Внешняя торговля в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Изучение проблемы внешней торговли в Беларуси носит актуальный характер в условиях современной жизни. От нее во многом зависит экономическое благополучие каждой страны. Об этом может свидетельствовать и повышенное внимание, которое уделяется проблемам внешней торговли со стороны государства, экономистов и даже рядовых граждан.
Вопросам исследования внешней торговли посвящено множество работ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Внешняя торговля Беларуси: структура, проблемы, перспективы развития……………………………………………………………………….... 6
1.1 Понятие внешней торговли и история ее развития……………………... 6
1.2 Формы и виды внешней торговли………………………………………… 11
2 Проблемы и перспективы внешней торговли Беларуси…………………. 16
2.1 Современное состояние внешней торговли Беларуси ………………… 16
2.2 Проблемы развития внешней торговли…………………………………. 19
2.3 Перспективы развития внешней торговли………………………………. 23
Заключение……………………………………………………………………. 28
Список использованных источников………………………………………... 30

Работа содержит 1 файл

kursach_makroekonomika.doc

— 294.50 Кб (Скачать)
  • климат;
  • территория;
  • ресурсы.

Приобретённые преимущества:

  • технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория  сравнительных преимуществ Давида Рикардо. Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Теория  Хекшера-Олина. Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

  • у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;
  • развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;
  • существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс  Леонтьева. Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

Жизненный цикл товара. Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

  • разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара . В это время объем продаж равен нулю, затраты растут.
  • выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объем продаж
  • быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли
  • зрелость. Рост объема продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции
  • упадок. Спад объема продаж и сокращение прибыли.

Теория  Майкла Портера. Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

  • воздействие правительства на факторные условия;
  • воздействие правительства на условия спроса;
  • воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
  • воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского. Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.

Теория Самуэльсона и Столпера. В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера - Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами. [3, с. 87-94]

Регулированием  мировой торговли занимается ряд  международных и общественных организаций. В 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли была создана Комиссия ООН по праву международной торговли — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. В 1995 году была основана глобальная международная организация в области правил международной торговли — Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО является преемником Генерального соглашения о тарифах и торговле. Всемирный экономический форум (ВЭФ) — международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества. Форумы проводятся в Давосе. Членами Всемирного экономического форума (ВЭФ) являются около 1000 крупных компаний и организаций из разных стран мира.

 

    1. Формы и виды внешней торговли

 

Внешнеторговая  деятельность как форма реализации внешнеторговых связей классифицируется по ряду направлений:

  • экспорт – продажа и вывоз за  границу объекта внешнеторговой  сделки;
  • импорт – это покупка и ввоз из-за границы объекта внешторговой сделки;
  • реэкспорт – вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке;
  • реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных  объектов      внешнеторговой сделки, не подвергнувшихся там переработке
  • встречная торговля –  совокупность внешнеэкономических отношений по обеспечению экспорта, влекущего за собой импорт.

Встречные сделки являются наиболее часто встречающейся формой встречной торговли.  Речь идёт о сделках, при которых часть выручки от экспорта направляется на закупку продукции из страны-импортера. В целом различают четыре группы встречных сделок:

  1. Бартер – прямой обмен товарами между партнерами, например поставщиком (экспортером) и покупателем (импортером). При бартере в отличие от всех других форм встречных сделок не производятся денежные платежи и, как правило, не подключаются третьи фирмы. Стоимость (цены) обмениваемых товаров или услуг, как правило, компенсируется на 100%.

Данная форма  сделок выгодна и для поставщика (экспортера), и для покупателя (импортера), так как обе стороны освобождаются от необходимости отрывания от оборота своих денежных средств и обеспечивают сбыт своей продукции Главным недостатком бартера для поставщика (экспортера) является невозможность получения финансовых ресурсов за поставленный товар. Кроме того, у поставщика (экспортера) могут возникнуть трудности с реализацией товара Б, полученного от покупателя (импортера), если необходимость В обороте этого продукта у поставщика (экспортера) отсутствуют. Затруднения у покупателя (импортера) может вызвать лишь выбор контрагента из списка поставщиков (экспортеров), который согласится па проведение бартерной операции.

  1. Компенсации – согласие поставщика (экспортера) на оплату своих поставок частично или полностью товарами или услугами.   При  компенсации,  как правило,   экспортные поставки и компенсационные обязательства фиксируются в одном контракте. Но экспорт и компенсационная поставка проводятся и оплачиваются раздельно, независимо друг от друга.

Иногда   в  компенсации   участвует   третий   партнер   или несколько фирм, которым переуступаются обязательства  по компенсационным поставкам.  В этом случае поставщик (экспортер) получает выручку от продажи компенсационного товара  за вычетом суммы, необходимой для поддержания цены, необходимость объясняется тем, что компенсационный товар часто может быть продан лишь со скидками в цене, что заставляет поставщиков (экспортеров) учитывать в предложении товаров неизбежное снижение пены. Со стороны покупателей (импортеров) компенсация сопряжена с рядом рисков, первых, если поставщик (экспортер) использует эту форму встречной сделки, то он себя дискредитирует тем, что его товар может быть или является неконкурентоспособным с точки зрения качества или обслуживания. Во-вторых, покупатель (импортер) при перепродаже этого товара должен учитывать возможно заниженный спрос, а соответственно и цену. Компенсация может быть двух видов:

  1. Полная компенсация означает (подобно бартеру) стопроцентный  с точки зрения их стоимости обмен экспортными товарами услугами. Отличие, как правило, в количестве заключаемых  договоров и поставляемой продукции. Так, бартер ограничен двумя товарами и соответствующими договорами.
  2. Частичная компенсация предполагает, что поставщик (импортер) получает часть суммы в денежной форме, а осиную часть—в товарной. Преимуществом в данном случае для поставщика (экспортера) является возможность получения частично или даже полностью денежного эквивалента за поставленный товар. В свою очередь аналогичный фактор является недостатком покупателя (импортера), который будет вынужден найти необходимые финансовые ресурсы  для оплаты полученного товара.

Обычно когда  доля товара, оплачиваемая в валюте, составляет 70%, экспортер получает эту  часть стоимости в контракте,  остальная часть выручки от продажи поступает в его распоряжение тогда, когда компенсационный товар будет продан и оплачен.

Встречные закупки – это закупки, при которых поставщик (экспортер) обязуется купить сам или через третье лицо товары из страны покупателя (импортера) в количестве, составляющем определенный процент от стоимости его собственных поставок, и в установленные сроки. Для поставщика (экспортера) встречные закупки выгодны лишь при осуществлении отношений с покупателем (импортером) на долгосрочной основе, а также для поддержания хорошей репутации. В ином случае поставщик (экспортер) подписывает лишь протокол о намерениях, которые пытается сделать как можно менее конкретным. Покупатель же (импортер) старается оговорить четкие условия договора, назначив при этом штраф в случае невыполнения протокола о намерениях. Иногда протокол о намерениях носит условный характер и выступает дополнительной гарантией для покупателя (импортера), а все обязательства сторон оговариваются во внешнеторговом контракте.

Важным моментом является возможность передачи поставщиком (экспортером) своих финансовых обязательств по закупке товаров третьей стороне. Эта сделка носит название «свитч». Обычно она осуществляется в следующей последовательности.

Сделка «свитч»  наиболее выгодна для поставщика (экспортера), который освобождается от своих обязательств по закупке. Трудность может вызвать лишь поиск посредника и поиск снижения цены своего товара А на сумму вознаграждения посредника. Покупателю (импортеру) абсолютно все равно, с каким контрагентом проводить встречную закупку, если это не сказывается на сроках поставки и условиях  платежа.   Посредник соглашается   па  проведение сделки «свитч» из-за возможной необходимости получения товара Б, а также из-за гонорара за посредническую деятельность.

У поставщиков  существует также следующая практика, поставщик (экспортер) делает предварительные закупки (опережающий экспорт), чтобы с помощью поставщика (экспортера) покупатель (импортер) получил сначала валюту для полной или хотя бы частичной оплаты последующего импорта. Данная операция наиболее выгодна для покупателя (импортера), который фактически приобретает статус поставщика (экспортера), сбывая свой товар Б. получая за него деньги и к тому же  получая необходимый ему товар А.

С точки зрения поставщика (экспортера), такая форма  встречной закупки позволяет  ускорить внешнеторговый процесс, в  случае если у покупателя (импортера) отсутствуют в данный момент финансовые средства для оплаты по «классической схеме» встречной закупки. Кроме того, поставщик (экспортер) берет с покупателя (импортера) обязательства по оплате в определенные сроки.

Информация о работе Внешняя торговля в Республике Беларусь