Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Организацией, объединившей более половины государств в сфере международной торговли, является Всемирная Торговая Организация (ВТО). Она была создана на базе пакета многосторонних соглашений ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в 1995 году и является важнейшей организацией, регламентирующей правила международной торговли между странами-участниками и следящей за их исполнением. ВТО играет огромную роль, т. к. позволяет либерализовать международную торговлю путем повышения стабильности условий торговли, открытости информации, снижения пошлин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эволюция ГАТТ/ВТО. 4
Глава 2. Роль ВТО в международной торговле. 7
Глава 3. Россия и ВТО. 21
Заключение 29

Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

мэо КУСОВАЯ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)
  • связывание 100% ставок таможенного тарифа и принятие обязательств по доступу на рынок услуг на уровне не ниже обязательств наиболее развитых стран - членов ВТО, а также последующих предложений по дополнительному снижению пошлин или отмене их на определенные группы товаров (для полноправных членов ВТО это не обязательно) и присоединение к соглашению по информационным технологиям;
  • минимизация уровня бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства и полный отказ от субсидирования экспорта сельхозпродукции. Выдвигается также требование не распространять на присоединяющиеся страны некоторые базовые положения соглашения ВТО по сельскому хозяйству, применяемые другими членами этой организации для защиты внутреннего рынка (тарификация нетарифных мер или специальные защитные меры);
  • принятие обязательств по выполнению соглашения в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения, не считаясь с предусмотренными нормами ВТО о возможности переходного периода для развивающихся стран;
  • принятие обязательства присоединиться к соглашениям ВТО по правительственным закупкам и по торговле гражданской авиатехникой являющимся добровольными. Эти соглашения подписаны небольшим числом наиболее развитых стран - членов ВТО и в них не заинтересовано большинство развивающихся стран;
  • принятие обязательств в областях, не охваченных нормами ВТО (приватизация, инвестиционный режим, связывание экспортных тарифов).

    Так, завышенные требования в ходе присоединения  к ВТО были вынуждены принять Эквадор, Панама, Монголия, Болгария, Киргизия, Латвия. Несомненно, что ведущие страны ВТО используют этот прецедент в процессе присоединения стран СНГ, включая Россию 22.

    В общем виде, требования, предъявляемые  к РФ, сводятся в основном к допуску  иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам на проведение госзакупок; снижению или полной отмене пошлин на сельскохозяйственное и медицинское оборудование, компьютеры, мебель, пиво и другие товары; отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдению норм ВТО при дотировании аграрного комплекса.

    Сейчас  средневзвешенная ставка импортного тарифа РФ составляет 14%. Максимальный же уровень по отдельным товарам значительно превышает средний. Еще более высокий уровень содержится в предложениях России, с которыми она вышла на переговоры. Однако следует подчеркнуть, что это именно максимально возможный уровень импортных пошлин. Реальные же ставки могут быть значительно ниже. ВТО считает стартовые условия переговорной платформы России по таможенному тарифу чрезмерно завышенными и требует радикального снижения импортных пошлин с тем, чтобы их максимальный уровень не превышал 15%. Россия хочет сохранить за собой свободу маневра.

    В какой-то степени финансовый кризис, поразивший Россию, может облегчить переговоры о присоединении к ВТО. Поскольку девальвация рубля создала значительный протекционистский эффект, Россия может позволить себе более значимые уступки в тарифной политике, чем до кризиса. Однако протекционистский эффект девальвации, как правило, не бывает продолжительным. Он едва ли продлится более года, а для его поддержания потребуются новые девальвации или другие протекционистские меры, если за это время отечественная промышленность не сможет укрепить свои конкурентные позиции.

    Российская  сторона на переговорах с ВТО  отстаивает право на постепенное открытие своего рынка в течение семилетнего переходного периода. Однако позиция ВТО жестче - она допускает лишь трехлетний переходный период, что для такой большой экономики как российская, разумеется, совершенно недостаточно. Учитывая сложность переговоров и наличие пока не решенных противоречий, едва ли следует ожидать завершения переговоров в ближайшее время 23.

    Таким образом, присоединение России к ВТО предполагает длительный и сложный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, эффективное использование преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России с зарубежными странами. 

 

    

Заключение

 

    Анализируя  сущность ВТО, можно сказать, что  эта организация является важнейшим объединением государств в сфере международной торговли. ГАТТ создавалось как временное соглашение перед созданием такой организации, но прошли десятилетия, прежде чем ГАТТ было модифицировано в ВТО. ГАТТ оправдало надежды, возложенные на него: снижены тарифы, произошло регламентирование других барьеров ограничений торговли. Но все большее значение приобретала торговля услугами, усложнялись торговые отношения. И тогда была образована постоянно действующая организация – ВТО. В ВТО имеют членство 136 государств, т. е. более половины стран осуществляют свою внешнюю торговлю по правилам ВТО. Причем список участников расширяется. Вступление дает ряд преимуществ: странам предоставляется режим наибольшего благоприятствования, защищаются интересы страны в торговле. Но есть и недостатки – значительное ограничение собственного протекционизма государства. В целом, роль ВТО положительна для всего мира: происходит сближение национальных хозяйств, что улучшает благосостояние всех наций.

    В долгосрочной перспективе вступление России конечно принесет пользу, но это может погубить слабого отечественного производителя. Требуется отстоять свои интересы на переговорах по присоединению. Примером служит Киргизия, которая осталась вообще без собственного производства и максимально открыла свои рынки для иностранцев. Для России это неприемлемо. Пусть мы не войдем в ВТО в ближайшее время, зато сохраним базу для будущего развития конкурентоспособного производства. Существует прецедент быстрого развития и без членства в ВТО: ВВП Китая стремительно растет, хотя Китай ведет переговоры уже 10 лет, и надо сказать, не идет на большие уступки, а по некоторым вопросам даже ужесточает свою позицию.

 

    

Приложение 1.

 
 

    Генеральное соглашение по тарифам и торговле (от 10. 04. 47).

    Правительства Австралийской Федерации, Королевства  Бельгии, Соединенных Штатов Бразилии, Бирмы, Канады, Цейлона, Республики Чили, Китайской Республики, Республики Кубы, Чехословацкой Республики, Французской Республики, Индии, Ливана, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Новой Зеландии, Королевства Норвегии, Пакистана, Южной Родезии, Сирии, Южно-Африканского Союза, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки:

    Признавая, что их взаимоотношения в области  торговли и экономической деятельности должны быть направлены на повышение жизненного уровня, обеспечение полной занятости и непрерывного увеличения реального дохода и эффективного спроса, добиваясь полного использования мировых ресурсов и расширения производства и обмена товаров,

    Желая содействовать этим целям путем  взаимных и обоюдовыгодных соглашений, направленных на существенное снижение тарифов и других препятствий в торговле,

    Договорились  через своих представителей о  нижеследующем:

    

    

    

    (Далее  идет основной текст ГАТТ). 
 
 
 
 
 

Приложение 2.

 

    Таблица 1.

    Раунды  торговых переговоров  в рамках ГАТТ1.

Годы Место/Название Предмет Кол-во стран
1947 Женева Тарифы 23
1949 Аннеси  (Annecy) Тарифы 13
1951 Торквей (Torquay) Тарифы 38
1956 Женева Тарифы 26
1960-1961 Женева  (Диллон-раунд) Тарифы 26
1964-1967 Женева  (Кеннеди-раунд) 
Тарифы и  антидемпинговые меры 62
1973-1979 Женева  (Токио-раунд) Тарифы, нетарифные меры, рамочные соглашения 102
1986-1994 Женева  (Уругвайский раунд) Тарифы, нетарифные меры, торговля услугами, урегулирование споров, интеллектуальная собственность, создание ВТО, торговля и окружающая среда 123
 

1 Киреев А. П. Международная экономика, М., 1999. 

    Таблица 2.

  Страны, начавшие наибольшее число разбирательств в 1997 - 1998 гг.2

  1997 г. 1998 г.

ЮАР

    23     41
США     16     34
Индия     13     30
ЕС     11     22
Бразилия           16
Австралия     12     13
Мексика           10
Канада     14     8
 

2 Анисимов Ю. Ю. ГАТТ/ВТО в системе мировой торговли.//БИКИ.-М.,1999.-№116

Приложение 3.

 

    Многосторонние  торговые соглашения в рамках ВТО  3.

 I. Многосторонние  соглашения по торговле товарами:

- Генеральное  соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);

- Соглашение  по сельскому хозяйству;

- Соглашение  по применению санитарных и  фитосанитарных мер;

- Соглашение  по текстильным изделиям и  одежде;

- Соглашение  по техническим барьерам в  торговле;

- Соглашение  по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

- Соглашение  по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);

- Соглашение  по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка  таможенной стоимости товаров);

- Соглашение  по предотгрузочной инспекции;

-Соглашение  по правилам происхождения;

- Соглашение  по процедурам импортного лицензирования;

- Соглашение  по субсидиям и компенсационным  мерам;

- Соглашение  по защитным мерам.

 II. Генеральное  соглашение по торговле услугами (ГАТС).

 III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

 IV. Договоренность  о правилах и процедурах, регулирующих  разрешение споров;

 V. Механизм  обзора торговой политики.

 VI. Многосторонние  соглашения с ограниченным участием (т.е. необязательные для всех членов ВТО):

-Соглашение  по торговле гражданской авиатехникой;

-Соглашение  по правительственным закупкам. 

3 Всемирная  торговая организация (справочно-аналитический  обзор).//Внешняя торговля.,1999.- №3 

Список  использованной литературы

 
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические  отношения, М., 1999.
  2. Анисимов Ю.Ю. ГАТТ/ВТО в системе мировой торговли.//БИКИ.- М., 1999.- №116
  3. Батанин В.В. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в международную торговую систему.//БИКИ.- М.,1999.- №116
  4. Всемирная торговая организация (справочно-аналитический обзор).//Внешняя торговля М., 1999.- №3
  5. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2000.
  6. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 10. 04. 47.
  7. Драганов В.Г. Обеспечение интересов России в процессе вступления в ВТО.//БИКИ.- М., 1999.- №111
  8. Драганов В.Г. Таможенно-тарифная стратегия России в связи с переговорами о присоединении к ВТО.//БИКИ.- М., 1999.- №116
  9. Загашвили Г. Мировая торговля.//МЭ и МО.- М.,1999.- №8
  10. Киреев А.П. Международная экономика, М., 1999.
  11. Низкая результативность соглашений в рамках ВТО//БИКИ.- М., 1999.- №70
  12. Пахомов А.А. Переговоры о присоединении России к ВТО.//БИКИ.- М.,1999.- №116
  13. Пахомов А.А. Тарифные переговоры в рамках процесса присоединения России к ВТО.//БИКИ.-М., 1999.- №42
  14. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения, М., 1994.
  15. Перспективы расширения ВТО.//БИКИ.- М., 1999.- №9
  16. Постановление Правительства РФ «О межведомственной комиссии по ГАТТ» от 22 февраля 1993 года.
  17. Постановление Правительства РФ «О развитии отношений между РФ и ГАТТ» от 18 мая 1992 года.
  18. Рост торговых противоречий США и ЕС.//БИКИ.- М., 1999.- №91
  19. Сабельников Л.В. Правила ВТО, касающиеся деятельности таможенных органов и их взаимоотношений с предпринимателями.//Внешнеэкономический бюллетень. - М., 1999.- №4
  20. Сырцова А.В. Либерализация международного рынка финансовых услуг в рамках ВТО.//БИКИ.- М., 1999.- № 72
  21. Тяпышев О.Г. ВТО накануне раунда тысячелетия.//БИКИ.- М., 1999.- №116
  22. Шепенко Р. Механизм разрешения споров в рамках ВТО.//Внешняя торговля, - М., 1999.-№3
  23. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации. Справочник, М., 1998.

Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия