 января 2002 года вступили в силу по Указу Госсовета КНР Положения КНР о борьбе с демпингом, Положения о противодотационных и гарантийных мерах. Их принятие позволяет органам центрального управления КНР, несущим ответственность за проведение соответствующих расследований, принимать эффективные и своевременные протекционистские решения в отношении отечественного производства с учетом правил ВТО, обеспечивать национальным предприятиям более благоприятных условий для ведения справедливой торговли. В соответствии с принятыми перед ВТО обязательствами оказалось необходимым совершенствовать и административно-нормативные акты и правила, разработанные на местах.

       Пересмотр и совершенствование законодательства создает более стабильную правовую обстановку для деятельности зарубежных бизнесменов и в целом открывает  больше возможностей для активизации  в стране инвестиционной деятельности. Практически сразу после присоединения  к ВТО инвестиционный климат в  КНР значительно улучшился. Завершена  работа по внесению поправок в три  основных закона о привлечении иностранных  инвестиций.  
Принят и ряд других документов, регулирующих иностранные инвестиции в таких сферах, как телекоммуникации, страхование, финансы, продажа аудио-видеопродукции и др. Принято Положение о контроле над деятельностью телекоммуникационных предприятий с участием иностранного капитала. Иностранные инвесторы получили доступ к сфере телекоммуникаций Китая сначала в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, а затем в других 14 городах и на заключительном этапе - по всей стране. Но участие иностранного капитала допускается только через приобретение акций. Контрольный пакет принадлежит китайской стороне. Все это создает условия для развития конкуренции между китайскими предприятиями и предприятиями с участием иностранного капитала. Ощутимый прогресс достигнут и в отношении повышения степени прозрачности в деятельности государственных органов.  
По заявлениям официальных лиц КНР, Китай рассматривает членство в ВТО как инструмент при решении проблем своего развития и дальнейшего прогресса китайской экономики. Многие в Китае надеются, что усиление роли рыночного законодательства изменит модель управления, позволит действовать по новым законам и правилам, что эти законы глубоко войдут в сознание людей и будут способствовать повышению эффективности работы правительства.  
Создание прозрачной законодательной системы, соответствующей общепринятым международным правилам способствует формированию более справедливой и предсказуемой рыночной среды в стране и стимулировать расширения внешних связей Китая.

       Изучение  опыта Китая показывает, что с  вступлением в ВТО он сделал важный шаг по пути развития рыночного законодательства и рыночной экономики, выполняя обязательства  по реформированию системы законодательных  и нормативных актов и системы  административных решений. 
 

3.4. Психологические  особенности ведения  деловых контактов  с партнёрами из  Китая 

       Одна  из проблем и перспектив развития торгово-экономических отношений  России и Китая на уровне отдельных  участников ВЭД  - учет во всех видах  деловых контактов национальных особенностей партнеров.

       Для успешного бизнеса необходимо быть профессионалом не только в своем  деле, но и умение произвести на потенциального партнера и клиента впечатление  надежного делового человека, с которым  просто приятно иметь дело. Ведь дружественная, благоприятная обстановка на переговорах или презентации  – половина успеха.

       Необходимость получения знаний и навыков работы с зарубежными предпринимателями  уже осознана бизнесменами всего  мира. Однако для этого нужно систематизировать, изучить и уметь использовать информацию, накопленную в течение  работы за рубежом. Немалые резервы  для этого скрыты и в кросс-культурной психологии.

       Предметом кросс-культурной психологии является изучение свойств и различий психологии людей, принадлежащих к различным  этническим и культурным группам.

       В качестве важного пункта подготовки к переговорам необходимо составить  образ своего коллеги по бизнесу, учитывая особенности его кросс-культурной психологии. Результаты исследования позволяют выделить 3 типа кросс-культурной психологий (моноактивные, полиактивные и реактивные).

       Китайцы относятся к реактивной культуре, что сочетается с естественной склонностью  жителей восточных стран внимательно  слушать и вступать в дружелюбный  диалог. Некоторые представители  данного типа культуры готовы говорить очень долго, если это поможет  достичь гармонии. Развитие делового контакта осуществляется представителями  реактивного типа культуры путем  планирования своей деятельности в  соответствии с принципом циклического развития времени, ориентируясь на основополагающие положения буддистской религии.

       При развитии делового контакта представители  реактивного типа культуры ориентируются  на людей. В этом общении имеет  место так называемая "восточная  модель" - система иерархических  взаимоотношений внутри любой организационной  структуры, в значительной степени  напоминающая структуру семьи. Эта  модель образовалась на основе религиозных  и философских убеждений, базирующихся на конфуцианских нравственно-этических  ценностях. Представители реактивного  типа культуры скромны и вежливы, несмотря на высокий уровень профессионализма и компетентности. Отлично зная свою компанию, проведя в ней долгие годы, они отличаются своим умением  создавать гармоничную атмосферу  для работы в команде.  
Характерным способом коммуникации в деловом общении в рамках рассматриваемого типа культуры является следующая сложившаяся схема: монолог - пауза - размышление - монолог.

Информация о работе Взаимоотношения России и Китая