Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа
В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………6
1.1. Понятие, сущность мировой торговли услугами ……………………………6
1.2. Регулирование рынка услуг………………………………………………….9
1.3. Место торговли услугами в международных экономических отношениях………….……………………………………………………….……13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ…..18
2.1. Анализ динамики внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года………………………………………………………18
2.2. Структура внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………………………………..………..21
2.3. Основные направления внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………….………………..26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ И В МИРЕ…………………………….31
3.1. Проблемы совершенствования внешней торговли услугами……………31
3.2. Перспективы совершенствования внешней торговли услугами…………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Внешняя торговля услугами включает как экспорт услуг из Российской Федерации, так и импорт услуг в Российскую Федерацию.
Рассмотрим динамику внешней торговли услугами Российской Федерации по данным Федеральной таможенной службы в таблицах 1 и 2 (см. Приложение 1 и 2).
Как можно увидеть по таблице 1, динамика внешней торговли услугами является положительной, а объемы импорта превышают объемы экспорта.
За 2005-2009 гг. внешнеторговый оборот по услугам возрос на 101868 млн.долл.США.
Данную динамику можно проиллюстрировать на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика оборота по услугам за 2005-2009 гг.
Источник: Федеральная Таможенная Служба
Российской Федерации http://www.customs.ru/
Как можно увидеть из рисунка 1, рост оборота внешней торговли услугами Российской Федерации является последовательным и равномерным.
Причем,
согласно таблицы 1, динамично возрастают
объемы как экспорта услуг, так и
импорта услуг (рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика объемов экспорта и импорта услуг Российской Федерации в 2005-2009 гг.
Источник: Федеральная служба государственной
статистики Российской Федерации http://www.fsgs.ru/
Рисунок 2 демонстрирует, что объемы импорта превышают объемы экспорта услуг. За рассматриваемый период 2005-2009 гг. объемы импорта услуг возросли на 50127 млн.долл.США. и составили 76357 млн.долл.США.
Объемы экспорта услуг возросли на 31741 млн.долл.США и составили 51306 млн.долл.США.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внешняя торговля услугами представлена в России импортом услуг в большей степени, чем экспортом, причем, как можно увидеть из рисунка 2, ежегодно разрыв между экспортом и импортом услуг увеличивается. В 2009 году объемы импорта услуг превышают экспорт на 49%, тогда как в 2005 году данное соотношение составляло 34%.
Далее
необходимо определить роль внешней
торговли услугами в общем внешнеторговом
обороте Российской Федерации. Для
этого необходимо определить долю внешнеторгового
оборота по услугам в общей
структуре внешнеторгового
По таблице 2 видно, что внешнеторговый оборот Российской Федерации имеет тенденцию к динамичному росту. Так, за рассматриваемый период 2005-2009 гг. общий внешнеторговый оборот возрос на 613569 млн.долл. США. В структуре внешнеторгового оборота возросли как импорт (на 246999 млн.долл. США), также и экспорт на 366570 млн.долл. США. При этом, по сравнению с внешней торговлей услугами, в структуре общей внешней торговли Российской Федерации экспорт превышает импорт.
Рассмотрим динамику внешнеторгового оборота Российской Федерации по сравнению с динамикой внешней торговли услугами на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика внешнеторгового оборота Российской Федерации по сравнению с динамикой внешней торговли услугами в 2005-2009 гг.
Источник: Федеральная служба государственной
статистики Российской Федерации http://www.fsgs.ru/
Как можно увидеть из рисунка 3, развитие внешней торговли Российской Федерации в целом является более динамичным, чем развитие внешней торговли услугами.
По рисунку 3 проведен анализ доли внешней торговли услугами в структуре внешнеторгового оборота Российской Федерации. Как показал данный рисунок, доля внешней торговли услугами в структуре внешнеторгового оборота Российской Федерации за исследуемый период имеет тенденцию к снижению. В частности, если в 2005 году доля внешней торговли услугами в структуре внешнеторгового оборота Российской Федерации составляла 30,6%, то в последующие годы (2006-2009 гг.) не превышала 16-17%.
При
этом снизилась доля как импорта услуг
в общей структуре импорта Российской
Федерации, составив 26,2%, тогда как в 2005
году составляло 58,5%, так и доля экспорта
услуг в общей структуре экспорта: если
в 2005 году услуги обеспечивали 18,6% экспорта
Российской Федерации, то в 2009 году данный
показатель составил 10,9%.
2.2. Структура внешней
торговли услугами Российской
Федерации
Структура
внешней торговли услугами Российской
Федерации характеризуется
Структура экспорта услуг представлена в таблице 3 (см. Приложение 3).
Данные таблицы 3 показывают, что из Российской Федерации экспортируется широкий спектр различных услуг, в том числе транспортные услуги, поездки, финансовые, строительные и страховые, компьютерные и информационные, услуги в сфере культуры и отдыха, а также государственные услуги.
Динамика экспорта всех видов услуги является положительной. Рассмотрим структуру экспорта услуг в 2005 году на рисунке 4.
Рисунок 4. Структура экспорта услуг в 2005 году.
Источник: Федеральная служба государственной
статистики Российской Федерации http://www.fsgs.ru/
Как можно увидеть из рисунка 4, в 2005 году экспорт услуг обеспечивался в основном транспортными услугами – 39% всего экспорта услуг.
Кроме того, прочие деловые услуги составляли 25%, организация поездок – 18%.
Также были развиты строительные услуги – 9%.
Экспорт
остальных услуг оставался
Рассмотрим структуру экспорта услуг в 2009 году.
Рисунок 5. Структура экспорта услуг в 2009 году.
Источник: Федеральная служба государственной
статистики Российской Федерации http://www.fsgs.ru/
Как можно увидеть из рисунка 5, структура экспорта услуг в 2009 году по сравнению с 2005 годом особых изменений в части основных экспортируемых услуг не претерпела. Снизилась доля транспортных услуг на 10% и составила 29,3%. При этом возросла доля услуг по организации личных и деловых поездок и составила 23,3%, тогда как в 2005 году составляла 18,24%.
В
связи с развитием
Проанализируем структуру импорта услуг в таблице 4 (см. Приложение 4).
Импорт услуг также характеризовался динамичным развитием. Возросли объемы импорта всех видов услуг, в частности, наибольший рост пришелся на услуги по организации поездок, в основном – личных, а также прочих деловых услуг, транспортных услуг (преимущественно воздушным транспортом), а также строительных услуг.
Структура импорта услуг представлена на рисунках 6 и 7 (2005 и 2009 годы соответственно).
Рисунок 6. Структура импорта услуг в 2005 году
Источник: Федеральная служба государственной
статистики Российской Федерации http://www.fsgs.ru/
Как можно увидеть из рисунка 6, наибольшую долю занимают услуги по организации поездок – 33% импорта. Далее следуют деловые услуги – 22%, транспортные – 16%, а также строительные услуги – 10,6%.
Доля остальных видов услуг является низкой и сохраняется на уровне до 3-5%.
Рассмотрим,
как изменилась структура импорта
в 2009 году на рисунке 7.
Рисунок 7. Структура импорта в 2009 году.
Источник: Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации http://www.fsgs.ru/
Как можно увидеть из рисунка 7, в 2009 году структура импорта услуг не изменилась. Наибольшую долю также занимают организация поездок – 32,6%, транспортные услуги – 17%, деловые услуги – 20,9%. Строительные услуги возросли на 1%, роялти и лицензионные платежи на 1,8%.
Остальные
виды услуг также изменились незначительно
и остались по занимаемой доле на уровне
2005 года.
2.3.
Основные направления внешней
торговли услугами Российской
Федерации
Анализ основных направлений внешней торговли услугами позволяет выявить, с какими странами осуществляется обмен услугами. Рассмотрим основные направления экспорта услуг в таблице 5 (см. Приложение 5).
Согласно таблицы 5, основное направление экспорта услуг – страны дальнего зарубежья – около 80% всех услуг экспортируется в страны дальнего зарубежья.
40%
экспорта услуг осуществляется
в страны Евросоюза. Доля
В страны АТЭС объемы импорта снизились и составили 13,8%, тогда как в 2007 году составляли 17,3%. При этом наибольшая часть экспорта направляется в США – 7,3%.
В
государства-участники СНГ
Основными
партнерами по экспорту российских услуг
(с годовым объемом выше 1 млрд. дол.) являются
США, Германия, Великобритания, Швейцария,
Кипр. Более половины объема торговли
услугами приходится на 12 стран, у которых
стоимость годового потребления российского
экспорта превышает рубеж в 500 млн. дол.,
а предоставление услуг России – 800 млн.
долларов. Эти данные представлены в таблице
6 (см. Приложение 6).
Рассмотрим основных партнеров по экспорту российских услуг на рисунке 8.
Рис.8 Экспорт (страны-потребители) услугами Российской Федерации, млн. дол. США.
Источник: По данным International Financial Statistics Yearbook. – International Financial Statistics.
Согласно рисунку 8, объем доли (%) экспорта в США повысился на 1,4%, тогда как в 2005 году она составляла 8,9%. Помимо США, повысились у Великобритании (3,8%), Кипра (0,7%) и Турции(0,1%). У Германии и Китая, доля экспорта осталась прежней. У остальных стран доля экспорта снизилась от 0,1 – 0,9%. Доля экспорта всех 12 стран повысилась на 4%.
Данные по направлениям импорта представлены в таблице 7 (см. Приложение 7).
Согласно таблицы 7, импорт услуг в Российскую Федерацию осуществляется в основном из стран дальнего зарубежья – 90% импорта. Страны Евросоюза занимают долю в 42,9%, в основном это Германия (6,6%), Великобритания (7%), Финляндия (4,4%).
Импорт из США составляет 5% всего импорта услуг Российской Федерации.
Из государств-участников СНГ импортируется 9,8% услуг, в основном это такие страны, как Украина (3,9%), Беларусь (1,3%) и Казахстан (1,5%).
По импорту главные партнеры (с годовым объемом выше 2 млрд. дол.) – Турция, Великобритания, Германия, Финляндия, США. Более половины объема торговли услугами приходится на 12 стран, у которых стоимость годового потребления российского экспорта превышает рубеж в 500 млн. дол., а предоставление услуг России – 800 млн. долларов. Эти данные представлены в таблице 8 (см. Приложение 8).
Рассмотрим основных партнеров по импорту российских услуг на рисунке 9.
Рис.9 Импорт (страны-поставщики) услугами Российской Федерации, млн. дол. США.
Источник: По данным International Financial Statistics
Yearbook. – International Financial Statistics.
Согласно рисунку 9, объем доли (%) импорта снизилась у таких стран, как Турция (1,6%), Финляндия (2%) и Франция (0,3%). Повысилась доля импорта у таких стран, как США (1,2%), Египет (0,9%), Кипр (0,5%), Швейцария (0,5%), Италия (0,4%), Германия (0,3%), Голландия (0,3%), Великобритания (0,2%), а объем доли экспорта Китая осталась прежней. Доля импорта всех 12 стран снизилась на 0,5%.
Вывод: динамика внешней торговли услугами характеризуется динамичным развитием. При этом в структуре внешней торговли услугами превалирует импорт услуг. За исследуемый период наблюдается снижение роли внешней торговли услугами в структуре внешнеторгового оборота Российской Федерации. Внешняя торговля услугами представлена в России импортом услуг в большей степени, чем экспортом, причем, как можно увидеть из рисунка 2, ежегодно разрыв между экспортом и импортом услуг увеличивается. В 2009 году объемы импорта услуг превышают экспорт на 49%, тогда как в 2005 году данное соотношение составляло 34%.