Взаимодействие центрального банка с коммерческими банками

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:57, доклад

Описание работы

Ликвидность банка (англ. bank liquidity) — способность банка обеспечить своевременное и полное исполнение своих обязательств.
Управление ликвидностью банковской системы направлено на предотвращение и устранение как недостатка, так и излишка ликвидности.

Работа содержит 1 файл

ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА С КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ.doc

— 443.50 Кб (Скачать)

 Вторичный  рынок ОБР

Наличие вторичного рынка облигаций Банка России подразумевает возможность обращения эмитированных облигаций между участниками российского финансового рынка. Банк России обладает правом проведения операций по покупке и продаже ОБР на вторичном рынке. Операции на вторичном рынке ОБР могут осуществлять только кредитные организации.

 До 15 декабря 2010 года Банк России выполнял функцию маркет-мейкера на вторичном рынке ОБР, осуществляя регулярное выставление котировок покупки/продажи ОБР на вторичном рынке. Решение о приостановлении данной функции было принято в связи с повышением ликвидности вторичного рынка ОБР.

Аналитические показатели рынка ОБР и биржевая информация по торгуемым выпускам представлены на сайте Банка России в сети Интернет в разделе Инструменты денежно-кредитной политики, База данных по рынку ОБР.

 Использование операций с  ОБР в 2010 году

В 2010 году состоялось 34 аукциона по продаже ОБР. На протяжении первых трех кварталов объем ОБР  в обращении увеличивался и возрос с 0,29 трлн. руб. (по номинальной стоимости) на начало года до 1,0 трлн. руб. в середине сентября. На конец года объем ОБР в обращении составил 0,59 трлн. руб. Средневзвешенная доходность по результатам аукционов в течение всего года снижалась (с 7,0% в январе до 3,3% в декабре) на фоне снижения Банком России ставок по своим операциям. Среднедневной оборот на вторичном рынке был максимальным в летние месяцы – 713 млн. руб. в день по сравнению с 458 млн. руб. в среднем за весь год. В целом в 2010 году среднедневной оборот ОБР на вторичном рынке значительно увеличился по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о развитии ОБР как самостоятельного финансового инструмента.

   

Операции Банка России по покупке/продаже ценных бумаг  на открытом рынке

Основные характеристики инструмента

Операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков. Данные операции могут являться одним из основных инструментов регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо использоваться в качестве антикризисного инструмента для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор и/или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии, ФРС США).

В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО). При этом покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).

В практике Банка  России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.

Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.

Операции по покупке/продаже государственных  ценных бумаг на вторичном рынке  могут осуществляться как через  секцию государственных ценных бумаг  ЗАО ММВБ, так и на внебиржевом  рынке. Участниками данных операций могут являться только российские кредитные организации. 

 Использование  операций на открытом рынке  с ценными бумагами в 2010 году

Объемы данных операций в 2010 году, как и в предыдущие годы, оставались небольшими относительно общего масштаба операций Банка России по предоставлению/изъятию банковской ликвидности. В 2010 году в условиях формирования устойчивого профицита банковской ликвидности Банк России использовал только операции по продаже на открытом рынке ценных бумаг из собственного портфеля (увеличившегося в кризисный период в результате проведения Банком России покупок ценных бумаг, выступавшего одним из каналов предоставления банковской ликвидности). Основной объем операций в 2010 году пришелся на операции с государственными облигациями (23,9 млрд. рублей), однако Банк России также реализовывал муниципальные и корпоративные ценные бумаги, попавшие в его портфель в результате недобросовестного выполнения обязательств кредитных организаций по сделкам прямого РЕПО (1,6 млрд. рублей). Доля собственного портфеля государственных ценных бумаг Банка России в общем объеме рынка в 2010 году заметно снизилась, что в большой мере определялось ростом данного сегмента.

   

Кредиты Банка России без  обеспечения

Основные характеристики инструмента

Кредиты без  обеспечения (или беззалоговые кредиты) являются инструментом предоставления ликвидности, позволяющим кредитным организациям получать средства от центрального банка без внесения залога или предоставления какого-либо обеспечения. Применение подобного инструмента сопряжено с повышенными рисками для центрального банка и, как правило, не используется в странах с развитыми финансовыми рынками. В странах с развивающимися рынками его использование в определенных условиях может быть оправдано, так как кредитные организации могут не иметь достаточного количества активов для использования их в качестве обеспечения для получения обеспеченных кредитов.

В связи с  высокими рисками для центрального банка кредиты без обеспечения, в отличие от обеспеченных кредитов, обычно предоставляются по более высокой процентной ставке, на более короткие сроки и более узкому кругу наиболее надежных заемщиков.

В России механизм предоставления кредитным организациям кредитов без обеспечения был введён в действие осенью 2008 года в острой фазе финансового кризиса. В этот период в условиях резкого снижения пассивов кредитных организаций в рублях, в том числе обусловленного изъятием средств со счетов субъектами нефинансового сектора экономики, сформировался острый дефицит ликвидности банковского сектора, в то время как на российских фондовых рынках произошло резкое падение индексов, приведшее к существенному сжатию залоговой базы по операциям предоставления ликвидности Банка России. Возможность предоставления Банком России кредитов без обеспечения была установлена Федеральным законом от 13 октября 2008 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Предоставление  кредитов без обеспечения являлось одним из основных антикризисных  инструментов Банка России в период с конца 2008 года по 2010 год и в сочетании с другими предпринятыми мерами способствовало преодолению системного дефицита ликвидности банковского сектора и сохранению устойчивости банковской системы в целом. С 1 января 2011 года предоставление кредитов без обеспечения было приостановлено на основании решения Совета директоров Банка России от 30 июня 2010 года ввиду нормализации ситуации с ликвидностью банковского сектора. Однако в случае необходимости Банк России имеет возможность возобновить практику проведения данных операций.

Предоставление  банкам кредитов без обеспечения  осуществляется в соответствии со ст. 46 Федерального закона № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и Положением Банка России от 16 октября 2008 года № 323-П "О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения", регламентирующим условия и порядок проведения указанных операций.

Минимальные значения ставок по кредитам без обеспечения  на соответствующие сроки устанавливаются Советом директоров Банка России в ходе принятия решения о процентных ставках по операциям Банка России. 

Участники операций 

Банк России имеет возможность предоставлять  кредиты без обеспечения кредитным  организациям, имеющим рейтинг кредитоспособности не ниже установленного уровня, на срок не более 1 года. Максимальные сроки предоставления кредитов без обеспечения для каждой кредитной организации зависят от уровня ее кредитного рейтинга, присвоенного международными (S&P, Fitch Ratings, Moody’s) и (или) национальными рейтинговыми агентствами (RusRating, Эксперт РА, НРА, AK&M).

 

Условия предоставления кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения

(по состоянию на конец  2010 г.)


Категория 
кредитной 
организации

Международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности, не ниже

Рейтинг кредитоспособности, не ниже

Максимальный срок предоставления кредита

S&P, Fitch

Moody's

RusRating

Эксперт РА

НРА

AK&M

1

BBB-

Baa3

н/п

н/п

н/п

н/п

1 год

2

BB- и 1, 2 классифика- 
ционная группа**

Ba3 и 1, 2 классифика- 
ционная группа**

н/п

н/п

н/п

н/п

1 год

BB-

Ba3

н/п

н/п

н/п

н/п

6 месяцев

3

B-

B3

н/п

н/п

н/п

н/п

3 месяца

4

н/п

н/п

ВВ и 1, 2 классифика- 
ционная группа**

A и 1, 2 классифика- 
ционная группа**

A и 1, 2 классифика- 
ционная группа**

A и 1, 2 классифика- 
ционная группа**

5 недель


** В соответствии  с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У "Об оценке экономического положения банков".


 

 Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности кредитных организаций, минимальные уровни рейтингов и дополнительные требования к получателям кредитов определяются Советом директоров Банка России. 

Для того чтобы  иметь возможность доступа к  кредитам без обеспечения, кредитная  организация, обладающая рейтингом кредитоспособности не ниже необходимого уровня, должна заключить с Банком России генеральное соглашение (Приложение к Положению Банка России № 323-П). Для каждой организации, заключившей генеральное соглашение, устанавливается и доводится до ее сведения доступный ей лимит по кредитному риску – это максимально допустимая совокупная сумма денежных средств, в пределах которой Банк России может предоставлять средства кредитной организации в рамках кредитования без обеспечения. Данный показатель определяется исходя из размера собственного капитала кредитной организации, ее рейтинга и иных факторов. Кроме того, как и для других инструментов предоставления ликвидности, для получения кредитов без обеспечения кредитная организация не должна иметь просроченных обязательств перед Банком России.

В 2008–2009 годах  в целях поддержки банковского  сектора российской экономики были приняты решения, направленные на расширение потенциала использования инструмента, в частности, введена в действие практика использования рейтингов кредитоспособности национальных рейтинговых агентств, произведено увеличение лимитов по кредитному риску, а также был увеличен максимально возможный срок предоставления кредитов без обеспечения до одного года. При этом для противодействия использованию привлечённых банками средств в целях реализации спекулятивных стратегий на внутреннем валютном рынке в период ослабления рубля Банк России использовал количественные ограничения на объём предоставления ликвидности банковскому сектору, а также направил кредитным организациям рекомендации поддерживать стабильный уровень иностранных активов и чистых балансовых позиций по иностранным валютам. Выполнение указанных рекомендаций учитывалось Банком России при установлении лимитов для кредитных организаций на привлечение беззалоговых кредитов (рекомендации действовали с конца 2008 года до начала третьего квартала 2009 года). 

 

 Параметры проведения операций

 Предоставление кредитов без обеспечения в период действия данного инструмента осуществлялось в рамках кредитных аукционов, проводящихся Банком России с использованием биржевой инфраструктуры. Кредитные аукционы проводились Банком России в форме процентных конкурсов заявок от кредитных организаций. Параметры кредитных аукционов (дата проведения, срок предоставления средств, максимальный объём предоставляемых средств, минимальная ставка, указываемая в заявке, и другие) раскрывались Банком России в форме пресс-релизов на сайте Банка России.  

При определении параметров проведения кредитных аукционов Банком России принимались во внимание оценка текущей ситуации на денежном рынке, тенденции в динамике факторов формирования ликвидности банковского сектора, данные об объёме погашений в расчётную дату в разрезе сроков и групп банков по кредитному риску, а также другая релевантная информация.

 Предоставление  средств на кредитных аукционах  осуществлялось на стандартные  сроки 5 недель, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. В соответствии со сложившейся практикой, кредитные аукционы на срок более 5 недель проводились, как правило, по понедельникам, на срок 5 недель – по вторникам. Расчёты по итогам кредитных аукционов осуществлялись в среду на условиях взаимозачёта встречных требований.

 В ходе аукциона Банком России принимались как конкурентные (с указанием размера процентной ставки) так и неконкурентные (без указания ставки) заявки, которые удовлетворялись в приоритетном порядке по сложившейся на аукционе средневзвешенной процентной ставке. Возможность использования неконкурентных заявок была введена Банком России с 15 июня 2009 года, при этом максимальный объем неконкурентной заявки устанавливался Банком России для каждой кредитной организации.

Информация о работе Взаимодействие центрального банка с коммерческими банками