Внешняя торговля услугами России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………6
1.1. Понятие, сущность мировой торговли услугами ……………………………6
1.2. Регулирование рынка услуг………………………………………………….9
1.3. Место торговли услугами в международных экономических отношениях………….……………………………………………………….……13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ…..18
2.1. Анализ динамики внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года………………………………………………………18
2.2. Структура внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………………………………..………..21
2.3. Основные направления внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………….………………..26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ И В МИРЕ…………………………….31
3.1. Проблемы совершенствования внешней торговли услугами……………31
3.2. Перспективы совершенствования внешней торговли услугами…………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

(Готовая версия)Внешняя торговля услугами - копия.doc

— 717.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………6

1.1. Понятие,  сущность мировой торговли услугами ……………………………6

1.2. Регулирование рынка услуг………………………………………………….9

1.3. Место  торговли услугами в международных экономических отношениях………….……………………………………………………….……13

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ В РОССИИ…..18

2.1. Анализ  динамики внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года………………………………………………………18

2.2. Структура  внешней торговли услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………………………………..………..21

2.3. Основные  направления внешней торговли  услугами Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года ………………………………….………………..26

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ

 ТОРГОВЛИ  УСЛУГАМИ В РОССИИ И В МИРЕ…………………………….31

3.1.  Проблемы совершенствования внешней торговли услугами……………31

3.2. Перспективы  совершенствования внешней торговли  услугами…………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

     Торговля  услугами с недавних пор по праву  считается самостоятельной важной сферой международных экономических  отношений. В последние десятилетия  эта торговля не только сравнительно быстро увеличивается и значительно  дополняет мировой товарооборот, но и во многом благоприятствует его росту и развитию национальных хозяйств. В частности, международная торговля услугами содействует повышению эффективности материального и нематериального производства, созданию новых рабочих мест, пополнению доходов бюджета и поступлению иностранной валюты для осуществления необходимого импорта. Путем привлечения лучших в мире специалистов и фирм можно, например, добиться более быстрого подъема промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и т.д.

     Актуально это и для Российской Федерации, так как развитие международных  связей приводит к развитию обмена различными услугами (транспортными, туристическими, финансовыми и т.д.). Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.

     Поставка  Россией услуг за границу может  рассматриваться как перспективная  область ее внешнеэкономических  связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики, как и в других странах Запада, а на российском внутреннем рынке будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду. Такой баланс обычно достигается сочетанием частичной либерализации торговли с временным применением протекционистских мер.

     Цель  курсовой работы – рассмотрение теоретических аспектов внешней торговли услугами и практический анализ объемов внешней торговли услугами в Российской Федерации, а также определение направлений совершенствования внешней торговли услугами.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Определить понятие, сущность мировой торговли услугами;
  • Рассмотреть регулирование рынка услуг;
  • Определить место торговли услугами в международных экономических отношениях;
  • Провести анализ динамики, структуры и основных направлений внешней торговли услугами в Российской Федерации;
  • Сделать выводы и определить направления совершенствования внешней торговли услугами в России.

      Поставленная  цель и задачи курсовой работы определяют ее структуру. Так, структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

      Во  введении раскрывается актуальность темы исследования, цели и задачи исследования, приводится описание структуры работы.

      В первой главе курсовой работы проводится теоретическое исследование, в котором определяются понятие и  сущность услуг, особенности организации внешней торговли услугами и т.д.

      Вторая  глава посвящена анализу динамики и структуры, а также основных направлений внешней торговли услугами в Российской Федерации в период за 2005 – 2009 года .

      В третьей главе определяются проблемы и перспективы совершенствования  внешней торговли услугами.

      Заключение  обобщает выводы по работе.

      Список  использованной литературы представлен  нормативно-правовыми документами, учебниками и учебными пособиями, периодикой.

      Практическая  значимость курсовой работы обусловлена  возможностью использования разработанных  рекомендаций при определении направлений  совершенствования внешней торговли услугами в Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 

1.1. Понятие,  сущность мировой торговли услугами 

     Услуги  – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме .1

     Международный рынок услуг – это купля-продажа  услуг на мировом рынке.

     Выделяют  следующие особенности услуг как предмета торговли:

  • отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
  • наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
  • услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
  • неоднородны или изменчивы по качеству;
  • производятся и потребляются одновременно;
  • при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;
  • не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
  • имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
  • ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
  • имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования, как на национальном, так и на международном уровне.

     Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.2

     Торговля  услугами также широко развита, как  и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого  слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

  • неосязаемость
  • невидимость
  • неразрывность производства и потребления
  • неоднородность и изменчивость качества
  • неспособность услуг к хранению

     Именно  в силу неосязаемости и невидимости  большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

     В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи  с этим требуется присутствие  за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.3

     Все многообразие услуг в современной  развитой экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально  более или менее однородных подразделений  общей весьма разнородной структуры:

     1.Транспорт:

  • пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
  • грузовой (международная перевозка грузов)

     2.Поездки:

  • деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
  • личные (например, туризм)

     3.Связь  (услуги почтовой, курьерской, телефонной  и иной связи между резидентами  и нерезидентами)

     4.Строительство 

     5.Страхование 

     6.Финансовые  услуги 

     7.Компьютерные  и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных  программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

     8.Роялти  и лицензионные платежи

     9.Другие  бизнес – услуги:

Информация о работе Внешняя торговля услугами России