Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 03:05, курсовая работа
Организацией, объединившей более половины государств в сфере международной торговли, является Всемирная Торговая Организация (ВТО). Она была создана на базе пакета многосторонних соглашений ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в 1995 году и является важнейшей организацией, регламентирующей правила международной торговли между странами-участниками и следящей за их исполнением. ВТО играет огромную роль, т. к. позволяет либерализовать международную торговлю путем повышения стабильности условий торговли, открытости информации, снижения пошлин.
Введение 3
Глава 1. Эволюция ГАТТ/ВТО. 4
Глава 2. Роль ВТО в международной торговле. 7
Глава 3. Россия и ВТО. 21
Заключение 29
Список использованной литературы 33
Западные страны активно пользуются мерами защиты внутреннего рынка. По данным ВТО, в 1950-1993 гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22 раза; расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993-1994 гг. проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по использованию другими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125 раз, в том числе в США 85 раз.
• Предсказуемость торговой политики - проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов - принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и компенсации их за наносимый тем самым ущерб. Связанные тарифы составляют 99% в развивающихся странах, 73% в развитых странах и 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные.
• Содействие конкуренции - принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики (Trade Policy Review Mechanism - TRIM) - детальный анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению их нарушений. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой политики, включая торговлю товарами и услугами.
В соответствие с принципами ВТО регулирует международную торговлю посредством выполнения таких функций, как:
В связи с ростом количества разногласий между членами ВТО первостепенной задачей становится урегулирование торговых споров. Для этого в рамках ВТО действует специальный механизм. Рассмотрением споров занимается созданный в рамках ВТО Орган по рассмотрению споров, в задачу которого входит решение всех разногласий, возникающих в связи с различиями в интерпретации документов ВТО. Процесс урегулирования торговых споров состоит из консультаций между сторонами, которые в течение 60 дней пытаются найти решение проблемы. Если это сделать не удается, создается комиссия из трех квалифицированных специалистов, выбранных ВТО, которая в течение 3-6 месяцев подготавливает независимый от спорящих сторон доклад, содержащий точку зрения экспертов; доклад комиссии одобряется Органом по рассмотрению споров, после чего страны должны выполнить его рекомендации. Страна, не согласная с выводами доклада, может апеллировать решение Органа по рассмотрению споров, которое рассматривается Органом по рассмотрению апелляций (Appellate Body). Если страна, которая признана виновной в нарушении правил ВТО, не предпринимает действий по исправлению этих нарушений, страна, подавшая жалобу, может подать просьбу в ВТО отменить в отношении страны-нарушителя льготы и привилегии, предоставляемые ей в соответствии с правилами ВТО. Если такое разрешение получено, то ответные меры должны быть применены в тех же секторах, в каких произошло нарушение12.
Несмотря на то, что процедура урегулирования торговых споров относительно новая, очевидно, что процесс переговоров и примирения может затягиваться на годы. По состоянию на середину 1997 г. ВТО была вовлечена в рассмотрение более 100 споров, большая часть из них между промышленными и развивающимися странами, которые предъявляют претензии по поводу ограничения доступа их товаров на западные рынки. Примерами торговых споров, рассматриваемых в ВТО, являются претензии Южной Кореи к США по поводу корейского экспорта сельскохозяйственной продукции, который подвергается, с точки зрения корейской стороны, излишнему инспектированию и анализу, что затрудняет экспорт; Мексики к ЕС по поводу нарушения последним согласованных в ВТО процедур таможенной оценки товаров; США к Индии по поводу экспорта последней текстильных товаров, угрожающего американской текстильной промышленности; Гватемалы к Мексике по поводу обвинения в экспорте цемента по демпинговым ценам и др.
Наконец-то разрешился спор между ЕС и США. США и Канада добились от ВТО положительного и окончательного решения по проблеме экспорта говядины. США с 29 июля 1999 г. облагают карательной пошлиной в размере 100% следующие товары из ЕС: итальянские томаты, датскую ветчину, французский сыр "рокфор", гусиную печенку и трюфели. Фактически эта продукция будет вытеснена с американского рынка. Ранее ЕС запретил ввоз говядины, произведенной с использованием гормональных препаратов, которые, по утверждению специалистов, могут вызывать онкологические заболевания13.
Наряду
с торговыми спорами ВТО
Развивающиеся страны выступают против антидемпинговой политики промышленно развитых стран, небезосновательно считая ее формой сдерживания роста их экспорта. С целью защиты своих интересов, развивающиеся страны стали чаще обращаться за защитой к ВТО. Так, в отношении экспортеров из стран ЕС ими и 1998 г. было начато 43 разбирательства14.
По состоянию на 1 января 1999 г. в США проводилось 48 расследований (в два раза больше, чем в начале 1997 г.) по обвинению в демпинге и субсидировании производства экспортируемых товаров.
Весной 1999 г. в США действовало 435 приказов о введении антидемпинговых пошлин и 52 - о применении компенсационных. В отношении российских товаров действовало 5 антидемпинговых приказов: по титановой губке, мочевине, ферросилицию, феррованадию и нитриду ванадия, металлическому магнию15.
Таким образом, деятельность ВТО играет большую роль в разрешении противоречий между государствами.
С момента образования ВТО прошли две министерские конференции. В декабре 1996 проводилась Сингапурская, основными вопросы которой затрагивали торговлю услугами.
В 1998 г. в Женеве прошла вторая конференция ВТО на министерском уровне, посвященная 50-летию ГАТТ/ВТО и перспективам деятельности этой организации на рубеже тысячелетий. Генеральный секретарь ВТО - Р. Руджеро - сообщил участникам конференции, что за годы деятельности ГАТТ/ВТО объем мирового экспорта увеличился в 14 раз и в 1997 г. достиг 6,5 трлн. долл., и среднегодовой темп его прироста составлял 6,8% (объем производства продукции в мире увеличивался в этот период ежегодно в среднем на 3,8%)16.
Из 136 стран - членов ВТО более 100 являются развивающимися, в том числе около 30 из них - наименее развитыми. Доля экспорта в ВВП наименее развитых стран составляет 9% и импорта - 16%; в группе развивающихся стран - соответственно 24 и 26%.
Подготовка
к новому раунду многосторонних торговых
переговоров заметно
Его призыв совпадает с предложениями стран ЕС, которые сводятся к обеспечению беспошлинного доступа почти для всех товаров из наименее развитых стран на рынки развитых и развивающихся государств с высокими доходами. Но США по-прежнему намерены ограничиться ранее предоставленными льготами в рамках Общей системы преференций, что создает дополнительные трудности для ведения многосторонних переговоров.
Важным вопросом является расширение состава ВТО. Крупнейшей страной, готовящейся вступить в ВТО, является КНР. В 1999 г. предварительная работа по согласованию условий присоединения с основными торговыми партнерами Китая активизировалась, поскольку КНР рассчитывает на полноправное участие в ВТО уже в ходе нового раунда торговых переговоров.
Помимо расширения состава ВТО, важной частью работы в ее рамках накануне "раунда тысячелетия" является разработка повестки дня предстоящего раунда многосторонних переговоров. В проекте декларации конференции в Сиэтле в основных чертах изложено содержание нового раунда. Важное место займут проблемы, связанные с либерализацией торговли продукцией сельского хозяйства и услугами. Возможно, будет рассматриваться вопрос о дальнейшем снижении пошлин на промышленные товары.
Существуют большие расхождения в отношении повестки дня. В частности, ЕС предлагает рассмотреть инвестиционную и торгово-экологическую проблематику, правила конкуренции и вопросы таможенных реформ. Многие развивающиеся страны предлагают включить вопрос о трансграничном перемещении рабочей силы.
У США иная точка зрения. Заместитель представителя США на торговых переговорах С. Эссерман считает, что главным пунктом повестки дня должна стать проблема обеспечения доступа на рынки сельскохозяйственных и несельскохозяйственных товаров, а также услуг.
Разногласия между участниками ВТО вызывает тематика, которая в обязательном порядке будет рассматриваться в ходе "раунда тысячелетия". Так, США и участники считают, что центральным вопросом должно быть существенное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства и ограничение протекционизма в этой области. Они имеют в виду, прежде всего, ЕС и Японию. Институт международной экономики (Вашингтон, США) подготовил исследование, посвященное оценке последствий выполнения договоренностей, достигнутых в ходе Уругвайского раунда переговоров в рамках ВТО. Сделана попытка количественной оценки торгового протекционизма на современном этапе.
Специалисты указанного института считают, что в настоящее время "цена" протекционизма для стран Европейского союза достигает приблизительно 600 млрд. долл. в год, или 7% ВВП ЕС. Этот суммарный показатель складывается из многих компонентов. Средний уровень таможенных пошлин (%) по многим товарам остается весьма высоким: по говядине и баранине -87,7, зерновым - 67,8, сахару - 61,8, табаку - 59,8, молочным продуктам - 57,7, продукции пищевой промышленности - 26,9, напиткам - 22,2, готовой одежде - 12,0 17.
Под сильной протекционистской защитой в ЕС находится производство говядины. Скотоводческие фермы получают крупные государственные субсидии, извлекают несомненные выгоды благодаря высоким "таможенным пошлинам на импортируемую говядину (ставки в отдельных случаях достигают 125%) и запрету на ввоз этой продукции, произведенной с использованием гормональных препаратов (такие методы выращивания скота широко практикуются в США и Канаде).
Однако ЕС и Япония не стремятся открывать аграрный сектор, заявляя о его особой роли для экономики сельской местности, а также для защиты окружающей среды, обеспечения продовольственной безопасности и др., оправдывая государственное субсидирование.
Недавно министры сельского хозяйства стран ЕС провели совещание в Тампере, где заявили о необходимости сохранения субсидирования аграрного сектора (особенно жесткую позицию заняли представители Франции и Бельгии).
Большинство развивающихся государств требует, чтобы одним из центральных вопросов повестки дня было обеспечение более льготного доступа на внешние рынки их товаров, имея в виду в первую очередь сельскохозяйственную продукцию и текстиль. Развивающиеся государства считают, что экспорт их продукции в западные страны сельскохозяйственной, рыболовной, легкой и электронной промышленности продолжает сталкиваться там с серьезными трудностями. К таким препятствиям относятся субсидии национальным производителям сельскохозяйственной продукции, тарифные и нетарифные барьеры, а также антидемпинговые меры.
Фактически развивающиеся страны призывают к перераспределению выгод от многосторонних торговых переговоров в свою пользу. Если страны ЕС формально поддерживают такую позицию, то США проявляют сдержанность.
В сфере услуг ЕС намерен противостоять США по вопросу об их протекционизме на морском транспорте. В свою очередь, Соединенные Штаты планируют предъявить претензии западноевропейцам (а также Канаде), касающиеся торговли аудиовизуальной продукцией. По вопросу о таможенных пошлинах на промышленные изделия США предлагают сосредоточиться на обсуждении некоторых секторов, тогда как ЕС и Япония - всей группы этих товаров.
Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия