Внешняя торговля стран ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внешней торговли стран ЕС.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность внешней торговли;
исследовать особенности внешней торговли стран ЕС;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли стран ЕС.…………5
1.1. Сущность внешней торговли…………………………………………5
1.2. Особенности внешней торговли стран ЕС…………………………...9
Глава 2. Анализ внешней торговли стран ЕС в 2009-2010 гг………….16
2.1. Структура внешней торговли стран ЕС…………………………….16
2.2. Тенденции внешней торговли стран ЕС……………………………23
Глава 3. Пути совершенствования внешней торговли стран ЕС………28
3.1. Прогноз развития внешней торговли стран ЕС…………………….28
3.2. Перспективы сотрудничества стран ЕС с Россией………………...32
Заключение………………………………………………………………..37
Библиография……………………………………………………………..39
Приложение……………………………

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля стран ЕС.doc

— 922.50 Кб (Скачать)

     Ретроспективный анализ показал, что те страны, которые  имеют показатель ВВП выше 100 (100 принято  за средний уровень), все больше и больше вырываются из общей картины. За последнее время наблюдается отдаление восьми стран от среднего уровня при приближении всего лишь трех стран. При этом из всех стран, у которых экономика находится на слабом уровне, шесть стран еще больше экономически ослабли, а шесть поравнялись с общим уровнем.

     В итоге, на конец 2010 года проявлялись все сильнее развивающиеся негативные тенденции для формирования общего экономического уровня Европы.

     Если  обратиться к статистике, то можно  проследить тенденцию отрыва от общего уровня, по сравнению с 2009 годом, Люксембурга  на 11%, Нидерландов на 4% и Дании на 4%. В тоже время прослеживается тенденция отставания Болгарии еще на 2% в сравнении с 2009 годом, Румынии также еще на 2%.

     В октябре 2011 г. Еврокомиссия (ЕК) опубликовала очередной доклад о перспективах экономического развития ЕС. Согласно документу в Европе в текущем году ожидается рост ВВП на уровне 1,5%. При этом прогнозы роста ВВП Еврозоны на следующий год снижены с 1,3 до 0,5%.

     Олли  Рен, комиссар ЕС по экономике и денежно-кредитной  политике, пояснил такой прогноз  тем, что в Европе экономический рост остановился. Кроме того для стран ЕС существует риск новой рецессии [10, с. 175].

     Согласно  предыдущему докладу Еврокомиссии в зоне евро ожидался рост экономики  в этом году на 1,6%, а в следующем  году на 1,8%. К понижению прогнозов также привели нынешние показатели роста экономик Италии и Греции.

     По  прогнозам ЕК в 2012 году госдолг Греции увеличится до 198,3% от ВВП страны. Ранее  этот показатель прогнозировался на уровне 162,8% ВВП. Госдолг Италии по итогам 2012 года составит 120,5% ВВП.

     Хотя  отношения со странами ближайшего окружения  ЕС в последние годы стали для  Евросоюза наиболее перспективными, связи с развивающимися странами по-прежнему важны для европейцев. Стратегия ЕС в отношении «подопечных» ему государств Африки, Карибского бассейна и бассейна Тихого океана включает оказание им экономической поддержки и открытие их рынков для европейцев.

     В 2003-2004 гг. Евросоюз начал переговоры о подписании соглашений о партнерстве  с африканскими государствами, а  затем – со странами Карибского сообщества (КАРИКОМ). Эти договоры призваны развить положения Соглашения Котону, заключенного в 2002 г. Европейским Союзом с 77 странами АКТ в качестве продолжения Ломейских конвенций.

     ЕС  стремится развить экономики, общественные и политические институты и практики демократического управления в государствах АКТ: ведь большинство из них сегодня входят в список беднейших стран мира.  
        ЕС также поощряет создание своими партнерами в Средиземноморье и АКТ субрегиональных интеграционных группировок, которые основывались бы на принципах, присущих самому Европейскому Союзу. Брюссель полагает, что подобные региональные объединения помогают отстающим странам лучше интегрироваться в глобальную экономику. Очевидно, и самому ЕС проще и выгоднее строить экономическое взаимодействие с «себе подобными объединениями», а не с разрозненными и очень разнородными государствами в отдельности. Не случайно дипломатия ЕС уделяет внимание диалогу сразу с большими группами государств – всеми странами АСЕАН или всеми государствами Латинской Америки.

     Согласно  ежеквартальному прогнозу HSBC Trade Connections1, к 2025 году объем мировой торговли вырастет на 73%. Прогноз показывает, что, несмотря на текущую экономическую  ситуацию и результаты исследования партнеров HSBC среди участников международной торговли, предрекающие снижение уверенности на рынке в ближайшем будущем, торговля до 2015 года ежегодно будет расти на 2%. В целом это соответствует 8%-ному приросту объема торговли с 2011 по 2015 годы, при этом в денежном эквиваленте ежегодный рост составит чуть менее 1 триллиона долларов США [2, с. 132].

     Чтобы извлечь выгоду из выхода на развивающиеся  рынки и смягчить краткосрочные  риски ведения бизнеса в течение  ближайших 5 лет, компаниям важно  найти правильного партнера в лице лидирующего международного банка.

     На  фоне того, как центр международного бизнеса перемещается из развитых стран  в развивающиеся, прогноз HSBC Trade Connections показывает, что страны, наиболее активно  участвующие в международной  торговле, адаптируют свои стратегии, чтобы не потерять конкурентные преимущества. Эти перемены ведут к перекраиванию всемирных цепей поставок, в особенности в Европе, Северной Америке и Японии. Так, немецкие компании все больше работают с партнерами из Восточной Европы (Польшей и Чехией), устанавливая прочные и интегрированные европейские цепи поставок.

     Несмотря  на то, что к 2025 году доля Германии в  мировой торговле может снизиться  с 8,2% до 7,2%, эти инновационные шаги приведут к тому, что ее общий  объем торговли за этот период вырастет с 2,235,7 млрд. долл. США до 3,495,1 млрд. долл. США.

     В целях совершенствования внешней  торговли стран ЕС можно предложить меры поддержки экспорта в странах  ЕС, а именно:

     1. торгово-политические меры, направленные на лоббирование интересов национальных производителей на зарубежных рынках, создание максимально благоприятных торгoвo-политических условий для экспорта товаров на основе заключения двух- и многосторонних соглашений, участия правительств в разрешении торговых споров; борьба с антидемпингом и другими ограничениями на внешних рынках. В этих целях в европейских странах необходимо создавать специальные государственные органы – правительственные комиссии и агентства.

     2. Меры налогово-административного и валютного регулирования внешнеэкономической деятельности, предусматривающие упрощение налоговых процедур и ослабление требований валютного законодательства. Одной из форм поддержки экспорта может стать деятельность специальных экспортно ориентированных экономических зон.

     3. Финансовые меры стимулирования экспортного производства, когда государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора. Финансовая поддержка считается наиболее действенной мерой помощи экспорту и используется в большинстве европейских стран, хотя формы и степень участия государства могут быть различными.

     4. Информационно-консультативное содействие, в рамках которого государство принимает на себя часть затрат на сбор необходимой бизнесу информации, предоставляет сведения об условиях деятельности за рубежом, проводит исследования экспортных рынков, выступает в роли посредника в поиске торговых партнеров.

     5. Промоционные меры – по продвижению национальных товаров и услуг на международные рынки. Наиболее распространенными формами такой помощи государства являются содействие (в том числе финансовое) в организации выставок и ярмарок экспортной продукции, а также участие государства в деятельности экспортных торговых ассоциаций и коммерческих палат, организация рекламы за рубежом за счет средств госбюджета.

     Для обозначенной во второй главе работы проблемы зависимости  от  внутриевропейского  рынка в импорте можно предложить такие мероприятия:

     1. оптимизировать структуру импорта  путем ввоза товаров, способствующих модернизации экономики страны, которые не производятся внутри страны. Для ускорения подобных сдвигов государство должно обеспечить оптимальный инвестиционный климат в стране и востребованность новых технологий и оборудования со стороны предпринимательских структур.

     2. сократить чрезмерную зависимость  от ввоза отдельных товаров (потребительских, непродовольственных). 

3.2. Перспективы сотрудничества  стран ЕС с Россией

     Для укрепления своего статуса  великой  державы в  многополярном мире  Россия  ищет  равноправного  партнерства  с  другими  великими державами,  подчеркивая  особую  заинтересованность  в  развитии торговли.  Эта  стратегия совпадает с аналогичными стремлениями европейцев.

     Такую концепцию России  Х.Тиммерман  объясняет  сильным  влиянием  мощных экономических  и  торговых  групп  на  формирование  международных отношений России. Эти группы (крупные банки, экспортеры нефти и газа в  Западную  Европу,  конкурентоспособные  предприятия, производящие вооружение,  самолеты,  аппаратуру  для  исследования  космоса) заинтересованы в расцвете цивилизованной России путем модернизации и  интернационализации  российской  экономики,  а  это  предполагает мирное международное окружение и партнерство с Западом.

     Сотрудники  ВНИКИ,  доктор  экономических  наук  Л.Сабельников  и  кандидат экономических  наук  Е.Чеботарева пишут,  что одной из  наиболее прогрессивных форм  современных внешнеэкономических связей является  международное промышленное  сотрудничество (МПС), включающее  производственную  специализацию и кооперацию, совместную исследовательскую и предпринимательскую деятельность в рамках конкретных проектов, обмен  научно-технической информацией, патентами,  лицензиями  и  пр. [7, с. 164]

     Сравнительно  быстрое  развитие  МПС  в течение  двух последних десятилетий происходит под влиянием научно-технического прогресса (НТП), что обусловливает его успешное развитие и в ХХI в. Необходимость  и  целесообразность  развития  МПС  определяется целым  рядом  преимуществ,  которые  оно  дает. 

     С  точки  зрения общенациональных  интересов,  это  прямой  путь  к  формированию современной  структуры  экспорта  в  пользу  обрабатывающей промышленности,  прежде  всего  машинотехнической,  и  к преодолению скрытых  протекционистских  барьеров.

     С  точки  зрения  участников внешнеэкономической  деятельности,  МПС,  включающее  весь  цикл операций  по  созданию  и  реализации  продукции  на  рынках  стран-партнеров,  позволяет  вовлечь  в  эту  деятельность  широкий  круг предпринимателей,  включая  мелких  и  средних;  открывает  доступ  к новым  технологиям  и  общемировым  стандартам;  обеспечивает устойчивость и долговременный характер хозяйственных связей.

     Во  всем мире МПС  расширяется  при  поддержке национальных  правительств  и международных  организаций.

     Поскольку  Россия  располагает  богатыми природными  ресурсами,  значительными  интеллектуально-кадровыми ресурсами, ей тоже было бы чрезвычайно важно расширить свое участие в  международном промышленном сотрудничестве  с  тем,  чтобы полнее использовать  преимущества  этой  формы  внешнеэкономических  связей. Однако  неопределенная  политическая  ситуация,  кризисное  состояние экономики  затрудняют  поиски  партнеров  по  МПС  среди  зарубежных стран,  и  страна  по-прежнему  ориентируется  главным  образом  на традиционную куплю-продажу товаров [7, с. 183].

     Наиболее  перспективными в плане такого сотрудничества являются отношения России с Европейским союзом и его странами-членами.

     Во-первых, существует обоюдная заинтересованность России и ЕС в развитии  взаимной  торговли  и  многостороннего  экономического сотрудничества. ЕС является главным торгово-экономическим партнером России,  на  его долю  приходится 35% товарооборота России и до 60% всех  иностранных инвестиций  в ее  экономику.  ЕС,  располагающий мощным промышленным, финансовым и торговым потенциалом (более 2/5  товарооборота мировой торговли) и в стратегическом  плане будет играть  ведущую роль  в российских  внешнеэкономических связях.

     Соответственно  и  Россия  является  для  ЕС  важным  торгово- экономическим партнером  как в настоящее время, так  и в будущем.

     Несмотря  на то, что доля России во внешней  торговле ЕС составляет только 3,5%, она  относится  к  числу  основных  импортеров  некоторых сельскохозяйственных  продуктов  в  страны  ЕС  и  поставляет 20% потребляемого  в  ЕС  газа  и 16% нефти.

     Постепенно Россия сможет увеличить свой импорт, в том  числе  современной  наукоемкой  продукции.  Ввиду  чрезвычайно острой  конкуренции  на  этом  рынке,  ЕС  хотел  бы  опередить  своих основных конкурентов (США и Японию), закрепившись на потенциально емком  российском  рынке.  Кроме  того,  ЕС  разрабатывает  стратегию отношений  с  Россией  на  среднесрочную  перспективу,  включая сотрудничество  в  таких  сферах,  как  структурная  и  промышленная политика, конверсия военного производства, защита окружающей среды и  пр. [7, с. 202]

     ЕС  заинтересован  также  и  в  российском  научном  потенциале, особенно  на  таком  ключевом  направлении  научно-технического прогресса, как информационные технологии.

     Важным  стимулом для развития МПС между  Россией и ЕС является создание  однородной  правовой  среды  путем  сближения законодательства. Поэтому в СМПС зафиксировано стремление России к постепенному  достижению  совместимости  ее  законодательства  с законодательством  ЕС,  в  частности  в  области  регулирования предпринимательской  и  банковской  деятельности,  налогообложения, конкуренции  и  пр. 

Информация о работе Внешняя торговля стран ЕС