Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа
В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………6
1.1. Понятие, сущность мировой торговли услугами ……………………………6
1.2. Регулирование рынка услуг………………………………………………….9
1.3. Место торговли услугами в международных экономических отношениях………….……………………………………………………….……13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ…..18
2.1. Анализ динамики внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года………………………………………………………18
2.2. Структура внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………………………………..………..21
2.3. Основные направления внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………….………………..26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ И В МИРЕ…………………………….31
3.1. Проблемы совершенствования внешней торговли услугами……………31
3.2. Перспективы совершенствования внешней торговли услугами…………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
этой связи правительству РФ следует
проводить более
3.2.
Перспективы совершенствования
внешней торговли услугами
Рассмотрим основные тенденции развития мирового рынка услуг в таблице 9 (см. Приложение 9).
Проанализировав международный рынок услуг можно сделать вывод, что данном на мировом рынке происходят существенные трансформации и на это влияет множество факторов. Прежде всего, необходимо заметить, что рынок услуг в целом начинает занимать ведущую долю в мировой экономике и при этом оказывает значительное влияние на мировой рынок товаров.
Проведем SWOT-анализ проблем и перспектив России на мировом рынке услуг в таблице 10 (см. Приложение 10).
В ходе исследования был произведён подробный анализ внешней среды – как мирового рынка услуг в целом, так и региональных рынков услуг. Были оценены все возможности мирового рынка услуг, а также внедрение данного рынка во все отрасли экономики.
По результатам исследований были приняты и, впоследствии, реализованы ряд технологических и стратегических решений.
В частности, несмотря на общее положительное состояние данного мирового рынка, было выявлено, что это еще не предел всех возможностей и необходимо предпринять меры по рационального его расширению. Можно предложить следующие рекомендации и сформулировать чёткую стратегию на пятилетний период.
Рекомендации, выработанные в ходе исследования, приведены в таблице 11 (см. Приложение 11).
Проанализировав все плюсы и минусы для рынка услуг необходимо придерживаться стратегии дифференциации и расширять свои возможности как в количестве так и в качестве мировых услуг.
Применение методов грамотного стратегического планирования позволит мировому рынку услуг стать лидером на мировом рынке и оставить позади мировой рынок товаров.
Таким образом, опережающее развитие сферы услуг – один из атрибутов «сервисной экономики», возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Относясь к «третичному сектору» современной экономики, сфера услуг играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости; в развитых странах в этой сфере ныне занято от 2/3 до 80% экономически активного населения.
Фактически объемы и темпы роста международной торговли услугами выше официальных, что объясняется несовершенством и большими различиями национально-государственных систем подсчета услуг, в том числе их международных форм.12
Одной
из важнейшей закономерностей
Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни. Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства.
«Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг. Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. 13
Причинами, стимулирующими быстрое возрастание мирового рынка услуг являются следующие:
В общем, прослеживаются следующие основные направления совершенствования внешней торговли услугами:
качества мировых услуг, эффективности и производительности.14
Произойдет совершенствование и обновление следующих основных сфер рынка услуг:
Таким образом, главную роль в развитии рынка услуг играет глобализация. Глобализация резко усиливает процесс потоков услуг, а также капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств. Глобализация имеет долговременный характер, а ее движущей силой является, прежде всего, революция в сфере информационно-коммуникационных технологий, либерализация рынков и обострение международной конкуренции.15
Вывод: внешнеторговый оборот России за последние 18 лет значительно увеличился, но его рост происходил в основном за счет повышения стоимости нефти и других энергоносителей и увеличения их доли в общей структуре экспорта.
По существующим прогнозам, в ближайшие годы резко возрастет мировой экспорт нанотехнологичной продукции, биотехнологичных и фармацевтических товаров, высокотехнологичных машин и оборудования, Россия имеет шанс совершить технологический прорыв, вкладывая средства от экспорта энергоносителей в развитие данных отраслей.
Таким образом можно минимизировать риски, указанные в Стратегии национальной безопасности. «Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции». Минимизация данных рисков позволит в долгосрочной перспективе не только обеспечить экономическую безопасность России, но и даст ей возможность существенно повысить свой статус в мировой экономике и политике.
По
мере развития общества, роста производительных
сил происходит определенное развитие
сферы услуг. Наблюдается увеличение
занятости в этой сфере, рост технической
оснащенности труда, внедрение все
более совершенных технологий. Постепенно
выросли потребности промышленных
компаний в высококачественных деловых
услугах, связанные с разнообразными и
сложными проблемами их реструктуризации
и развития – техническими, сбытовыми,
управленческими и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены теоретические и практические основы внешней торговли услугами.
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. Услуги обладают своими специфическими особенностями, влияющими на характер и структуру международной торговли услугами. Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
Рынок торговли услугами требует государственного регулирования, что обуславливает разработку и введение в действие широкого спектра нормативно-правовых актов различного уровня.
В России данные документы включают федеральные законы, кодексы, постановления различных инстанций и соглашения с зарубежными странами. Также важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций (ВТО, ИКАО и др.).
Мировая торговля услугами характеризуется динамичным развитием, превышающим развитие мировой торговли товарами. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Среди них наиболее влиятельные страны: США, Великобритания, ФРГ, Франция – на них приходится 44% всего мирового экспорта услуг. России, хотя она и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных и других услуг, их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база и недостатки хозяйственного механизма.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ динамики, структуры и основных направлений внешней торговли услугами в России. Анализ показал, что динамика внешней торговли услугами в России характеризуется динамичным развитием: За 2005-2009 гг. внешнеторговый оборот по услугам возрос на 101868 млн.долл.США. При этом в структуре внешней торговли услугами превалирует импорт услуг, который составляет 76357 млн.долл.США против 51306 млн.долл.США объемов экспорта в 2009 году. За исследуемый период наблюдается снижение роли внешней торговли услугами в структуре внешнеторгового оборота Российской Федерации: доля услуг в внешнеторговом обороте сократилась на 13,8% и составила 16,7%.