Внешняя торговля стран ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внешней торговли стран ЕС.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность внешней торговли;
исследовать особенности внешней торговли стран ЕС;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли стран ЕС.…………5
1.1. Сущность внешней торговли…………………………………………5
1.2. Особенности внешней торговли стран ЕС…………………………...9
Глава 2. Анализ внешней торговли стран ЕС в 2009-2010 гг………….16
2.1. Структура внешней торговли стран ЕС…………………………….16
2.2. Тенденции внешней торговли стран ЕС……………………………23
Глава 3. Пути совершенствования внешней торговли стран ЕС………28
3.1. Прогноз развития внешней торговли стран ЕС…………………….28
3.2. Перспективы сотрудничества стран ЕС с Россией………………...32
Заключение………………………………………………………………..37
Библиография……………………………………………………………..39
Приложение……………………………

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля стран ЕС.doc

— 922.50 Кб (Скачать)

     Курсовая  работа

     Тема: Внешняя торговля стран ЕС 2009-2010 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     Глава 1. Теоретические аспекты внешней  торговли стран ЕС.…………5

     1.1. Сущность внешней торговли…………………………………………5

     1.2. Особенности внешней торговли стран ЕС…………………………...9

     Глава 2. Анализ внешней торговли стран  ЕС в 2009-2010 гг………….16

     2.1. Структура внешней торговли стран  ЕС…………………………….16

     2.2. Тенденции внешней торговли стран  ЕС……………………………23

     Глава 3. Пути совершенствования внешней торговли стран ЕС………28

     3.1. Прогноз развития внешней торговли  стран ЕС…………………….28

     3.2. Перспективы сотрудничества стран  ЕС с Россией………………...32

     Заключение………………………………………………………………..37

     Библиография……………………………………………………………..39

     Приложение……………………………………………………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Развитие нового миропорядка, наступившего с окончанием «холодной войны», с ликвидацией «железного занавеса», разделявшего Европу на Восточную и Западную, связано с достижением стабильности на Европейском континенте. Поэтому вполне оправданно, что большинство не только исследователей, но и обычных людей, так или иначе вовлеченных в глобальный политический процесс, называют в качестве такой стартовой точки образование Европейского союза (ЕС). Сегодня этот процесс ещё не закончен, так как все новые европейские государства изъявляют желание вступить в Евросоюз.

     Региональная  интеграция в  современной  мировой  экономике  –  взаимовыгодная  форма  экономического  сотрудничества  для  стран  с  различным  уровнем  социально-экономического  развития.  Интеграционные  процессы  наиболее  четко  проявились  в  Западной  Европе –  «лаборатории» моделей и механизмов интеграции.

     Несмотря  на широкий спектр  работ, посвященных  характеристике указанных проблем, еще  многие вопросы, связанные с исследованием  разнообразных  аспектов  взаимных  экономических,  и  в  первую  очередь внутрирегиональных торговых  связей  в  условиях  расширения  и  углубления  интеграционного  процесса в Европе,  остаются  не  в  полной  мере  изученными. 

     Актуальность  темы данной работы обусловлена тем, что внешняя торговля является важнейшим сектором экономики любой страны. В настоящее время внешняя торговля является одним из наиболее привлекательных видов деятельности стран ЕС, особенно для малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли.

     Цель  данной работы – разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внешней торговли стран ЕС.

     Данная  цель предполагает решение следующих задач:

      • определить сущность внешней торговли;
      • исследовать особенности внешней торговли стран ЕС;
      • рассмотреть структуру внешней торговли стран ЕС;
      • описать тенденции внешней торговли стран ЕС;
      • дать прогноз развития внешней торговли стран ЕС и определить меры по совершенствованию внешней торговли стран ЕС;
      • охарактеризовать перспективы сотрудничества стран ЕС с Россией.

     В данной работе были использованы труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, таких как Клосс Д.Дж., Берталанфи Л., Бир Ст., Биркгоф Г., Андерсен Б., Виссема Х., Кинг У., Клиланд Д. Масленников В.В., Идрисов А.Б., Фатхутдинов Р.А., Черемных О., Чернышов С.Б. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СТРАН ЕС

1.1. Сущность внешней  торговли

     Внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны с другими странами, и состоит из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров [4, с. 98].

     Внешняя торговля является основной формой международных экономических отношений, так как включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, туристическими, услугами для бизнеса и др.). Во внешней торговле участвуют многие предприятия, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию. Более того, можно сказать, что во внешней торговле участвует каждый человек, покупая импортные товары.

     Существуют  такие формы международной торговли:

     1. Экспорт - вывоз за границу  национальных товаров.

     2. Импорт - ввоз зарубежных товаров  в страну.

     3. Реэкспорт - вывоз ранее ввезённых  товаров.

     4. Реимпорт - ввоз ранее вывезенных  товаров.

     Все теории торговли исходят из предположения, что направления международных  товарных потоков определяются ценами, так как каждый покупатель стремится  получить нужные ему товары с наименьшими затратами. Хотя теория цен в действительности дает лишь неполное объяснение реального механизма внешней торговли, ее вполне достаточно для понимания «выгод от торговли».

     Ключевым  здесь является понятие эффективности  распределения ресурсов. На национальных рынках цены, устанавливаемые различными производителями, под влиянием конкуренции имеют тенденцию к выравниванию; ни один из продавцов не может значительно поднять цену по сравнению с другими, не потеряв при этом покупателей. Производителям приходится увеличивать свою прибыль за счет снижения издержек производства, т.е. более эффективного использования ресурсов. У самого эффективного производителя должны быть наименьшие издержки, самые низкие цены и, как следствие, наибольший объем продаж и наибольший доход. Таким образом, конкуренция способствует эффективности распределения ресурсов путем перераспределения факторов производства в пользу эффективных производителей, у которых больше денег на покрытие затрат и которые побеждают неэффективных производителей в борьбе за факторы производства.

     Выгоды  от внешней торговли проистекают из расширения сферы эффективного распределения ресурсов за границы отдельных государств.

     Страны  мира стремятся продавать национальную продукцию за рубежом и покупать товары в других странах по той же самой причине, по которой отдельные люди что-то продают и что-то покупают вместо того, чтобы пытаться производить все необходимое самостоятельно. Сапожник мог бы сам производить продукты питания и шить одежду, однако ему легко подсчитать, что, изготавливая только обувь и обменивая ее на другие товары, также сделанные мастерами своего дела, он, в конечном счете, получит больше пищи и одежды, чем если бы производил все сам [4, с. 106].

     В основе выгоды от внешней торговли лежит тот же принцип: существует разница между гипотетическими издержками производства данного товара внутри страны и фактическими издержками производства товаров, экспортируемых в счет его оплаты. Например, в одной из стран тонна сахара может быть произведена с затратами в 50 денежных единиц. Если бы эта тонна поступила из-за рубежа, ее пришлось бы оплачивать соответствующим количеством своих товаров. Предположим, что издержки производства этих товаров составляют 30 денежных единиц. Тогда выгода от торговли на тонне сахара достигнет 20 денежных единиц.

     Однако  такой прямой расчет выгоды от внешней торговли, как правило, невозможен. Страна зачастую зависит от импорта товара, который в ней вообще не производится или производится в очень малых количествах, так что никто не знает, во что обойдется национальное производство этого товара в необходимых количествах. Кроме того, существуют товары, которые страна вообще не может производить. Тем не менее, анализ условий внешней торговли позволяет определить некоторые показатели ее выгодности. Наиболее известным из подобных показателей являются «условия торговли по цене единицы товара», которые сопоставляют изменения в цене единиц экспортируемых товаров с изменениями в цене единиц импортируемых товаров.

     Страна способна снизить цену единицы экспортируемого товара, продать его в большем количестве и, в результате, импортировать больше товаров. Следовательно, лучшим показателем выгодности внешней торговли является изменение совокупного объема импорта, который может быть оплачен совокупным объемом экспорта страны, или «условия торговли по доходу» [7, с. 123].

     Практика  показывает, что цены далеко не полностью  определяют потоки товаров и услуг. На едином рынке, где товары и услуги беспрепятственно перемещаются из одного места в другое, конкуренция выравнивает цены, и преимущество получают наиболее эффективные производители. Однако международные рынки далеко не так интегрированы, как национальные. Один из факторов производства – труд (или рабочая сила) – вообще характеризуется низкой мобильностью, за исключением особых обстоятельств; сходные ограничения действуют, хотя и в меньшей степени, и в отношении капитала и сырья.

     Готовая продукция гораздо более подвижна, однако и она не может абсолютно  беспрепятственно перемещаться из страны в страну. Ограничения мобильности отчасти связаны с внеэкономическими факторами, однако не менее важная причина заключается в том, что доля международных транспортных расходов в конечной цене товара обычно выше по сравнению с расходами на транспортировку внутри страны. Таким образом, даже если производство какого-либо товара в данной стране более рентабельно, чем в других странах, это преимущество может исчезнуть в результате высоких транспортных расходов.

     Даже  на совершенном рынке покупатели предпочитают самые дешевые товары, произведенные на желаемом технологическом уровне и соответствующего качества, а не просто наиболее дешевые товары. Поэтому очень трудно найти покупателя на коробку со льдом, хотя она и дешевле холодильника; кроме того, одни холодильники работают лучше других.

     В некоторых случаях страна может  монополизировать навыки и знания, необходимые для производства определенного  вида товара; в других случаях страна пользуется репутацией лучшего по сравнению  с конкурентами производителя отдельного товара. Вместе с тем одной стране редко удается в течение длительного времени сохранять монополию на технологии; гораздо более типична ситуация, когда технологии постепенно распространяются по миру, оказывая тем самым влияние на направление потоков торговли.

     Таким образом, преимуществами участия в международной торговле являются:

      • интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;
      • увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;
      • международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;
      • экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.

1.2. Особенности внешней  торговли стран  ЕС

     Фундамент Европейского Союза был заложен  основополагающим Договором об образовании  Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заключенным в Париже 18 апреля 1951 года.

     В 1957 году были подписаны Римские договоры, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество по атомной энергии (Евратом). Государствами-членами этих сообществ стали Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды (см. таблицу 1.1).

     Таблица 1.1

Страны-члены  Европейского Союза

Дата  вступления в Европейский Союз      Страна Общее количество стран (с нарастающим итогом)
25 марта  1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция      6
1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия      9
1 января 1981 Греция      10
1 января 1986 Испания, Португалия      12
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция      15
1 мая  2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония      25
1 января 2007 Болгария, Румыния      27

Информация о работе Внешняя торговля стран ЕС