Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Организацией, объединившей более половины государств в сфере международной торговли, является Всемирная Торговая Организация (ВТО). Она была создана на базе пакета многосторонних соглашений ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в 1995 году и является важнейшей организацией, регламентирующей правила международной торговли между странами-участниками и следящей за их исполнением. ВТО играет огромную роль, т. к. позволяет либерализовать международную торговлю путем повышения стабильности условий торговли, открытости информации, снижения пошлин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эволюция ГАТТ/ВТО. 4
Глава 2. Роль ВТО в международной торговле. 7
Глава 3. Россия и ВТО. 21
Заключение 29

Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

мэо КУСОВАЯ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    Одним из принципиально новых документов ВТО является Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPS). Соглашение ставит своей целью упорядочить и сделать более цивилизованным во всем мире приобретение и использование результатов творческого труда изобретателей, писателей, художников, артистов и других деятелей искусств.

    В последние десятилетия купля-продажа  результатов творческого труда с нарушением авторских прав получила распространение почти во всех странах, включая Россию, хотя и в разной степени.

    Борьбу  против торгового пиратства активизировали законопослушные фирмы-изготовители и их отраслевые объединения еще в 60-х годах путем обмена опытом и разработки технических средств, облегчающих выявление фальсификаторов, и их последующее судебное преследование; позже к этой борьбе подключились правительства отдельных стран и стали применять торговые санкции против государств, либерально относившихся к национальным экспортерам-пиратам. Однако противодействие торговому пиратству отставало от его роста, и требовались более эффективные, скоординированные меры мирового сообщества. Одной из таких мер явилось Соглашение ТРИПС.

    Соглашение  формулирует обязанности стран - членов ВТО. Требуется, чтобы национальные законодательства давали возможность проводить эффективные мероприятия против нарушителей прав, но, обеспечивая защиту против злоупотреблений, не создавали бы препятствий развитию законной торговли.

    Страны - члены ВТО могут установить соответствующий порядок, касающийся приостановления таможенными органами экспортирующей страны перемещения через границу контрафактных товаров (предназначенных для вывоза с их территории).

    Компетентные власти должны иметь полномочия отдать распоряжение об уничтожении или устранении из обращения контрафактных товаров. Также, власти не должны разрешать реэкспорт с фальсифицированными товарными знаками в неизменном состоянии или подвергать их особой таможенной процедуре.

    Члены ВТО договариваются содействовать обмену информацией и взаимодействию между таможенными органами в отношении товаров с фальсифицированными товарными знаками и товаров, произведенных с нарушением авторских прав.

    В целях содействия развитию мировой  торговли заключено Соглашение о правилах происхождения (Agreement on Rules of Origin), под которыми понимается совокупность законов нормативных актов и административных распоряжений общего применения, используемых для определения страны происхождения товара.

    Соглашение  формулирует принципы правил происхождения товара в странах - членах ВТО при применении режима наибольшего благоприятствования, антидемпинговых и компенсационных пошлин, защитных мер, маркировки и пр. в интересах облегчения последующей унификации таких правил.

    Соглашение  предусматривает процедуру предоставления Секретариату ВТО национальных правил происхождения, судебных решений и административных распоряжений, относящихся к этим правилам. Обо всех изменениях правил каждая страна - член ВТО должна сообщать в печати, по крайней мере, за 60 дней до вступления их в силу.

    Значение  Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер (Agreement on the Application of Sanitary and Phitosanitary Measures), контроль за которым осуществляют таможенные органы, определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, хотя такие меры затрагивают сравнительно небольшую часть мирового товарооборота - живые животные, корма, продовольствие и напитки - их экспортируют и импортируют практически все страны. Во-вторых, в последние годы в мире распространилась практика использования таких мер для сдерживания импорта, и участились конфликты на этой почве. Импортирующие страны ссылались на правила ГАТТ, допускающие применение мер для охраны жизни и здоровья человека, животных и растений, а экспортирующие - указывали на оговорку в тех же правилах, что такие меры не должны использоваться путем, открыто ограничивающим международную торговлю.

    Подтверждая право стран - членов ВТО на использование санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение ставит определенные условия для их разработки и применения. Такие меры, прежде всего, должны применяться только до степени, необходимой для охраны жизни или здоровья людей, животных и растений и базироваться на научных принципах.

    В целях обеспечения гласности торговой политики страны - члены ВТО приняли "Решение о процедурах уведомления". Решение подтверждает их обязательство публиковать и предоставлять информацию о регулировании внешней торговли.

    После окончания Второй Мировой Войны, когда было заключено ГАТТ, в мире существовало всего несколько региональных объединений, и в текст Соглашения была включена ст. XXIV - "Территориальное применение" - "Пограничная торговля" - "Таможенные союзы и зоны свободной торговли". Эта статья разрешает странам - участницам ГАТТ, являющимся членами региональных объединений, не распространять на другие страны - участницы ГАТТ таможенные льготы, которые предоставляют друг другу первые в рамках объединений, что является нарушением основополагающего принципа ГАТТ - режима наибольшего благоприятствования. Сейчас почти каждая страна является членом того или иного регионального объединения, т.е. это явление стало оказывать большое влияние на развитие мировой торговли.

    Договоренность  ужесточает основные требования и устанавливает коллективную систему контроля за созданием региональных объединений. В частности, уточнен вопрос о том, что пошлины и другие меры регулирования торговли, применяющиеся после образования таможенного союза, не должны быть в целом выше или более ограничительными, чем до его образования.

    За  время, прошедшее после Сингапурской конференции ВТО (декабрь 1996 г.), в рамках ГАТС было заключено три соглашения: о либерализации торговли глобальными телекоммуникационными услугами (его подписали 69 стран); об отмене к 2000 г. импортных пошлин на продукцию информационных технологий (43 страны); об открытии рынков финансовых услуг для иностранной конкуренции (102 страны). Эти соглашения охватывают международные торговые операции, ежегодно превышающие 1 трлн. долларов8.

    На  основе соглашения об образовании ВТО  и приложений регулируется международная торговая система. В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

    ВТО обладает своей системой органов управления.

    Высшим  органом ВТО является министерская конференция, сессии которой проходят не реже, чем раз в два года. 3/4 голосов требуется для одобрения толкования того или иного многостороннего торгового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемого таким соглашением. Решение о приеме новых членов принимается министерской конференцией 2/3 голосов. Решение об изменении многостороннего соглашения требует согласия всех стран-членов. По традиции большинство решений в ВТО принимается на основе консенсуса (согласия всех). Очередная конференция состоялась в ноябре 1999 г. в США в Сиэтле. Министры обсуждали выполнение соглашений "Уругвайского раунда", а также вели переговоры по либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией, услугами и др. Кроме того, рассмотрены рекомендации по вопросам регламентации использования в торговле экологических и трудовых стандартов, а также гармонизации правил конкуренции 9.

    Текущие вопросы в период между министерскими конференциями решает Генеральный совет ВТО. Он также является органом по урегулированию споров, занимается подготовкой обзоров торговой политики, а также руководит деятельностью специализированных советов по торговле товарами, услугами и торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

    Существует  также Секретариат - технический орган, состоящий из примерно 500 сотрудников и возглавляемый генеральным директором. Главная его задача - оказание содействия странам-членам по организации многосторонних торговых переговоров, предоставление технической помощи, изучение торговой политики и предоставление правовых консультаций при разрешении торговых споров. Возглавляет ВТО генеральный секретарь (с сентября 1999 г. гражданин Новой Зеландии М. Мур), избираемый на три года.

    Наблюдение  за выполнением правил торговли следят специализированные комитеты: Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям торгового баланса 10. Ежегодно в рамках ВТО анализируется торгово-политический режим стран-участниц, сопоставляются доклады, подготовленные каждой из этих стран и Секретариатом ВТО. Лидеры мировой торговли - США, страны ЕС и Япония проходят экспертизу раз в два года, другие страны, следующие за ними по объему торговли, - раз в четыре года и прочие страны ВТО - раз в шесть лет. Эта схема применяется уже несколько лет и позволяет упорядочить торгово-политические действия ряда государств с целью сохранения равновесия в мировой торговле.

    В ВТО имеют статус наблюдателя около 60 международных организаций (МБРР, МВФ, ОЭСР и др.). Штаб-квартира организации находится в Женеве. Финансирование ВТО осуществляется странами-участницами пропорционально объему их внешней торговли.

    По  состоянию на октябрь 1999 г. членами ВТО были 136 государств, 32 страны подали заявление на вступление в эту организацию и ведут переговоры о присоединении, имея статус наблюдателя. Две из 15 республик, входивших в СССР - Киргизия и Латвия - являются членами ВТО (с декабря 1998 г. и февраля 1999 г.).

    Прием в члены ВТО состоит из трех этапов.

    Страна  предоставляет в ВТО меморандум о своей торговой политике, ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предмет определения соответствия регулирования внешней торговли в стране, желающей стать членом ВТО, ее правилам.

    ВТО проводит двусторонние переговоры со страной по вопросам доступа на ее рынок товаров и услуг других стран.

    В соответствии с установленной процедурой условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

  • докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;
  • протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;
  • списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства;
  • списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг11.

    Важнейшим условием присоединения стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений "Уругвайского раунда". Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

    Если  переговоры привели к принятию страной условий, определенных в многосторонних соглашениях ВТО, рабочая группа составляет доклад для министерской конференции ВТО, к которому прикладывается протокол о присоединении страны к ВТО. После голосования на очередной министерской конференции страна считается принятой в ВТО.

    Такая сложная и длительная процедура  присоединения создана, чтобы обеспечить стабильность статуса стран-участниц ВТО и оградить их от ущемления  прав. Члены ВТО должны иметь определенную выгоду от присоединения новой страны, и потому проводят многолетние двусторонние переговоры с кандидатами. Присоединение к ВТО имеет много плюсов. Эта организация была создана, чтобы каждое государство могло получить выигрыш от международной торговли. Достижение этой цели происходит на базе принципов многосторонней торговой системы, сформулированных ВТО:

     Торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ), закрепленное в ст. 1 ГАТТ, так же как и в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью. Это правило, означающее обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров.

     Либерализация международной торговли - проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 до примерно 6%. После Уругвайского раунда - с 6,3 до 3,8%, или на 40%.

     Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО включает: защитные меры - временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины - применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины - применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.

Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия