Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Организацией, объединившей более половины государств в сфере международной торговли, является Всемирная Торговая Организация (ВТО). Она была создана на базе пакета многосторонних соглашений ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в 1995 году и является важнейшей организацией, регламентирующей правила международной торговли между странами-участниками и следящей за их исполнением. ВТО играет огромную роль, т. к. позволяет либерализовать международную торговлю путем повышения стабильности условий торговли, открытости информации, снижения пошлин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эволюция ГАТТ/ВТО. 4
Глава 2. Роль ВТО в международной торговле. 7
Глава 3. Россия и ВТО. 21
Заключение 29

Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

мэо КУСОВАЯ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Финансовая  Академия при Правительстве РФ 

Кафедра мировой экономики  и международных  валютно-кредитных

      отношений. 
 
 

    Курсовая  работа

    на  тему: 

    Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия. 
 
 

    Выполнила: студентка ФМ2-2

    Кириллова Н.Н.

    Научный руководитель:

    доц. Крылов В.М. 
 
 
 
 
 

    Москва - 2000

Содержание

   

Введение

 
 

    Международная торговля – важнейшая форма международных  экономических отношений. С момента окончания эпохи натурального хозяйства торговля развивается очень быстрыми темпами. Развитие транспорта, углубление международного разделения труда привели к интеграции большинства государств в мировую экономику. В современном мире невозможно представить национальную экономику в изоляции от мировой. Международный обмен товарами и услугами обусловлен своей объективной эффективностью и взаимной выгодой участников сделки. Для страны выгоднее специализироваться в той отрасли, относительные издержки в которой по сравнению с другими странами ниже, а затем обмениваться продуктами труда. Закономерной становится необходимость регулирования странами международной торговли совместно. Многостороннее регулирование позволяет сглаживать противоречия между странами, добиваться определенных компромиссов и единообразия между странами в сфере регулирования международной торговли.

    Организацией, объединившей более половины государств в сфере международной торговли, является Всемирная Торговая Организация (ВТО). Она была создана на базе пакета многосторонних соглашений ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в 1995 году и является важнейшей организацией, регламентирующей правила международной торговли между странами-участниками и следящей за их исполнением. ВТО играет огромную роль, т. к. позволяет либерализовать международную торговлю путем повышения стабильности условий торговли, открытости информации, снижения пошлин. Процесс либерализации торговли – следствие и в то же время дополнительный стимулятор развития мировой интеграции. ВТО действует согласно велению времени – эпохи интеграции отдельных государств в единую экономическую систему с тесным сотрудничеством всех стран.

 

Глава 1. Эволюция ГАТТ/ВТО.

 

    Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) подписали в 1947 г. 23 страны1. ГАТТ создавалось как временное соглашение, на смену которому должна была прийти международная торговая организация (МТО). Однако, несмотря на то, что устав МТО был согласован, парламенты некоторых стран, и, прежде всего, США отказались его ратифицировать. В результате ГАТТ, количество подписавших сторон которого постоянно расширялось, с 1948 по 1995 г. оставалось единственным международно-правовым соглашением, регулирующим мировую торговлю.

    С 1947 г. в рамках ГАТТ проведено 8 раундов  многосторонних переговоров стран участниц2.

    Первые  четыре тура переговоров ГАТТ состоялись в 1947 г. в Женеве, в 1949 г. в Аннеси, в 1950-51 гг. в Торквее и в 1955-1956 гг. в Женеве. Они были посвящены двусторонним таможенным тарифам на некоторые товары и проходили чаще всего между основным импортером и основным экспортером каждого из этих товаров. Применение положения о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) позволило автоматически распространить на все страны снижение тарифов, достигнутое при двусторонних переговорах. На первых трех конференциях удалось добиться существенного прогресса; американцы и канадцы согласились на значительные уступки в пользу европейцев, чья разрушенная войной экономика находилась в процессе восстановления и оставалась защищенной количественными ограничениями.

    Переговоры  в Диллоне в 1961-1962 гг. состоялись по предложению Соединенных Штатов. В 1959 г. они привели к соглашению о существенном сокращении таможенных пошлин ведущих западных стран. Однако на практике это сокращение было осуществлено только для ограниченного числа товаров. Поэтому результат Диллонского раунда был ограниченным: таможенные тарифы были снижены в среднем только на 7-8%. В связи с тем, что каждое государство хотело добиться для себя лучших условий, начались торговые конфликты, главным образом между США и европейскими странами.

    Раунд Кеннеди открылся в 1963 г. в обстановке конфронтации. Существовало опасение, что новый курс внешней торговли США станет протекционистским. Но одобренный американским конгрессом Trade Expansion Act был наполнен идеями свободной торговли: было предложено общее снижение таможенных тарифов на 50% и даже упразднение таможенных пошлин на наиболее важные товары, включая сельскохозяйственные. В конечном итоге, переговоры привели в 1967 г. к беспрецедентному снижению таможенных пошлин: их среднее сокращение для промышленных товаров, растянутое на 5 лет, составило 36% и касалось трети мировой торговли конечными продуктами. Также по итогам шестого раунда (1964 - 1967 гг.) впервые были согласованы правила проведения антидемпинговых мероприятий.

    Токийский раунд, который проходил с 1973 по 1980 г., коснулся не только проблем тарифов, но также сельскохозяйственных проблем и впервые затронул нетарифные барьеры в торговле.

    Число товаров, находящихся под защитой  высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации.

    Кроме того, главные промышленно развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25-30%. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 г. поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5%, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5%, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6%3. Сокращение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т. д.

    Особое  внимание было уделено текстильной  промышленности. Этот сектор издавна является источником сложностей в международных отношениях: исчезновение старых отраслей в развитых странах поставило бы массу сложных социальных проблем, т. к. для развивающихся стран это практически единственная конкурентоспособная на мировом рынке отрасль.

    Соглашения  по торговле текстилем несколько  нарушили общий дух ГАТТ и стали  квотировать импорт, а затем стали  еще более ограничительными по причине  углубления кризиса текстильной  промышленности в промышленно развитых странах, связанного с замедлением развития мировой экономики.

    Токийский раунд не позволил значительно продвинуться в сторону либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Именно тогда между Европейским сообществом и Соединенными Штатами завязался диалог по этому трудному вопросу, по сей день являющемуся одним из острейших.

    Было  проведено углубленное исследование нетарифных препятствий торговле и  разработаны пять кодексов добросовестной конкуренции. Они касаются методов  оценки на таможне, информации о лицензиях  на импорт, унификации технических норм, государственных закупок, субсидий и ответных мер.

    В области экспортных кредитов промышленно  развитые страны пришли к соглашению в 70-х гг. Экспортные кредиты стали чрезвычайно популярны в 60-х гг. Льготный процент превращал их в орудие прямой помощи экспорту. Договор определил точные пределы как объема (85% цены), так и продолжительности (10 лет) экспортных кредитов, которые могут быть предоставлены в случае заказа. Он устанавливает нижнюю границу процентных ставок, одинаковую для всех стран-экспортеров, зависящую от уровня развития страны-клиента и от продолжительности кредита.

    В целом токийский раунд подтвердил общую тенденцию либерализации  международной торговли. Однако снижения тарифов было невелико в абсолютном выражении, а в кодексах по нетарифным ограничениям зафиксированы лишь общие довольно расплывчатые правила.

    Уругвайский раунд открылся в сентябре 1986 г. Поначалу главными проблемами обсуждения стали  сельское хозяйство и услуги, которые  до этого не входили в поле деятельности ГАТТ.

    Во  всех ведущих промышленно развитых странах существуют более или  менее сложные системы защиты сельского хозяйства. Величины прямых или косвенных субсидий в этой отрасли повсюду очень высоки. Международный рынок является рынком спроса (наблюдается избыток товаров), цены которого очень низки по сравнению с уровнями цен на внутренних рынках ведущих промышленно развитых стран-производителей.

      Услуги не относились к компетенции  ГАТТ. На предшествующих переговорах лишь в виде исключения затрагивался вопрос о некоторых услугах, дополняющих товарообмен, как, например, транспорт или страхование.

    Уругвайский раунд (1986-1994 гг.) стал поворотным. Был  согласован большой пакет новых соглашений об упорядочении и либерализации торговли. Многостороннее регулирование было распространено на сферу услуг (в рамках ГАТС - Соглашения по торговле услугами), на объекты интеллектуальной собственности (в рамках ТРИПС - Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), на инвестиции (в рамках ТРИМС - Соглашения об инвестиционных мерах в торговле). Этот пакет новых соглашений дополнил прежнюю законодательную базу (ГАТТ 1947) и был назван ГАТТ 1994. ГАТТ 1994 стал организационно-правовой основой создания Всемирной торговой организации.

    ВТО была образована в 1995 г. на основе Марракешского соглашения, подписанного в апреле 1994 г. в г. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров Ее членами-основателями стали 82 страны. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамках многосторонней торговой системы ГАТТ 19944.

Глава 2. Роль ВТО в международной  торговле.

 

    Принципиальное  различие между ВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, имеющим небольшой секретариат. ВТО является постоянной международной организацией, действующей на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющей свой секретариат. ГАТТ как соглашение состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов. ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. ВТО регулирует торговлю не только товарами, но и услугами, включая такие специфические, как права на интеллектуальную собственность. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.

    Соглашение об образовании ВТО определяет такие организационные параметры ВТО, как функции, сфера деятельности, структура, бюджет, формирование секретариата, механизм принятия решений и пр., в качестве приложений в него включены все основные соглашения, подписанные в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. Таких приложений - четыре, причем документы, содержащиеся в первых трех (multilateral trade agreements) являются обязательными для исполнения всеми членами ВТО, тогда как документы, содержащиеся в четвертом приложении (plurilateral trade agreements), обязательны только для тех стран - членов ВТО, которые их подписали5.

    Из  правил ВТО возможны изъятия - временное освобождение стран-членов по их просьбе и с согласия остальных стран от отдельных обязательств, накладываемых многосторонними торговыми соглашениями в рамках ВТО. Наиболее распространенные изъятия связаны с изменением тарифной классификации или введением новой классификации, что делает необходимым вновь провести переговоры с торговыми партнерами о предоставлении взаимных торговых уступок, а также о вступлении стран в региональные интеграционные группировки.

    Рассмотрим  некоторые многосторонние торговые соглашения, представляющие собой законодательную  базу ВТО.

    Подписанное в результате Уругвайского раунда Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services - GATS), входящее на правах приложения в соглашение о ВТО, является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами в целом. Документ определяет торговлю услугами как предоставление услуги с территории одной страны на территорию другой страны и покрывает все виды услуг, кроме предоставляемых правительством. Соглашение определяет, что международная торговля услугами, так же как и торговля товарами, должна основываться на принципе РНБ. Тем самым ГАТС распространяет принципы ГАТТ на новый сегмент международной торговли, который составляет 20-25% ее объема.

    Так же как и ГАТТ, ГАТС предусматривает  возможность отступления от согласованного РНБ в случае образования интеграционного союза и по соображениям национальной безопасности. Каждая страна при подписании ГАТС должна была предоставить список изъятий из РНБ, который будет проанализирован участниками через пять лет и в принципе должен быть аннулирован через 10 лет. Более 70 стран зарегистрировали изъятия из РНБ 6. В ГАТС включены обязательства сторон не накладывать ограничения на международную торговлю услугами в следующих формах: квоты на объем предоставляемых услуг; ограничения на стоимость услуг; ограничения общего числа организаций, предоставляющих услуги; ограничения числа физических лиц, которые предоставляют услуги; ограничения юридических форм, в которых могут быть зарегистрированы организации, предоставляющие услуги; ограничения на участие иностранного капитала в организациях, предоставляющих услуги. Мировая торговля услугами в 1998 году составила 20% от международной торговли, в абсолютном выражении экспорт услуг равнялся 1,29 трлн. долларов7.

Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия