С учетом предполагаемого в ближайшее
время второго транша займа МВФ, а также очередного российского
кредита в размере 0.5 млрд. долл. можно
говорить, что мы вплотную подошли к установленному в бюджете на
текущий год лимиту внешнего долга
–6 млрд. дол США. Безусловно, нам еще далеко
до 25%-ой доли внешнего государственного
долга в ВВП, считающейся границей экономической
безопасности по данному критерию.
Однако для нашей экономики уже
такой внешний долг| может стать в ближайшее время достаточно
серьезной нагрузкой для бюджета. Особенно
если учесть то обстоятельство, что мировой
финансово-экономический кризис еще не
достиг своего дна, а рецессия в реальном
секторе Беларуси вполне может обусловить
к концу года не рост, а снижение ВВП по
отношению к уровню 2009г.
Кроме того, нельзя
сбрасывать со счетов интенсивный рост
валового внешнего долга, который приблизился
к отметке в 15 млрд. долл. США
Фактором, ограничивающим
сегодня внешнее заимствование,
является и план по строительству АЭС, для осуществления
которого потребуется кредит в размере
9 млрд. долл. США.
В связи с
этим правомерным представляется вывод: увеличивать внешний
государственный долг нужно крайне
осторожно, одновременно создавая ресурсный
потенциал возврата и направляя внешние
займы преимущественно на рефинансирование
ранее полученных займов и на подпитку
так называемой подушки безопасности.
Следовательно, нужно искать новые внутренние
ресурсы для подъема экономики, а они находятся
в сфере активизации многообразного внутреннего
спроса. Следует также усилить работу
по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Уже эти два
обстоятельства свидетельствуют о том,
что в нашей стране антикризисный механизм
будет носить сложный характер и основываться
на мероприятиях как антистагфляционного,
так и антидефляционного свойства. Его
сложность предполагает выверенность
и четкую последовательность шагов, ориентацию,
в первую очередь, на решение таких задач,
как:
- социальная поддержка слабозащищенных слоев населения;
- активизация экспортного сектора экономики и повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках;
- достижение внешней сбалансированности экономики;
- рационализация кредитной системы;
- совершенствование государственного управления в направлении обеспечения эффективного и устойчивого социального и экономического роста после восстановления внешней позитивной коньюктуры.
Реализация
этих задач предполагает осуществление,
с одной стороны, общесистемных
мер, которые будут создавать
фон проведения стабилизационных действий, с другой
– мероприятий в наиболее проблемных
сегментах реальной экономики и финансов.
В самом общем
виде общесистемные меры включают:
- определение минимальных значений основных социальных индикаторов развития общества, нарушать которыe недопустимо и социально-опасно Социальная цена развертывающегося кризиса растет вслед за экономическим спадом и выражается в росте безработицы, снижении доходов населения, увеличении девальвационных и инфляционных потерь, падении общего уровня и качества жизни людей, особенно его наиболее уязвимых слоев;
- ограничение вмешательства органов государственного управления в хозяйственную жизнь организаций, ведущего к росту запасов готовой продукции на складах. Это позволит пополнить денежную часть оборотных средств, сократить потребности в кредитных ресурсах;
- либерализацию экономической жизни страны, которую следует проводить последовательно и эволюционно, всемерно поддерживая малый и средний бизнес;
- продолжение реализации комплексов мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата на основе модернизации экономических институтов и организационных механизмов.
Ключ к решению
проблем снижения социальной цены кризиса
лежит, в первую очередь, в производственной
сфере. Потому важнейшим элементом
антикризисного механизма должны
быть меры в реальном секторе экономики.
Важнейшие из них:
- разработка перспективной (долгосрочной) программы но оздоровлению, модернизации, структурной перестройке на инновационной основе реального сектора;
- повышение технического уровня и качества продукции, обновление технологической базы производства, активный переход к технологиям V и VI укладов. Сегодня в мире удельный вес шестого технологического уклада остается незначительным. Предполагается, что качественный скачок произойдёт после завершения структурной перестройки ведущих экономик мира и перехода нового технологического уклада к фазе роста. Это наступит, по мнению специалистов, в середине следующего десятилетия. К этому времени годовой оборот рынка нанотехнологий достигнет 1-1,5 трлн. дол.
Поскольку трансформация
национального хозяйства на основе
принципов новой экономики повлечет
за собой радикальные изменения
во всех системах и инструменте, созданных
для обслуживания индустриального общества,
то они должны быть либо существенно изменены, либо заменены
на новые. Обусловлено это, в первую очередь,
тем, что в постиндустриальном обществе
радикально меняется роль информатики,
программного продукта и услуг. Этот сектор
экономики становится более важным, чем
производство материало- и энергоемкой
промышленной продукции. Но для этого
нужны не только значительные финансовые
ресурсы, но и четко выверенная программа
действий, основанная на созданном заделе
приоритетах национального развития,
интеллектуальных возможностях общества.
Поэтому без программно-целевого решения
здесь не обойтись. Тем более, что мы существенно
задержались на старте.
- увеличение объемов экспорта и оптимизация импортных потоков на основе рационализации развития импортозамещающих производств. Особое внимание нужно придать диверсификации внешних рынков сбыта, активному вовлечению в зону экспортных интересов Беларуси стран Азии, Латинской Америки и Африки.
- конкретизация приоритетов в области развития экспорта с выделеним потенциально наиболее эффективных, конкурентноспособных отраслей и производств, требующих гоударственной поддержки. Создание системы этой поддержки;
- оптимизация таможенного регулирования, особенно в отношении оборудования для обновления основного капитала, создания новых наукоемких и высокотехнологичных производств, проведения приоритетных НИОКР;
- совершенствование методов и механизмов менеджмента, маркетинга, логистики для поиска и завоевания новых рыночных ниш создание совместных предприятий, сборочных производств за рубежом. Внедрение новых форм организации крупного бизнеса (холдингов, транснациональных корпораций и др.) в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ, мирового сообщества. Активизация такого инструмента развития, как совместные программы Союзного государства Беларуси и России. На поддержание реального сектора белорусской экономики в условиях мирового экономического кризиса в максимальной степени должен быть направлен потенциал национальной денежно-кредитной системы.
Для снижения экспортных
цен, повышения конкурентоспособности
отечественного производителя увеличения
собственной ресурсной базы следовало
бы уменьшить налоговую нагрузку
на экономику в 2009 г. за счет снижения
ставок налогов на прибыль, дивиденды,
НДС и социального налога. Тем более что
многие наши партнеры по СНГ это уже сделали
(Россия, Казахстан, Украина). [9, с.89-95]
В настоящее
время много внимания уделяется
вопросу участия Беларуси в проекте
Европейского Союза «Восточное партнерство». Для поддержки проекта планируется
выделить государствам-участникам финансовую
помощь, составляющую в общей сложности
600 млн. евро на период с 2010 по 2013 год. Предусматривается
также активизировать привлечение донорских
средств и инвестиций по линии международных
финансовых институтов, в частности, Европейского
инвестиционного банка и Европейского
банка реконструкции и развития.
Эти финансовые
ресурсы намечается направить на
реализацию серии масштабных инициатив
в странах-соседях, включая программу
интегрированного управления границами,
создание фонда поддержки среднего и малого бизнеса, развитие
региональных электроэнергетических
рынков, энергоэффективности и возобновляемых
источников энергии, предотвращение и
ликвидацию последствий природных и техногенных
катастроф.
Двустороннее
сотрудничество для Беларуси предполагает следующее:
- Совершенствование механизмов политического взаимодействия. Это предусматривает заключение соглашений об ассоциации.
(Отношениям
Брюсселя и Минска не хватает
базового документа –соглашения о партнерстве
и сотрудничестве, нормативно-правовой базы для более тесного сотрудничества
в рамках европейской внешней политики
и безопасности, а также общей политики
безопасности и обороны ЕС.)
- Разработка и реализация программ институционального строительства, подразумевающих закрепление рабочих контактов между различными ведомствами и организациями стран-партнеров.
- Постепенная экономическая интеграция, продвижение отечественных товаров на западные рынки, распространение новейших технологий. Для приближения товаров к европейским стандартам будут предусмотрены специальные инвестиционные проекты и обмен ноу-хау.
- Сотрудничество в «человеческом измерении» (обучение кадров, студенческие обмены, проведение совместных семинаров и конференций по обмену опытом.
- Разработка и осуществление проектов по усилению энергетической безопасности. Это предусматривает европейскую помощь ноу-хау и инвестициями, в том числе в построении эффективной инфраструктуры. Также привлекательными остаются проекты по развитию в Беларуси альтернативной энергетики.
Также Беларусь рассчитывает в нынешнем
году получить право на экспорт молочной
продукции в страны Евросоюза. Наши предприятия
уже прошли несколько этапов, необходимых
для получения права на поставки молочной
продукции в ЕС. В частности, европейские
инспекторы проверили несколько белорусских
предприятий: Березовский маслосыродельный
комбинат, "Савушкин продукт" и "Санта
Бремор". По итогам проверок подготовлен
отчет, который сейчас находится на рассмотрении
в Бюро по ветеринарии ЕС.
Кроме этого Беларусь
ведет переговоры по вступлению во
Всемирную торговую организацию. ВТО является преемницей Генерального
соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ,
General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое было
подписано 23 странами в Женеве в октябре
1947 года и вступило в силу 1 января 1948 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам
выполненной работы можно сделать следующие выводы:
- Внешняя торговля это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Она представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обмена товарами, услугами, научно-технической продукцией на коммерческой основе. Внешняя торговля может производиться непосредственно между субъектами или с использованием услуг посредников.
-
Значение внешней торговли для развития белорусской (как и любой другой национальной) экономики в том, что благодаря ей преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка. Также благодаря внешним экономическим взаимоотношениям интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов. Важно и то, что на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места, повышается уровень международной специализации страны.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка. Её развитие – один из важных факторов развития мировой
экономики Нового времени. Существует несколько современных теорий международной торговли: меркантилизм, теория абсолютных преимуществ Адама Смита, теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо, теория Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, жизненный цикл товара, теория Майкла Портера, теорема Рыбчинского, теория Самуэльсона и Столпера.
Регулированием мировой торговли занимается ряд международных и общественных организаций: Комиссия ООН по праву международной торговли — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, глобальная международная организация в области правил международной торговли — Всемирная торговая организация (ВТО). ВЭФ — международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества.
Существует несколько форм и видов внешней торговли. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли. Типизация международной кооперации такова: по количеству предметов, по количеству сторон, по территориальному обхвату, по стадии процесса, по структуре связей, по организационной форме и по объектам связей. Внешнеторговая деятельность как форма реализации внешнеторговых связей также классифицируется по ряду направлений: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт, встречная торговля, бартер, компенсации, встречные и предварительные закупки, оплата продукцией.
Кроме того, существуют
и виды внешней торговли: аукционная торговля, биржевая торговля,
бартерная торговля, транзитная торговля,
консигнационная торговля, инжиниринг,
лизинг, торговля почтой по каталогу, незаконная
торговля, внешнеторговое посредничество,
международная патентно-лицензионная
торговля, невидимый экспорт.
Важным моментом
является изучение современного состояния
внешней торговли, ее проблем и
перспектив. И здесь стоит учитывать
исторический фактор внешних экономических
взаимоотношений, который сильно повлиял
на современное состояние белорусской
экономики.
До 90-х прошлого
столетия внешняя экономика нашей
страны была экспортно и импортно
ориентирована на страны социалистического
лагеря и республики бывшего СССР.
А так как союзная экономика
была плановой, то для Беларуси не стояла
проблема сбыта своей продукции. После получения независимости
в нашей стране наблюдался спад в экономике,
появилась проблема поиска рынков сбыта.
Беларусь начала более активно искать
новые рынки сбыта как в Европе, так и по
всему миру. В то же время продолжалось
экономическое сотрудничество со старыми
рынками сбыта в рамках СНГ.
Основная проблема белорусской продукции
на международных рынках заключается
в том, что она не всегда конкурентоспособна.
Долгое время на предприятиях нашей страны
не проводилось техническое обновление,
что сильно повлияло на себестоимость
и качество продукции.
В последние годы, в связи с тем, что наша
экономика является открытой, в Беларусь
поступают иностранные инвестиции, создаются
совместные предприятия, существует возможность
приватизации для иностранного капитала.
Новые возможности для белорусской экономики
открыло вступление нашей страны в ЕврАзЭС,
участие в программе Европейского Союза
«Восточное партнерство». Также ведутся
переговоры по вступлению Беларуси во
Всемирную торговую организацию.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- «Экономика. Финансы. Управление» № 1 (121), 2010 г. Ст. 15-16 «Запреты и ограничения при перемещении товаров во внешней торговле Республики Беларусь с третьими странами» - А.Э. Аброскин
- «Экономика. Финансы. Управление» № 3 (111), 2009 г. Ст. 94-95 «Новшества в порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» - А.А. Важник
- «Белорусский экономический журнал» № 2 (47), 2009 г. Ст. 4-12 «Мировой финансово-экономический кризис: негативные последсвия для Беларуси и пути их преодоления» - В.Н. Шимов
- «Белорусский экономический журнал» № 1 (42), 2008 г. Ст. 148 Статистические материалы.
- «Белорусский экономический журнал» № 4 (45), 2008 г. Ст. 138 Статистические материалы
- Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. Пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 208 с.
- Аналитическая информация «Объем внешней торговли товарами Беларуси в 1995-2010» // сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php. Дата доступа: 15.09.2011
- Ежемесячный обзор экономики Беларуси за январь 2010. // Исследовательский центр ИМП. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research.by. Дата доступа: 15.09.2011
- Внешнеэкономическая деятельность предпрития: экономика и управление: учеб. пособие / С.Л. Сорокин. – Минск: Современная школа, 2006. – 283 с.
- Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462с.
- Финансы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие / К.В. Рудый. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 384 с.
- Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; 2-е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 214 с.
- Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие.-М.: Международные отношения, 1997.-416с.