Внешняя торговля в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Изучение проблемы внешней торговли в Беларуси носит актуальный характер в условиях современной жизни. От нее во многом зависит экономическое благополучие каждой страны. Об этом может свидетельствовать и повышенное внимание, которое уделяется проблемам внешней торговли со стороны государства, экономистов и даже рядовых граждан.
Вопросам исследования внешней торговли посвящено множество работ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Внешняя торговля Беларуси: структура, проблемы, перспективы развития……………………………………………………………………….... 6
1.1 Понятие внешней торговли и история ее развития……………………... 6
1.2 Формы и виды внешней торговли………………………………………… 11
2 Проблемы и перспективы внешней торговли Беларуси…………………. 16
2.1 Современное состояние внешней торговли Беларуси ………………… 16
2.2 Проблемы развития внешней торговли…………………………………. 19
2.3 Перспективы развития внешней торговли………………………………. 23
Заключение……………………………………………………………………. 28
Список использованных источников………………………………………... 30

Работа содержит 1 файл

kursach_makroekonomika.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

Оплата продукцией охватывает торговые сделки, главным образом оборудования и станков, при которых покупатель (импортер) оплачивает стоимость (цену) поставки полностью или частично продажей товаров, которые будут изготовлены на этом оборудовании. Эта форма предпочтительна для машиностроительной отрасли. Кроме того, она может быть использована при входе иностранных инвесторов на местный рынок и захвате ими определенного сегмента отрасли на этом рынке. [рудый с.11-16]

Формы международной  торговли можно систематизировать  по трем направлениям. Критериями определения  форм является регулирование, предмет  торговли, взаимодействие субъектов международной торговли. Теоретики международной торговли приводят такую типизацию международной кооперации:

  • по количеству предметов: однопредметная, многопредметная;
  • по количеству сторон: двухсторонняя, многосторонняя;
  • по территориальному охвату: локальная, региональная, межрегиональная, глобальная;
  • по стадиям процесса: производственная, коммерческая;
  • по структуре связей: внутрифирменная, внутриотраслевая, межотраслевая, горизонтальная, вертикальная, смешанная;
  • по организационной форме: договорная, совместные программы, совместное предприятие;
  • по объектам связей: производственная, научно-техническая, сбытовая, маркетинговая, промышленное сотрудничество.

Торговля в  сочетании с кооперацией предусматривает  заключение контрактов связывающих  производственные процессы независимых фирм. В зависимости от степени интеграции различают производственную, сбытовую, производственно-сбытовую и торговлю в составе консорциумов. 
Популярной разновидностью международной торговли в последнее время стала компенсационная торговля в форме товарообменной (бартерной торговли), встречной торговли в виде обратной закупки продукции или компенсационных соглашений. Последние могут заключаться в виде: собственно, компенсационных соглашений, обратной закупки, соглашения, предусматривающие возмещение.

Говоря о регулировании  мирового рынка сырья, необходимо отметить, что оно происходит двумя методами это заключение международных товарных соглашений (Маракерское соглашение по созданию Мировой организации  торговли) с учетом программ развития, стабилизации, административного управления и создание международных отраслевых организаций, как например объединений стран экспортеров нефти (ОПЕК). [4, с. 121-125]

Виды внешней  торговли:

  1. Аукционная торговля – публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. В этом случае объект приобретается победителем аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами.
  2. Биржевая торговля - процесс перехода прав собственности на акции и другие ценные бумаги на организованных торговых площадках (биржах). Первичное размещение эмиссии акций позволяет получить средства для деятельности предприятия. Вторичный оборот лишь изменяет собственников акций, но не приносит прямого дохода предприятию. Однако биржевая котировка акций позволяет определить истинную цену предприятия.
  3. Бартерная торговля - при которой одна сторона берёт на себя обязательство передать другой стороне некоторое имущество против обязательства другой стороны передать первой имущество равной стоимости (с точки зрения сторон договора).
  4. Транзитная торговля - такой способ продажи, при котором торговая организация поставляет товар покупателю не со своего склада, а непосредственно от поставщика (производителя) товара. То есть товары на склад торговой организации фактически не попадают.
  5. Консигнационная торговля - организация продажи товаров по поручению их владельцев со складов, находящихся за границей.
  6. Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортныхсредств, сооружений производственного назначения и др. Одна из форм кредитования экспорта товаров длительного пользования.
  7. Торговля почтой по каталогу - одна из прогрессивных форм продажи единичных экземпляров или мелких партий продукции через предприятия связи.
  8. Внешнеторговое посредничество - различные торговые фирмы, компа- нии, выполняющие по поручению производителей-экспортеров товаров функции посредников на международных рынках на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения.
  9. Международная патентно-лицензионная торговля – торговля документами, выдаваемыми на определенный срок компетентным государственным органом изобретателю, удостоверяющий авторство и исключи тельное право на изобретение.

 

  1. Проблемы и перспективы внешней торговли Беларуси

 

2.1 Современное  состояние внешней торговли Беларуси

 

Беларусь в 2009 году осуществляла экспортно-импортные  операции с 180 странами мира. Товары поставлялись на рынки 139 государств, импортировалась  продукция из 168 стран. География белорусских поставок по сравнению с началом 2009 года расширилась. В январе прошлого года Беларусь торговала с 127 странами, экспорт осуществлялся на рынки 86 государств, импорт – из 118 стран.

Основными торговыми  партнерами Беларуси в январе-ноябре были Россия (47,3% всего объема товарооборота), Нидерланды (7,7%), Германия (6,3%), Украина (6,1%), Латвия (3,5%), Польша (3,2%), Китай (2,5%), Соединенное Королевство (2,1%), а также Италия, Индия и Бразилия.

Поставки белорусских  товаров в Россию по итогам 11 месяцев 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года сократились на 39,5%) до $6,039 млрд. и составили в объеме экспорта республики 31,7%. Экспорт в Нидерланды уменьшился на 36,7% до $3,234 млрд. Последствия мирового кризиса сказались на торговле Беларуси и со многими другими странами. Так, белорусский экспорт в Украину в январе-ноябре составил $1,543 млрд., или 57% к аналогичному периоду 2008 года, в Латвию - $1,445 млрд. (70,8%), Литву - $336 млн. (57,8%о), Польшу - $732,9 млн. (42,4%). В то же время есть положительные тенденции: экспортные поставки в Германию за 11 месяцев возросли на 12,4%о до $862,9 млн., в Индию - на 61,9% до $473,9 млн.

Объем внешней  торговли товарами Беларуси в январе-ноябре 2009 года составил $44,487 млрд., или 65,9% к уровню аналогичного периода 2008 года. В том числе экспорт снизился до $19,06 млрд. (61,6%) к январю-ноябрю 2008 года), импорт - до $25,427 млрд. (69,6%). По итогам 11 месяцев 2009 года сальдо внешней торговли товарами Беларуси сложилось отрицательное в размере $6,367 млрд. [ 6 ]

Национальный  статистический комитет сообщает, что  в январе— сентябре 2010 года сальдо внешней торговли Беларуси товарами и услугами по методологии платежного баланса сложилось отрицательным  и составило 3 млрд. 772,7 млн. долларов. Согласно прогнозу социально-экономического развития, по итогам 2009 года отрицательное внешнеторговое сальдо не должно превысить 1,5 млрд. долларов. По методологии торгового баланса, учитывающей данные Государственного таможенного комитета, в январе— сентябре 2009 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами сформировалось в 5 млрд. 21,3 млн. долларов (в январе—сентябре 2009 года — минус 4 млрд. 245,1 млн.).

Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней  торговли товарами Белстат называет экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и


Таблица 1 –  Торговый баланс Республики Беларусь

(в фактических  ценах, млн. $)

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем внешней торговли Республики Беларусь

10 367 

15 972 

15 737 

17 113 

21 504 

30 265 

32 687 

42 085 

52 968 

71 952 

49 873 

60 168

Экспорт

4 803 

7 326 

7 451 

8 021 

9 946 

13 774 

15 979 

19 734 

24 275 

32 571 

21 304 

25 284

Импорт

5 564 

8 646 

8 286 

9 092 

11 558 

16 491 

16 708 

22 351 

28 693 

39 381 

28 569 

34 884

Сальдо

-761

-1320

-835

-1071

-1612

-2717

-729

-2617

-4418

-6810

-7265

-9600

Со странами СНГ

6 704 

10 469 

10 291 

10 679 

13 484 

19 201 

18 202 

23 121 

30 237 

40 317 

27 540 

34 172

Экспорт

3 027 

4 399 

4 494 

4 384 

5 435 

7 318 

7 060 

8 609 

11 221 

14 360 

9 316 

13 636

Импорт

3 677 

6 070 

5 797 

6 295 

8 049 

11 883 

11 142 

14 512 

19 016 

25 957 

18 224 

20 536

Сальдо

-650

-1671

-1303

-1911

-2614

-4565

-4082

-5903

-7795

-11597

-8908

-6900

Из них с  Россией

5 150 

9 315 

9 401 

9 899 

12 482 

17 704 

15 834 

19 944 

26 084 

34 059 

23 444 

28 035

Экспорт

2 185 

3 710 

3 963 

3 977 

4 880 

6 485 

5 716 

6 845 

8 879 

10 552 

6 718 

9 954

Импорт

2 965 

5 605 

5 438 

5 922 

7 602 

11 219 

10 118 

13 099 

17 205 

23 507 

16 726 

18 081

Сальдо

-780

-1895

-1475

-1945

-2722

-4734

-4402

-6254

-8326

-12955

-10008

-8127

Со  странами вне СНГ

3 663 

5 503 

5 446 

6 434 

8 020 

11 064 

14 485 

18 964 

22 731 

31 635 

22 333 

25 996

Экспорт

1 776 

2 927 

2 957 

3 637 

4 511 

6 456 

8 919 

11 125 

13 054 

18 211 

11 988 

11 648

Импорт

1 887 

2 576 

2 489 

2 797 

3 509 

4 608 

5 566 

7 839 

9 677 

13 424 

10 345 

14 348

Сальдо

-111

351

468

840

1002

1848

3353

3286

3377

4787

1643

-2700


 

Примечание  – источник [7]

 

 

 

 

комплектующие). За девять месяцев 2010 года в страну ввезено промежуточных товаров на 14,7 млрд. долларов (на 37,2% меньше, чем за январь—сентябрь 2009 года). Экспорт промежуточных товаров составил 10,6 млрд. долларов, что на 45,4% меньше уровня девяти месяцев прошлого года.

Более 50% стоимостного объема экспорта и импорта промежуточных  товаров составляют энергетические товары. На внешний рынок их поставлено на 5 млрд. 469,3 млн. долларов, что на 43,1% меньше, чем в январе—сентябре 2009 года. Импорт энергетических товаров составил 7 млрд. 903,9 млн. долларов, сократившись на 32,1%. Сальдо внешней торговли энергоносителями сложилось отрицательное в 2 млрд. 434,6 млн. долларов, что на 404,5 млн. больше показателя за 9 месяцев прошлого года.

Величина отрицательного сальдо торговли потребительскими товарами в январе—сентябре 2010 года уменьшилась на 460,3 млн. долларов по сравнению с январем—сентябрем прошлого года. Формирование отрицательного сальдо внешней торговли потребительскими товарами обусловлено результатом экспортно-импортных операций с товарами непродовольственной группы. Величина отрицательного сальдо по данной группе составила 641,8 млн. долларов (в январе—сентябре 2008 года — 857,2 млн. долларов). Значительно сокращены поставки на внешний рынок мебели (на 140,1 млн. долларов), холодильников и морозильников (на 102,1 млн.), плитки керамической (на 40,8 млн.).

Внешняя торговля продовольственными товарами в январе—сентябре 2010 года характеризовалась положительным значением сальдо, которое 
составило 454,5 млн. долларов. По сравнению с соответствующим 
периодом 2009 года сальдо увеличилось на 244,9 млн. долларов, или в 2,2 
раза.

Количество  предприятий, которые участвуют  в процессе внешней торговли на 2009 год по каждой отдельно взятой области Беларуси значительно увеличилось в сравнении с 2009 годом. Так как 2010 год был кризисным для белорусской экономики, многие предприятия были вынуждены более активно искать новые рынки сбыта своей продукции за пределами страны. По данным Белстата на начало 2010 года, в прошлом году статистика по предприятиям разных форм собственности, которые вовлечены во внешнюю торговлю была такой: Брестская область - 262, Витебская - 372, г. Минск - 906, Гомельская область - 617, Гродненская - 288, Минская - 234, Могилёвская область - 405. Более того, ЕС уже длительное время является одним из основных потребителей белорусского экспорта, и в наших торгово-экономических отношениях сохраняется устойчивая положительная динамика. Так, за период с 2000 года белорусский экспорт в ЕС увеличился более чем в 20 раз. Торговое сальдо, которое в 2000 году было отрицательным, с 2003 года складывается в пользу Республики Беларусь и в 2008 году составило около 6 млрд. долл. В 2008 году на долю ЕС пришлось 44% от общего объема всех экспортных поставок из республики.

Информация о работе Внешняя торговля в Республике Беларусь