Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа
Изучение проблемы внешней торговли в Беларуси носит актуальный характер в условиях современной жизни. От нее во многом зависит экономическое благополучие каждой страны. Об этом может свидетельствовать и повышенное внимание, которое уделяется проблемам внешней торговли со стороны государства, экономистов и даже рядовых граждан.
Вопросам исследования внешней торговли посвящено множество работ.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Внешняя торговля Беларуси: структура, проблемы, перспективы развития……………………………………………………………………….... 6
1.1 Понятие внешней торговли и история ее развития……………………... 6
1.2 Формы и виды внешней торговли………………………………………… 11
2 Проблемы и перспективы внешней торговли Беларуси…………………. 16
2.1 Современное состояние внешней торговли Беларуси ………………… 16
2.2 Проблемы развития внешней торговли…………………………………. 19
2.3 Перспективы развития внешней торговли………………………………. 23
Заключение……………………………………………………………………. 28
Список использованных источников………………………………………... 30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Внешняя торговля Беларуси:
структура, проблемы, перспективы
развития…………………………………………………………
1.1 Понятие внешней торговли
и история ее развития…………………….
1.2 Формы и виды внешней торговли………………………………………… 11
2 Проблемы и перспективы
внешней торговли Беларуси……………
2.1 Современное состояние
внешней торговли Беларуси …………
2.2 Проблемы развития внешней торговли…………………………………. 19
2.3 Перспективы
развития внешней торговли……………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………... 30
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблемы
внешней торговли в Беларуси носит
актуальный характер в условиях современной
жизни. От нее во многом зависит экономическое
благополучие каждой страны. Об этом может
свидетельствовать и повышенное внимание,
которое уделяется проблемам внешней
торговли со стороны государства, экономистов
и даже рядовых граждан.
Вопросам исследования внешней торговли
посвящено множество работ. В основном
материал, изложенный в учебной литературе,
носит общий характер, а в многочисленных
монографиях по данной тематике рассмотрены
более узкие и отдельные вопросы проблемы
«Внешняя торговля Республики Беларусь:
структура, проблемы, перспективы развития».
Однако, требуется учет современных условий
при исследовании проблематики обозначенной
темы. Поэтому современное состояние внешней
торговли можно проанализировать только
благодаря тем источникам информации,
которые могут дать представление о проблеме
в короткий отрезок времени – специализированные
журналы, сайты министерств, статистические
данные, газеты, а также труды аналитиков,
которые своевременно реагируют даже
на самые незначительные изменения в экономике
страны.
Тема внешней торговли тесно связана с политикой государства, от этого зависят экспортные и импортные отношения с другими странами. И если до начала 90-х годов прошлого столетия внешняя экономика Беларуси была ориентирована на страны социалистического лагеря, республики бывшего СССР, то сегодня наша страна без значительных проблем выходит на международный рынок.
Актуальность этой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Внешняя торговля Республики Беларусь: структура, проблемы, перспективы развития» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа, как пособие для учащихся и студентов.
Объектом данной
работы является анализ темы «Внешняя
торговля Республики Беларусь: структура,
проблемы, перспективы развития».
При этом предметом исследования является
рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных
в качестве задач данного исследования.
Целью исследования
является изучение темы «Внешняя торговля
Республики Беларусь: структура, проблемы,
перспективы развития» с точки
зрения новейших отечественных и
зарубежных исследований по сходной
проблематике.
В рамках достижения поставленной
цели автором были поставлены следующие
задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 разделов, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Раздел первый раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы, понятие термина внешняя торговля. Также дается определение формам и видам внешней торговли.
В разделе втором более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы и перспективы развития внешней торговли в Беларуси. По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения улучшения состояния вопроса.
Таким образом,
актуальность данной проблемы определила
выбор темы работы «Внешняя торговля
Республики Беларусь: структура, проблемы,
перспективы развития», круг вопросов
и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой
проведения исследования явились законодательные
акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания
работы по теме «Внешняя торговля Республики
Беларусь: структура, проблемы, перспективы
развития» послужили базовая учебная
литература, фундаментальные теоретические
труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой
области, результаты практических исследований
видных отечественных и зарубежных авторов,
статьи и обзоры в специализированных
и периодических изданиях, справочная
литература, прочие актуальные источники
информации.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Она представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обмена товарами, услугами, научно-технической продукцией на коммерческой основе. Внешняя торговля может производиться непосредственно между субъектами или с использованием услуг посредников. Субъектами внешней торговли выступают: экспортер – поставщик внешнеторгового объекта и импортер – плательщик по внешнеторговому договору. Посредниками могут являться комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы, агенты, брокеры, дилеры и др.
Комиссионером является субъект, который обязуется по поручению другой стороны (комитента) совершать сделки от своего имени, но за счет комитента. Консигнатором является субъект, который получает на свой склад товары от экспортера (консигнанта) для реализации в течение определенного времени и рассчитывается с последним по мере реализации его товара. Дистрибьютором выступает посредник, осуществляющий торговлю от своего имени и за свой счет. Агент способствует заключению внешнеторговых договоров или заключает их сам от имени экспортера или импортера. С брокером заключается просто посредническое соглашение, согласно которому он совершает сделки по поручению клиента и за его счет. Посредническая деятельность брокеров на бирже отличается от деятельности дилера, который работает как и дистрибьютор, но только на бирже осуществляет посреднические операции от своего имени и за свой счет. [1, с.11 ]
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В последние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инструментами (деривативами), производными от финансовых инструментов, обращающихся на наличном рынке, например облигациями или акциями.
Международная торговля предстает как совокупный объем торговли всех стран мира. Однако термин «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран, совокупный объем внешней торговли стран какого-либо континента, региона, например стран Восточной Европы, и т.п.
Международная торговля характеризуется тремя основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой. Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемы внешней торговли. Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.
Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран, как правило, в долларах США. О ее же развитии можно судить по объему и динамике международного товарооборота, его товарной и географической структуре. [2, с.390 ]
Значение внешней торговли для развития белорусской (как и любой другой национальной) экономики в том, что благодаря ей:
Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами. Развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии». Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI-XVIII веках. Её развитие – один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности.
Существует несколько современных теорий международной торговли:
Меркантилизм – система взглядов экономистов XV – XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита. Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества: