Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Организацией, объединившей более половины государств в сфере международной торговли, является Всемирная Торговая Организация (ВТО). Она была создана на базе пакета многосторонних соглашений ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) в 1995 году и является важнейшей организацией, регламентирующей правила международной торговли между странами-участниками и следящей за их исполнением. ВТО играет огромную роль, т. к. позволяет либерализовать международную торговлю путем повышения стабильности условий торговли, открытости информации, снижения пошлин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эволюция ГАТТ/ВТО. 4
Глава 2. Роль ВТО в международной торговле. 7
Глава 3. Россия и ВТО. 21
Заключение 29

Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

мэо КУСОВАЯ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    Большинство стран - участниц ВТО в отличие от США поддерживают предложение о ведении переговоров до достижения решения по всем обсуждаемым вопросам.

    Таким образом, мы видим, что ВТО является главным институтом регулирования  мировой торговли. Общемировая либерализация  внешней торговли привела к необычайному расширению участия в ней всех государств. ВТО стала мощным средством упорядочивания и эффективного регулирования международного обмена товарами и услугами. Главным достижением ВТО является возможность взаимовыгодного сотрудничества торговых партнеров на внешних рынках. Создан механизм регулирования противоречий между странами-членами ВТО. В долгосрочной перспективе открытие границ для товаров и услуг приведет к улучшению благосостояния всего человечества в результате углубляющейся специализации в наиболее эффективных для данной территории отраслях. Анализируя динамику развития ВТО, можно сделать вывод, что в XXI веке ВТО останется сложной международной структурой, деятельность которой будет оказывать значительное воздействие на развитие мировой экономики и системы международной торговли. Сфера ее регулирования будет расширяться.

Глава 3. Россия и ВТО.

 

    В соответствии с процедурой присоединения  к Всемирной торговой организации Россия находится в сложном, многоэтапном и достаточно долговременном процессе оформления членства в этой влиятельной международной организации, что предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров со странами - членами ВТО. Главная задача России на переговорах - получение условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.

    РФ  получит возможность расширить  участие в мировых экономических связях и оказывать влияние на их формирование с учетом своих интересов. Российские участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) будут действовать в правовом поле, основанном на международно-правовой защите в других государствах в соответствии с принципами ВТО. Присоединение России к ВТО будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России.

    Россия  получит гарантированную защиту от возможного применения другими государствами дискриминационных таможенных сборов, внутренних налогов, акцизов и свободу транзита своих товаров согласно положениям ГАТТ о транзите. Она будет защищена от дискриминационного использования технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.).

    Для российских экспортеров, нередко обвиняемых США и странами ЕС в демпинге, большое значение имеют попытки ВТО беспристрастно решать вопросы, связанные с демпингом и борьбой с ним. По оценкам, прямой ущерб РФ от используемых зарубежными странами ограничений доступа российских товаров ежегодно на их рынки составляет около 1-1,5 млрд. долларов.

    Нормализация  условий торговли со странами - участницами ВТО, соответствующая новым принципам торговой российской политики, позволит России увеличить объем экспорта, "облагородить" его структуру, в том числе за счет вывоза изделий с высокой добавленной стоимостью, доля которых пока невелика. Это относится к машиностроительной продукции (доля - около 9%), а также легкой и пищевой промышленности (доля каждой - менее 2%).

    Присоединение к ВТО улучшит доступ РФ на мировой рынок капиталов. Россия под влиянием западных стран либерализовала режим ввоза капиталов, предоставив относительно благоприятный режим для зарубежных инвесторов, создающих новые предприятия, а также при приватизации действующих.

    Вступление  России в ВТО создаст условия для развития производственной кооперации и иных форм международного взаимодействия. Это, прежде всего, учреждение совместных предприятий, заключение соглашений о совместном проведении исследований, производстве и сбыте, обмене объектами интеллектуальной собственности, и др. Эти формы наиболее подходят для России. Так, развитие кооперации позволит России уменьшить зависимость от неблагоприятных последствий кризисных явлений. Согласно правилам ВТО, в переходный период возможно применение ограничительных мер по защите экономики для смягчения негативных последствий.

    Это будет способствовать увеличению объема импорта новейших технологий и притоку прямых иностранных инвестиций, повысятся цены (котировки) акций промышленных предприятий России.

    Вступление  в эту организацию приведет к  пересмотру некоторых правовых актов с целью их приближения к мировой практике и нормативным актам ВТО. Переход к использованию принципов ВТО в российском внешнеторговом законодательстве позволит применять общепринятые в мире нормы и положения.

    Вместе  с тем, в связи с участием России в договоренностях в рамках ВТО возможны следующие потери:

  • затруднится защита российских производителей из-за значительного снижения тарифов, что облегчит доступ иностранных товаров и услуг на российский рынок. России придется поступиться некоторой свободой в принятии протекционистских мер;
  • в связи со снижением ввозных таможенных пошлин могут уменьшиться поступления в государственный бюджет РФ, что вынудит компенсировать эти потери повышением ставок акцизов, НДС и других налогов;
  • может замедлиться процесс экономической интеграции с государствами СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. Несмотря на договоренности между членами этого Союза о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, нельзя исключать, что одна из стран подпишет соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и ее обязательства перед ВТО в силу договоренностей между странами - участницами Таможенного союза станут стандартом для других стран - членов союза. Нельзя исключить, что часть обязательств, принятых одной из стран, окажется неприемлемой для остальных;
  • членство в ВТО ограничит возможности государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.

    Возможные потери следует минимизировать, используя  компенсирующие меры. К ним относятся: установление максимально дозволенного правилами ВТО периода перехода к новым ставкам ввозного тарифа и поэтапности их снижения; усиление защиты промышленности РФ за счет использования разрешенных ВТО нетарифных мер; формирование на основе рыночных принципов системы перераспределения средств от экспорта сырья для финансирования развития перспективных отраслей и производств российской перерабатывающей промышленности 18.

    Несмотря  на определенные издержки, Россия заинтересована в присоединении к ВТО и  адаптации к принципам этой организации. Процесс присоединения затянулся.

    В середине 1992 г. Российская Федерация  получила статус наблюдателя в ГАТТ, формально унаследовав данный статус в этой международной организации от бывшего СССР, которому он был предоставлен в 1990 г.

    В 1992 году Правительство РФ постановило  образовать Межведомственную комиссию по ГАТТ с целью обеспечения «подготовки к переговорам о присоединении РФ к ГАТТ в качестве полноправного участника», а также дальнейшего ведения переговоров и выработки предложений об изменении законодательства с целью выполнения обязательств РФ перед ГАТТ 19. В начале 1993 года был утвержден персональный состав Межведомственной комиссии, и определены министерства и ведомства, выполняющие свои отдельные задачи в рамках присоединения к ГАТТ 20. В июне 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин вручил Генеральному директору ГАТТ официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к этой организации в качестве полноправного участника. Данный шаг и явился отправной точкой процесса присоединения России к ГАТТ.

    В феврале 1994 года Россия предоставила ГАТТ Меморандум о торговой политике.

    В середине 1995 г. Россия начала переговоры на многостороннем уровне в рамках Рабочей группы по присоединению к ВТО. На заседаниях группы рассматривались вопросы, связанные с ее экономической политикой и регулированием внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с целью определения их соответствия нормам и правилам ВТО.

    В конце 1997 г. этот первый ("информационный") этап в основном был завершен, но обсуждение данных проблем по мере необходимости будет продолжаться до момента присоединения России к этой организации.

    В 1998 г. началось обсуждение общих условий  членства России в соответствии с  положениями пакета соглашений "Уругвайского раунда" ГАТТ и с учетом двусторонних переговоров со странами - членами ВТО по вопросам доступа на рынки.

    В феврале 1998 г. Россия официально представила первоначальные тарифные предложения и объявила о готовности начать переговоры с заинтересованными странами - членами ВТО по доступу на их товарные рынки. За полтора года российская сторона провела несколько серий переговоров с делегациями 30 стран - торговых партнеров по тарифным и другим вопросам, связанным с доступом на рынки товаров.

    В декабре 1998г. в Женеве состоялось 9-е заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. К декабрьскому заседанию Рабочей группы Министерство торговли России и другие заинтересованные ведомства подготовили и представили в Секретариат ВТО пакет документов по вопросам повестки дня: обзор развития российского законодательства во II полугодии 1998 г. в сфере экономики и регулирования ВЭД; обзор состояния и перспектив развития режима в области ТРИПС в России; пакет документов по проблематике сельского хозяйства; сборник ответов на вопросы стран - членов ВТО по различным темам; некоторые статистические и информационно-аналитические материалы, а также ответы на запросы ряда стран ВТО по отдельным соглашениям ВТО.

    До  заседания Рабочей группы российская делегация провела две многосторонние сессии, на которых предметно обсуждались вопросы ТРИПС и сельского хозяйства. Были проведены двусторонние консультации и переговоры по доступу на товарные рынки с 15 членами ВТО (ЕС, США, Япония, Канада, Турция, Норвегия, Швейцария, Австралия, Индия, Республика Корея, Болгария, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия).

    В феврале 1999 г. в Женеве прошли тарифные переговоры с делегациями ЕС, Турции, Республики Корея и Венгрии.

    Весной 1999 г. были продолжены двусторонние переговоры с делегацией КЕС (Комиссии Европейского Сообщества) и делегацией США, в рамках сессий межправительственных комиссий проблематика ВТО обсуждалась с делегациями Республики Корея и ЮАР; также состоялись встречи с уполномоченными представителями Японии, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании и др.

    В мае в Женеве проведена очередная  серия переговоров по тарифам  и ряду вопросов, связанных с доступом на рынки товаров, а также в неофициальном формате по региональным промышленным субсидиям с заинтересованными членами ВТО: КЕС (ЕС), Турцией, Норвегией, Швейцарией, Филиппинами, Пакистаном, Таиландом, Индией, Мексикой, Польшей и Болгарией.

    В июле в Брюсселе прошли переговоры с делегацией КЕС, на которых предметно  обсуждались проблематика государственной  поддержки аграрного сектора, вопросы  тарифов на сельхозпродукцию и готовые изделия, тематика ТРИПС, а также другие вопросы, связанные с развитием процесса присоединения России к ВТО.

    В настоящее время Россия продвинулась на стадии переговоров-консультаций на двустороннем и многостороннем уровнях, конкретных условий ее членства в ВТО по различным соглашениям ВТО и другим договоренностям "Уругвайского раунда". Наиболее продвинуты переговоры по доступу на товарные рынки (тарифные вопросы) и ТРИПС (общие подходы).

    В июле 1999 г. в Секретариате ВТО в  Женеве состоялись многосторонние консультации стран-членов Рабочей группы с российской делегацией. На этих встречах обсуждался график дальнейшего развития переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Были проведены также переговоры на двустороннем уровне с делегациями ряда стран (ЕС, США, Канада, Венгрия, Австралия, Новая Зеландия) по тарифным вопросам, проблематике сельского хозяйства и таможенным процедурам. По итогам консультаций и переговоров достигнута договоренность о проведении очередной сессии Рабочей группы по присоединению России к ВТО в неофициальном формате в конце октября 1999 г. и следующего заседания Рабочей группы (ориентировочно в конце 1999 г) 21.

    Основным  условием реализации договоренности является официальное представление российской стороной пакета документов для следующего этапа переговоров, в том числе первоначальных предложений (по специфическим обязательствам) в области торговли услугами, а также плана действий по изменению российского законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО.

    В настоящее время российские министерства и ведомства совместно с отраслевыми научными институтами, объединениями предпринимателей России, экономическими операторами и другими заинтересованными организациями завершают работу по подготовке ключевых документов к следующему этапу переговоров. Результатом будет консолидированная переговорная позиция российской стороны по всей проблематике ВТО.

    Надо  заметить, что отношение ведущих  торговых держав - членов ВТО к присоединяющимся во второй половине 90-х годов странам, в том числе государствам СНГ, ужесточается. Так, ряд торговых держав мира считают, что вновь присоединяющиеся страны (включая государства с переходной экономикой), должны принять больший объем обязательств, чем ранее принимали страны - основатели ВТО. Многосторонние соглашения в рамках ВТО содержат более жесткие и подробные нормы и правила, регулирующие торговлю товарами, чем было в ГАТТ 1947, а также распространяются на условия и объекты интеллектуальной собственности.

    В конце 90-х годов в отношении всех присоединяющихся к ВТО стран выдвигаются следующие требования:

Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия