Внешняя торговля услугами России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………6
1.1. Понятие, сущность мировой торговли услугами ……………………………6
1.2. Регулирование рынка услуг………………………………………………….9
1.3. Место торговли услугами в международных экономических отношениях………….……………………………………………………….……13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ…..18
2.1. Анализ динамики внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года………………………………………………………18
2.2. Структура внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………………………………..………..21
2.3. Основные направления внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………….………………..26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ И В МИРЕ…………………………….31
3.1. Проблемы совершенствования внешней торговли услугами……………31
3.2. Перспективы совершенствования внешней торговли услугами…………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

(Готовая версия)Внешняя торговля услугами - копия.doc

— 717.50 Кб (Скачать)
  • посреднические услуги
  • лизинг
  • прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

     10. Личные, культурные, рекреационные  услуги:

  • аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
  • прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

     11. Правительственные услуги (поставка  товаров в посольство, консульство,  услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира) .4 

1.2. Регулирование рынка услуг 

     Вплоть  до самого последнего времени рынок  услуг (за исключением финансов) представлял  собой поле деятельности мелких и  средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

     Рост  международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

     К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

     Существенную  роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

     Важной  формой является регулирование торговли услугами в рамках международных  организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).5

     Основная  идея США – крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

     На  пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг и их производство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

     На  практике это означает, что США, проводя  дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных  требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм.

     Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся  сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и  прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

     Результатом переговоров Уругвайского раунда (с  сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации  торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.

     С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании  торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в  пакет документов о создании Всемирной  торговой организации.6

     В России рынок услуг регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.11.2010).
  3. Постановление Правительства РФ от 22.07.2006 N 455 "Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации";
  4. Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи";
  5. Постановление Росстата от 01.02.2006 N 5 (ред. от 25.01.2008) "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 8-ВЭС (услуги) "Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности";
  6. "Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" (подписан в г. Москве 26.02.1999). Раздел 5. Общий рынок услуг.
  7. и другими документами7

     Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу.

     Другой  формой является многостороннее регулирование  внутри интеграционных объединений. В  Европейском союзе, например, сняты  ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами. 
 

      1.3. Место торговли услугами в  международных экономических отношениях 

      Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним  из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства.

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта, причем в ближайшие 2 года эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличится еще на 30%.

     Услуги  растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось  всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.8

     Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

     Абсолютная  величина суммы услуг, отраженная в  статистике Международного валютного  фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими обратно в страну пребывания.

     Трудность подсчета связана с тем, что, как  правило, услуги предоставляются в  комплекте с товарами. Причем стоимость  услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

     Из  статистического учета "выпадают" доходы по банковским и страховым  операциям, если они реинвестированы  в той же стране, в которой были получены.

     В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье "услуги" не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50%.9

     Географическое  распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

     На  мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые  приходится 2/3 мирового экспорта услуг  и более 50% импорта. Доля первой пятерки  составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

     Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней  торговле услугами; вышесказанное, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

     Что касается России, других государств СНГ  и стран Балтии, то хотя они и  обладают потенциальными резервами  для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

     Если  говорить о распределении стоимости  услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый  большой в мире торговый флот принадлежит  Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.

     Для Турции, Испании и ряда средиземноморских  государств большое значение имеет  экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.10

     Вывод: наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. Услуги обладают своими специфическими особенностями, влияющими на характер и структуру международной торговли услугами. Международная торговля услугами включает самые различные виды деятельности: транспортные, строительные, финансовые, информационные, услуги связи и прочие виды услуг. Но не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги.

     Рынок торговли услугами требует государственного регулирования, что обуславливает  разработку и введение в действие широкого спектра нормативно-правовых актов различного уровня.

     В России данные документы включают федеральные  законы, кодексы, постановления различных инстанций и соглашения с зарубежными странами. Также важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций (ВТО, ИКАО и др.).

     Услуги  растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.

     Мировая торговля услугами характеризуется  динамичным развитием, превышающим  развитие мировой торговли товарами. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Среди них наиболее влиятельные страны: США, Великобритания, ФРГ, Франция – на них приходится 44% всего мирового экспорта услуг. России, хотя она и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных и других услуг, их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база и недостатки хозяйственного механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ 

      2.1. Анализ динамики внешней торговли  услугами Российской Федерации  

Информация о работе Внешняя торговля услугами России