Внешняя торговля в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Изучение проблемы внешней торговли в Беларуси носит актуальный характер в условиях современной жизни. От нее во многом зависит экономическое благополучие каждой страны. Об этом может свидетельствовать и повышенное внимание, которое уделяется проблемам внешней торговли со стороны государства, экономистов и даже рядовых граждан.
Вопросам исследования внешней торговли посвящено множество работ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Внешняя торговля Беларуси: структура, проблемы, перспективы развития……………………………………………………………………….... 6
1.1 Понятие внешней торговли и история ее развития……………………... 6
1.2 Формы и виды внешней торговли………………………………………… 11
2 Проблемы и перспективы внешней торговли Беларуси…………………. 16
2.1 Современное состояние внешней торговли Беларуси ………………… 16
2.2 Проблемы развития внешней торговли…………………………………. 19
2.3 Перспективы развития внешней торговли………………………………. 23
Заключение……………………………………………………………………. 28
Список использованных источников………………………………………... 30

Работа содержит 1 файл

kursach_makroekonomika.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

С учетом предполагаемого в ближайшее время второго транша займа МВФ, а также очередного российского кредита в размере 0.5 млрд. долл. можно говорить, что мы вплотную подошли к установленному в бюджете на текущий год лимиту  внешнего долга –6 млрд. дол США. Безусловно, нам еще далеко до 25%-ой доли внешнего государственного долга в ВВП, считающейся границей экономической безопасности по данному критерию.   Однако для нашей экономики   уже такой внешний долг| может стать в ближайшее время достаточно серьезной нагрузкой для бюджета. Особенно если учесть то обстоятельство, что мировой финансово-экономический кризис еще не достиг своего дна, а рецессия в реальном секторе Беларуси вполне может обусловить к концу года не рост, а снижение ВВП по отношению к уровню 2009г.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов интенсивный рост валового внешнего долга, который приблизился  к отметке в 15 млрд. долл. США

Фактором, ограничивающим сегодня внешнее   заимствование,  является и план по строительству АЭС, для осуществления которого потребуется кредит в размере 9 млрд. долл. США.

В связи с  этим правомерным представляется вывод: увеличивать внешний государственный долг  нужно крайне осторожно, одновременно создавая ресурсный потенциал возврата и направляя внешние займы преимущественно на рефинансирование ранее полученных займов и на подпитку так называемой подушки безопасности. Следовательно, нужно искать новые внутренние ресурсы для подъема экономики, а они находятся в сфере активизации многообразного внутреннего спроса. Следует также усилить работу по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Уже эти два  обстоятельства свидетельствуют о том, что в нашей стране антикризисный механизм будет носить сложный характер и основываться на мероприятиях как антистагфляционного, так и антидефляционного свойства. Его сложность предполагает выверенность и четкую последовательность шагов, ориентацию, в первую очередь, на решение таких задач, как:

  • социальная поддержка  слабозащищенных слоев населения;
  • активизация экспортного сектора экономики и повышение ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках;
  • достижение внешней сбалансированности экономики;
  • рационализация кредитной системы;
  • совершенствование государственного управления в направлении обеспечения эффективного и устойчивого социального и экономического роста после восстановления внешней позитивной коньюктуры.

Реализация  этих задач предполагает осуществление, с одной стороны,  общесистемных  мер, которые будут создавать  фон проведения стабилизационных действий, с другой – мероприятий в наиболее проблемных сегментах реальной экономики и финансов.

В самом общем  виде общесистемные меры включают:

  • определение минимальных  значений основных социальных индикаторов развития общества, нарушать которыe недопустимо и социально-опасно Социальная цена развертывающегося кризиса растет вслед за экономическим спадом и выражается в росте безработицы, снижении доходов населения, увеличении девальвационных и инфляционных потерь, падении общего уровня и качества жизни людей, особенно его наиболее уязвимых слоев;
  • ограничение вмешательства органов государственного управления в хозяйственную жизнь организаций, ведущего к росту запасов готовой продукции на складах. Это позволит пополнить денежную часть оборотных средств, сократить потребности в кредитных ресурсах;
  • либерализацию экономической жизни страны, которую следует проводить последовательно и эволюционно, всемерно поддерживая малый и средний бизнес;
  • продолжение реализации комплексов мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата на основе модернизации экономических институтов и организационных  механизмов.

Ключ к решению  проблем снижения социальной цены кризиса  лежит, в первую очередь, в производственной сфере. Потому важнейшим элементом  антикризисного механизма должны быть меры в реальном секторе экономики. Важнейшие из них:

  • разработка перспективной (долгосрочной) программы но оздоровлению, модернизации, структурной перестройке на инновационной основе реального сектора;
  • повышение технического уровня и качества продукции, обновление технологической базы производства, активный переход к технологиям V и VI укладов. Сегодня в мире удельный вес шестого технологического уклада остается незначительным. Предполагается, что качественный скачок произойдёт после завершения структурной перестройки ведущих экономик мира и перехода нового технологического уклада к фазе роста. Это наступит, по мнению специалистов, в середине следующего десятилетия. К этому времени годовой оборот рынка нанотехнологий достигнет 1-1,5 трлн. дол.

Поскольку трансформация  национального хозяйства на основе принципов новой экономики повлечет за собой радикальные изменения  во всех системах и инструменте, созданных для обслуживания индустриального общества, то они должны быть либо существенно изменены, либо заменены на новые. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в постиндустриальном обществе радикально меняется роль информатики, программного продукта и услуг. Этот сектор экономики становится более важным, чем производство материало- и энергоемкой промышленной продукции. Но для этого нужны не только  значительные финансовые ресурсы, но и четко выверенная программа действий, основанная на созданном заделе приоритетах национального развития, интеллектуальных возможностях общества. Поэтому  без программно-целевого решения здесь не обойтись. Тем более, что мы существенно задержались на старте.

  • увеличение объемов экспорта и оптимизация импортных потоков на основе рационализации развития импортозамещающих производств. Особое внимание нужно придать диверсификации внешних рынков сбыта, активному вовлечению в зону экспортных интересов Беларуси стран Азии, Латинской Америки и Африки.
  • конкретизация приоритетов в области развития экспорта с выделеним потенциально наиболее эффективных, конкурентноспособных отраслей и производств, требующих гоударственной поддержки. Создание системы этой поддержки;
  • оптимизация таможенного регулирования, особенно в отношении оборудования для обновления основного капитала, создания новых наукоемких и высокотехнологичных производств, проведения приоритетных НИОКР;
  • совершенствование методов и механизмов менеджмента, маркетинга, логистики для поиска и завоевания новых рыночных ниш создание совместных предприятий, сборочных производств за рубежом. Внедрение новых форм организации крупного бизнеса (холдингов, транснациональных корпораций и др.) в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ, мирового сообщества. Активизация такого инструмента развития, как совместные программы Союзного государства Беларуси и России. На поддержание реального сектора белорусской экономики в условиях мирового экономического кризиса в максимальной степени должен быть направлен потенциал национальной денежно-кредитной системы.

Для снижения экспортных цен, повышения конкурентоспособности отечественного производителя увеличения собственной ресурсной базы   следовало бы уменьшить налоговую нагрузку на экономику в 2009 г.  за счет снижения ставок налогов на прибыль, дивиденды, НДС и социального налога. Тем более что многие наши партнеры по СНГ это уже сделали (Россия, Казахстан, Украина).  [9, с.89-95]

В настоящее  время много внимания уделяется  вопросу участия Беларуси в проекте  Европейского Союза «Восточное партнерство». Для поддержки проекта планируется   выделить государствам-участникам финансовую помощь, составляющую в общей сложности 600 млн. евро на период с 2010 по 2013 год. Предусматривается также активизировать привлечение донорских средств и инвестиций по линии международных финансовых институтов, в частности, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Эти финансовые ресурсы намечается направить на реализацию серии масштабных инициатив  в странах-соседях, включая программу  интегрированного управления границами, создание фонда поддержки среднего и малого бизнеса, развитие региональных электроэнергетических рынков, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, предотвращение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф.

Двустороннее  сотрудничество для Беларуси предполагает следующее: 

  • Совершенствование механизмов политического взаимодействия. Это предусматривает заключение соглашений об ассоциации.

(Отношениям  Брюсселя и Минска не хватает  базового документа –соглашения о партнерстве и сотрудничестве, нормативно-правовой базы для более тесного сотрудничества в рамках европейской внешней политики и безопасности, а также общей политики безопасности и обороны ЕС.) 

  • Разработка и реализация программ институционального строительства, подразумевающих закрепление рабочих контактов между различными ведомствами и организациями стран-партнеров.  
  • Постепенная экономическая интеграция, продвижение отечественных товаров на западные рынки, распространение новейших технологий. Для приближения товаров к европейским стандартам будут предусмотрены специальные инвестиционные проекты и обмен ноу-хау. 
  • Сотрудничество в «человеческом измерении» (обучение кадров, студенческие обмены, проведение совместных семинаров и конференций по обмену опытом.  
  • Разработка и осуществление проектов по усилению энергетической безопасности. Это предусматривает европейскую помощь ноу-хау и инвестициями, в том числе в построении эффективной инфраструктуры. Также привлекательными остаются проекты по развитию в Беларуси альтернативной энергетики.

Также Беларусь рассчитывает в нынешнем году получить право на экспорт молочной продукции в страны Евросоюза. Наши предприятия уже прошли несколько этапов, необходимых для получения права на поставки молочной продукции в ЕС. В частности, европейские инспекторы проверили несколько белорусских предприятий: Березовский маслосыродельный комбинат, "Савушкин продукт" и "Санта Бремор". По итогам проверок подготовлен отчет, который сейчас находится на рассмотрении в Бюро по ветеринарии ЕС.

Кроме этого Беларусь ведет переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 года и вступило в силу 1 января 1948 года.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам  выполненной работы можно сделать следующие выводы:

    1. Внешняя торговля это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Она представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обмена товарами, услугами, научно-технической продукцией на коммерческой основе. Внешняя торговля может производиться непосредственно между субъектами или с использованием услуг посредников.
    2. Значение внешней торговли для развития белорусской (как и любой другой национальной) экономики в том, что благодаря ей преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка. Также благодаря внешним экономическим взаимоотношениям интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов. Важно и то, что на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места, повышается уровень международной специализации страны. 
      Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка. Её развитие – один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени. Существует несколько современных теорий международной торговли: меркантилизм, теория абсолютных преимуществ Адама Смита, теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо, теория Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, жизненный цикл товара, теория Майкла Портера, теорема Рыбчинского, теория Самуэльсона и Столпера. 
      Регулированием мировой торговли занимается ряд международных и общественных организаций: Комиссия ООН по праву международной торговли — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, глобальная международная организация в области правил международной торговли — Всемирная торговая организация (ВТО). ВЭФ  — международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества. 
      Существует несколько форм и видов внешней торговли. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли. Типизация международной кооперации такова: по количеству предметов, по количеству сторон, по территориальному обхвату, по стадии процесса, по структуре связей, по организационной форме и по объектам связей. Внешнеторговая деятельность как форма реализации внешнеторговых связей также классифицируется по ряду направлений: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт, встречная торговля, бартер, компенсации, встречные и предварительные закупки, оплата продукцией.

Кроме того, существуют и виды внешней торговли: аукционная торговля, биржевая торговля, бартерная торговля, транзитная торговля, консигнационная торговля, инжиниринг, лизинг, торговля почтой по каталогу, незаконная торговля, внешнеторговое посредничество, международная патентно-лицензионная торговля, невидимый экспорт.

Важным моментом является изучение современного состояния  внешней торговли, ее проблем и  перспектив. И здесь стоит учитывать  исторический фактор внешних экономических  взаимоотношений, который сильно повлиял  на современное состояние белорусской  экономики.

До 90-х прошлого столетия  внешняя экономика нашей  страны была экспортно и импортно ориентирована на страны социалистического  лагеря и республики бывшего СССР. А так как союзная экономика  была плановой, то для Беларуси не стояла проблема сбыта своей продукции. После получения независимости в нашей стране наблюдался спад в экономике, появилась проблема поиска рынков сбыта. Беларусь начала более активно искать новые рынки сбыта как в Европе, так и по всему миру. В то же время продолжалось экономическое сотрудничество со старыми рынками сбыта в рамках СНГ. 
Основная проблема белорусской продукции на международных рынках заключается в том, что она не всегда конкурентоспособна. Долгое время на предприятиях нашей страны не проводилось техническое обновление, что сильно повлияло на себестоимость и качество продукции. 
В последние годы, в связи с тем, что наша экономика является открытой, в Беларусь поступают иностранные инвестиции, создаются совместные предприятия, существует возможность приватизации для иностранного капитала. Новые возможности для белорусской экономики открыло вступление нашей страны в ЕврАзЭС,  участие в программе Европейского Союза  «Восточное партнерство». Также ведутся переговоры по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. «Экономика. Финансы. Управление» № 1 (121), 2010 г. Ст. 15-16 «Запреты и ограничения при перемещении товаров во внешней торговле Республики Беларусь с третьими странами» - А.Э. Аброскин
  2. «Экономика. Финансы. Управление» № 3 (111), 2009 г. Ст. 94-95 «Новшества в порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» - А.А. Важник
  3. «Белорусский экономический журнал» № 2 (47), 2009 г. Ст. 4-12 «Мировой финансово-экономический кризис: негативные последсвия для Беларуси и пути их преодоления» - В.Н. Шимов
  4. «Белорусский экономический журнал» № 1 (42), 2008 г. Ст. 148 Статистические материалы.
  5. «Белорусский экономический журнал» № 4 (45), 2008 г. Ст. 138 Статистические материалы
  6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. Пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 208 с.
  7. Аналитическая информация «Объем внешней торговли товарами Беларуси в 1995-2010» // сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php. Дата доступа: 15.09.2011
  8. Ежемесячный обзор экономики Беларуси за январь 2010. // Исследовательский центр ИМП. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research.by. Дата доступа: 15.09.2011
  9. Внешнеэкономическая деятельность предпрития: экономика и управление: учеб. пособие / С.Л. Сорокин. – Минск: Современная школа, 2006. – 283 с.
  10. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462с.
  11. Финансы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие / К.В. Рудый. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 384 с.
  12. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; 2-е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 214 с.
  13. Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие.-М.: Международные отношения, 1997.-416с.

Информация о работе Внешняя торговля в Республике Беларусь