Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа
Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.
Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы
Относительно
перспектив инвестиционного и
3.3.
Внешнеэкономическое
сотрудничество России
и Китая как
способ приобретения
опыта при вступлении
в ВТО
Одна
из особенностей внешнеэкономического
сотрудничества России и КНР на современном
этапе – изучение опыта Китая
по присоединению к Всемирной
Торговой Организации (ВТО). Главная
задача России на переговорах о вступлении
в ВТО - определение условий членства,
которые исключали бы ущемление
ее прав в сфере международной
торговли. Из-за дискриминационных
мер в этой сфере ежегодно она
теряет около $2,5 млрд. [20].
Переговоры о присоединении России к ВТО
идут по четырем направлениям: по системным
вопросам - о приведении законодательства
РФ в соответствии с нормами и правилами
ВТО и подготовке новых законопроектов;
по тарифным проблемам, по доступу на рынок
услуг; по сельскому хозяйству.
Основным предметом переговоров является
определение максимального уровня таможенных
пошлин. Россия пытается найти разумный
баланс между протекционизмом и либерализацией
во внешней торговле. Тарифы в определенной
мере должны защищать отечественных товаропроизводителей
от иностранной конкуренции, но не должны
ущемлять производителей и потребителей,
интересам которых отвечает снижение
ввозных пошлин. Правительство считает
необходимым поэтапное открытие российского
рынка, сохранение защиты так называемых
чувствительных отраслей отечественного
производства, создание условий для нормальной
конкуренции в тех секторах экономики,
в которых это необходимо и возможно.
Опыт показывает, что закономерным для
всех вступивших в ВТО стран становится
рост экспорта в тех отраслях, где эффективность
производства выше, чем у зарубежных конкурентов,
и рост импорта в тех, где эффективность
национальной экономики ниже. Для России
наибольшими конкурентными преимуществами
обладают сырьевые отрасли. Но в итоге
может еще более усилиться сырьевая направленность
развития экономики.
При вступлении России в ВТО она обязана
будет отказаться от всех субсидий отраслям
на региональном и федеральном уровнях,
что повлечет за собой полный пересмотр
порядка государственной поддержки отечественных
товаропроизводителей.
Потребуется поднять внутренние цены
на энергетические ресурсы и на железнодорожные
перевозки до уровня мировых, что резко
повысит издержки производства предприятий
и снизит конкурентные возможности российской
промышленности. ВТО требует повышения
цен на энергоносители в 2 раза. Наиболее
уязвимыми отраслями при этом окажутся
легкая, пищевая промышленность и сельское
хозяйство.
Однако переход на новую ресурсосберегающую
технику и технологии связан с большими
капиталовложениями, которых не хватает
у большей части предприятий, а государственных
инвестиций для этого явно недостаточно.
Цены на электроэнергию и железнодорожные
перевозки в России ниже мировых, что по
правилам ВТО считается субсидированием.
С другой стороны, если Россия не повысит
тарифы на электроэнергию и железнодорожные
перевозки после вступления в ВТО, то любой
экспорт из России в страну, входящую в
ВТО, может быть приостановлен.
При вступлении
в ВТО выгоды могут получить экспортеры
черных металлов и продукции химической
промышленности, против которых сейчас
некоторые страны используют меры антидемпингового
характера. За счет включения в международную
производственную кооперацию могут возникнуть
выгоды и в других отраслях российской
промышленности, особенно в отраслях,
производящих продукцию с высокой степенью
переработки. Привлечение иностранных
инвестиций и использование прогрессивного
оборудования могут улучшить технологическую
структуру производства.
Особый эффект может дать развитие кооперационных
связей с фирмами развитых стран.
В то же время придется отказаться от существующей
поддержки экспорта сельскохозяйственной
продукции, соблюдать нормы дотирования
АПК. Это может привести к сокращению производства
в аграрном секторе, к усилению зависимости
от импортного продовольствия.
Необходима структурная перестройка российской
экономики с преимущественным развитием
отраслей и производств, соответствующих
общемировым прогрессивным тенденциям.
Соответственно, предпочтительна позиция
более продолжительного подготовительного
этапа для вхождения России в число членов
Всемирной торговой организации.
При подготовке к вступлению РФ в ВТО полезным является изучение опыта Китая, который стал членом ВТО в конце 2001 г. К сожалению, присоединение КНР к ВТО явно недостаточно освещалось в отечественной аналитике. Автор считает данный факт ошибкой прежде всего потому, что продолжая переговоры о вступлении в ВТО, российской стороне нужно хорошо знать наиболее свежий прецедент такого рода. Актуальны и юридические детали, и опыт общего подхода к переговорам с указанной организацией крупной страны, проблемы и история хозяйства которой во многих отношениях похожи на российские.
Китай в течение последних 25 лет добился беспрецедентных успехов. Высокие темпы экономического роста в Китае в определенной мере изменяют даже общий характер развития мировой хозяйственной системы. По некоторым оценкам, с 1995 г. по 2002 г. его вклад в общемировой экономический рост достиг 25% превысив вклад США (20%).
За два года, прошедшие после вступления КНР в ВТО, резко вырос объем его внешней торговли и еще больше увеличился размер иностранных инвестиций и валютных резервов страны.
О
его масштабах можно судить даже
по огромному количеству поправок к
законодательству, которые Пекин
согласился сделать на переговорах
с ВТО. Успехи пришли не сразу: еще
полтора десятка лет назад
страна испытывала серьезную нехватку
валюты, экспорт оставался
Китай
не сильно зависит от внешних рынков:
резкие колебания объемов торговли
не оказывают заметного
На завершающей стадии переговоров с
Всемирной торговой организацией в КНР
была развернута всесторонняя подготовительная
работа в правовой сфере, состоявшая в
разработке и приведении действующих
правовых актов в соответствии с требованиями
ВТО.
Китайское руководство определило приоритетные
направления для внесения поправок в законы,
определяющие качество инвестиционного
климата, защиту прав и интересов иностранных
инвесторов, охрану интеллектуальной
собственности, борьбу с нарушениями авторских
прав.
На 40-й сессии ВСНП в марте 2001 года был
рассмотрен уточненный вариант закона
о деятельности предприятий, созданных
на основе совместных китайских и иностранных
капиталовложений. Во внесенных в него
поправках нашли отражения конкретные
обязательства, которые Китай взял на
себя в связи с вступлением в ВТО. Были
аннулированы ранее содержавшиеся в законе
положения противоречащие принципам ВТО.
Так был сделан первый важный шаг в направлении
пересмотра законодательных и нормативных
актов в сфере внешнеэкономической деятельности.
В течение
нескольких лет шла работа по совершенствованию
таможенного законодательства. Ее завершающим
этапом стало принятие изменений к действующему
закону о китайской таможне (с учетом положения
ВТО), который в новой редакции вступил
в действие с 1 января 2001 года. Совершенствовалось
антимонопольное законодательство. Были
пересмотрены законы о внешней торговли
и проверке экспортных и импортных товаров.
Одновременно Госсоветом КНР пересматривались
связанные с ними административные акты.
На основе пересмотра действующих законодательных
и нормативных документов в соответствии
с правилами ВТО создавались условия для
более широкого открытия внешнему миру
и сферы финансов, страхования, телекоммуникаций,
транспорта, строительства, туризма, для
создания совместных и иностранных предприятий
в этих секторах экономики и в сфере производства.
ВСНП и Постоянный Комитет ВСНП пересмотрели
9 законов, 6 из которых имели непосредственное
отношение к проблеме присоединения Китая
к ВТО, в том числе Закон КНР о совместных
предприятиях, законы о товарных знаках,
об авторских правах, о предприятиях, основанном
на принципах сотрудничества китайских
и иностранных инвесторов, о предприятиях,
основанном на иностранном капитале, о
патентах.
На 49-м заседании Постоянного Комитета
Госсовета КНР были рассмотрены и приняты
решения о внесении поправок в Положение
об управлении делами туристических бюро,
в Правила об управлении телекоммуникационными
предприятиями с участием иностранного
капитала, Положение КНР о международном
морском транспорте и об управлении иностранными
страховыми компаниями. Ведомства, подчиненные
Госсовету КНР, внесли исправления более
чем в 2300 юридических документов.
Пересмотр законоположений в соответствии
с юридическими обязательствами перед
ВТО способствовал перестройке в Китае
рыночной структуры и совершенствованию
рыночного механизма в соответствии с
международными правилами.
В результате после завершения продолжавшегося
15 лет переговорного процесса Китай с
11 декабря 2001 года официально присоединился
к ВТО и стал 143-м членом этой международной
организации.
Это оказало сильное воздействие на китайскую
политику, экономику, демократическое
строительство, на законодательство, на
процесс дальнейшего совершенствования
системы рыночной экономики. Страна вступила
и в новую стадию расширения внешних связей.
29 июня 2002 года на 28-й сессии Постоянного
Комитета ВСНП было указано на необходимость
как можно скорее разработать законодательные
акты прежде всего в сфере борьбы с монополиями,
чтобы изменить практику ценообразования,
сделать более разнообразными формы собственности,
усилить интеграцию национальной экономики
в мировую, ограничить отраслевую монополию.
Это позволило сделать рынок более открытым,
снизить себестоимость продукции, улучшить
качество сервиса, повысить уровень хозяйствования
на предприятиях. При принятии поправок
в Закон КНР о проверке импортных и экспортных
товаров подчеркивалось, что в стране
лицензионная система в отношении импортных
и экспортных товаров перестала отвечать
и интересам развития национальной экономики,
и принципу единообразного подхода к китайским
иностранным предприятиям, закрепленному
в соглашении с ВТО. Необходимы дополнительные
усилия по индустриализации сельского
хозяйства, совершенствованию структуры
экономики, по модернизации данной сферы.
Китай внес серьезные коррективы в Закон
о развитии сельского хозяйства, принятый
в 1993 году. С 1 января 2002 года вступили в
силу по Указу Госсовета КНР Положения
КНР о борьбе с демпингом, Положения о
противодотационных и гарантийных мерах.
Их принятие позволяет органам центрального
управления КНР, несущим ответственность
за проведение соответствующих расследований,
принимать эффективные и своевременные
протекционистские решения в отношении
отечественного производства с учетом
правил ВТО, обеспечивать национальным
предприятиям более благоприятных условий
для ведения справедливой торговли. В
соответствии с принятыми перед ВТО обязательствами
оказалось необходимым совершенствовать
и административно-нормативные акты и
правила, разработанные на местах.
Пересмотр
и совершенствование
Принят и ряд других документов, регулирующих
иностранные инвестиции в таких сферах,
как телекоммуникации, страхование, финансы,
продажа аудио-видеопродукции и др. Принято
Положение о контроле над деятельностью
телекоммуникационных предприятий с участием
иностранного капитала. Иностранные инвесторы
получили доступ к сфере телекоммуникаций
Китая сначала в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу,
а затем в других 14 городах и на заключительном
этапе - по всей стране. Но участие иностранного
капитала допускается только через приобретение
акций. Контрольный пакет принадлежит
китайской стороне. Все это создает условия
для развития конкуренции между китайскими
предприятиями и предприятиями с участием
иностранного капитала. Ощутимый прогресс
достигнут и в отношении повышения степени
прозрачности в деятельности государственных
органов.
По заявлениям официальных лиц КНР, Китай
рассматривает членство в ВТО как инструмент
при решении проблем своего развития и
дальнейшего прогресса китайской экономики.
Многие в Китае надеются, что усиление
роли рыночного законодательства изменит
модель управления, позволит действовать
по новым законам и правилам, что эти законы
глубоко войдут в сознание людей и будут
способствовать повышению эффективности
работы правительства.
Создание прозрачной законодательной
системы, соответствующей общепринятым
международным правилам способствует
формированию более справедливой и предсказуемой
рыночной среды в стране и стимулировать
расширения внешних связей Китая.
Изучение
опыта Китая показывает, что с
вступлением в ВТО он сделал важный
шаг по пути развития рыночного законодательства
и рыночной экономики, выполняя обязательства
по реформированию системы законодательных
и нормативных актов и системы
административных решений.
3.4.
Психологические
особенности ведения
деловых контактов
с партнёрами из
Китая
Одна
из проблем и перспектив развития
торгово-экономических
Для успешного бизнеса необходимо быть профессионалом не только в своем деле, но и умение произвести на потенциального партнера и клиента впечатление надежного делового человека, с которым просто приятно иметь дело. Ведь дружественная, благоприятная обстановка на переговорах или презентации – половина успеха.
Необходимость
получения знаний и навыков работы
с зарубежными
Предметом кросс-культурной психологии является изучение свойств и различий психологии людей, принадлежащих к различным этническим и культурным группам.
В
качестве важного пункта подготовки
к переговорам необходимо составить
образ своего коллеги по бизнесу,
учитывая особенности его кросс-
Китайцы
относятся к реактивной культуре,
что сочетается с естественной склонностью
жителей восточных стран
При
развитии делового контакта представители
реактивного типа культуры ориентируются
на людей. В этом общении имеет
место так называемая "восточная
модель" - система иерархических
взаимоотношений внутри любой организационной
структуры, в значительной степени
напоминающая структуру семьи. Эта
модель образовалась на основе религиозных
и философских убеждений, базирующихся
на конфуцианских нравственно-
Характерным способом коммуникации в
деловом общении в рамках рассматриваемого
типа культуры является следующая сложившаяся
схема: монолог - пауза - размышление - монолог.