Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:58, курсовая работа
Цель данной работы – разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внешней торговли стран ЕС.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность внешней торговли;
исследовать особенности внешней торговли стран ЕС;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли стран ЕС.…………5
1.1. Сущность внешней торговли…………………………………………5
1.2. Особенности внешней торговли стран ЕС…………………………...9
Глава 2. Анализ внешней торговли стран ЕС в 2009-2010 гг………….16
2.1. Структура внешней торговли стран ЕС…………………………….16
2.2. Тенденции внешней торговли стран ЕС……………………………23
Глава 3. Пути совершенствования внешней торговли стран ЕС………28
3.1. Прогноз развития внешней торговли стран ЕС…………………….28
3.2. Перспективы сотрудничества стран ЕС с Россией………………...32
Заключение………………………………………………………………..37
Библиография……………………………………………………………..39
Приложение……………………………
Курсовая работа
Тема:
Внешняя торговля стран ЕС 2009-2010
гг.
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли стран ЕС.…………5
1.1.
Сущность внешней торговли……………
1.2. Особенности внешней торговли стран ЕС…………………………...9
Глава 2. Анализ внешней торговли стран ЕС в 2009-2010 гг………….16
2.1.
Структура внешней торговли
2.2.
Тенденции внешней торговли
Глава 3. Пути совершенствования внешней торговли стран ЕС………28
3.1.
Прогноз развития внешней
3.2.
Перспективы сотрудничества
Заключение………………………………………
Библиография…………………………………
Приложение………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Развитие нового миропорядка, наступившего с окончанием «холодной войны», с ликвидацией «железного занавеса», разделявшего Европу на Восточную и Западную, связано с достижением стабильности на Европейском континенте. Поэтому вполне оправданно, что большинство не только исследователей, но и обычных людей, так или иначе вовлеченных в глобальный политический процесс, называют в качестве такой стартовой точки образование Европейского союза (ЕС). Сегодня этот процесс ещё не закончен, так как все новые европейские государства изъявляют желание вступить в Евросоюз.
Региональная интеграция в современной мировой экономике – взаимовыгодная форма экономического сотрудничества для стран с различным уровнем социально-экономического развития. Интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – «лаборатории» моделей и механизмов интеграции.
Несмотря на широкий спектр работ, посвященных характеристике указанных проблем, еще многие вопросы, связанные с исследованием разнообразных аспектов взаимных экономических, и в первую очередь внутрирегиональных торговых связей в условиях расширения и углубления интеграционного процесса в Европе, остаются не в полной мере изученными.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что внешняя торговля является важнейшим сектором экономики любой страны. В настоящее время внешняя торговля является одним из наиболее привлекательных видов деятельности стран ЕС, особенно для малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли.
Цель данной работы – разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внешней торговли стран ЕС.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
В
данной работе были использованы труды
отечественных и зарубежных ученых и практиков,
таких как Клосс Д.Дж., Берталанфи Л., Бир
Ст., Биркгоф Г., Андерсен Б., Виссема Х.,
Кинг У., Клиланд Д. Масленников В.В., Идрисов
А.Б., Фатхутдинов Р.А., Черемных О., Чернышов
С.Б. и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СТРАН ЕС
1.1. Сущность внешней торговли
Внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны с другими странами, и состоит из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров [4, с. 98].
Внешняя торговля является основной формой международных экономических отношений, так как включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, туристическими, услугами для бизнеса и др.). Во внешней торговле участвуют многие предприятия, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию. Более того, можно сказать, что во внешней торговле участвует каждый человек, покупая импортные товары.
Существуют такие формы международной торговли:
1. Экспорт - вывоз за границу национальных товаров.
2. Импорт - ввоз зарубежных товаров в страну.
3. Реэкспорт - вывоз ранее ввезённых товаров.
4. Реимпорт - ввоз ранее вывезенных товаров.
Все теории торговли исходят из предположения, что направления международных товарных потоков определяются ценами, так как каждый покупатель стремится получить нужные ему товары с наименьшими затратами. Хотя теория цен в действительности дает лишь неполное объяснение реального механизма внешней торговли, ее вполне достаточно для понимания «выгод от торговли».
Ключевым здесь является понятие эффективности распределения ресурсов. На национальных рынках цены, устанавливаемые различными производителями, под влиянием конкуренции имеют тенденцию к выравниванию; ни один из продавцов не может значительно поднять цену по сравнению с другими, не потеряв при этом покупателей. Производителям приходится увеличивать свою прибыль за счет снижения издержек производства, т.е. более эффективного использования ресурсов. У самого эффективного производителя должны быть наименьшие издержки, самые низкие цены и, как следствие, наибольший объем продаж и наибольший доход. Таким образом, конкуренция способствует эффективности распределения ресурсов путем перераспределения факторов производства в пользу эффективных производителей, у которых больше денег на покрытие затрат и которые побеждают неэффективных производителей в борьбе за факторы производства.
Выгоды от внешней торговли проистекают из расширения сферы эффективного распределения ресурсов за границы отдельных государств.
Страны
мира стремятся продавать
В основе выгоды от внешней торговли лежит тот же принцип: существует разница между гипотетическими издержками производства данного товара внутри страны и фактическими издержками производства товаров, экспортируемых в счет его оплаты. Например, в одной из стран тонна сахара может быть произведена с затратами в 50 денежных единиц. Если бы эта тонна поступила из-за рубежа, ее пришлось бы оплачивать соответствующим количеством своих товаров. Предположим, что издержки производства этих товаров составляют 30 денежных единиц. Тогда выгода от торговли на тонне сахара достигнет 20 денежных единиц.
Однако такой прямой расчет выгоды от внешней торговли, как правило, невозможен. Страна зачастую зависит от импорта товара, который в ней вообще не производится или производится в очень малых количествах, так что никто не знает, во что обойдется национальное производство этого товара в необходимых количествах. Кроме того, существуют товары, которые страна вообще не может производить. Тем не менее, анализ условий внешней торговли позволяет определить некоторые показатели ее выгодности. Наиболее известным из подобных показателей являются «условия торговли по цене единицы товара», которые сопоставляют изменения в цене единиц экспортируемых товаров с изменениями в цене единиц импортируемых товаров.
Страна способна снизить цену единицы экспортируемого товара, продать его в большем количестве и, в результате, импортировать больше товаров. Следовательно, лучшим показателем выгодности внешней торговли является изменение совокупного объема импорта, который может быть оплачен совокупным объемом экспорта страны, или «условия торговли по доходу» [7, с. 123].
Практика показывает, что цены далеко не полностью определяют потоки товаров и услуг. На едином рынке, где товары и услуги беспрепятственно перемещаются из одного места в другое, конкуренция выравнивает цены, и преимущество получают наиболее эффективные производители. Однако международные рынки далеко не так интегрированы, как национальные. Один из факторов производства – труд (или рабочая сила) – вообще характеризуется низкой мобильностью, за исключением особых обстоятельств; сходные ограничения действуют, хотя и в меньшей степени, и в отношении капитала и сырья.
Готовая
продукция гораздо более
Даже на совершенном рынке покупатели предпочитают самые дешевые товары, произведенные на желаемом технологическом уровне и соответствующего качества, а не просто наиболее дешевые товары. Поэтому очень трудно найти покупателя на коробку со льдом, хотя она и дешевле холодильника; кроме того, одни холодильники работают лучше других.
В некоторых случаях страна может монополизировать навыки и знания, необходимые для производства определенного вида товара; в других случаях страна пользуется репутацией лучшего по сравнению с конкурентами производителя отдельного товара. Вместе с тем одной стране редко удается в течение длительного времени сохранять монополию на технологии; гораздо более типична ситуация, когда технологии постепенно распространяются по миру, оказывая тем самым влияние на направление потоков торговли.
Таким образом, преимуществами участия в международной торговле являются:
1.2. Особенности внешней торговли стран ЕС
Фундамент Европейского Союза был заложен основополагающим Договором об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заключенным в Париже 18 апреля 1951 года.
В 1957 году были подписаны Римские договоры, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество по атомной энергии (Евратом). Государствами-членами этих сообществ стали Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1
Страны-члены Европейского Союза
Дата вступления в Европейский Союз | Страна | Общее количество стран (с нарастающим итогом) |
25 марта 1957 | Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция | 6 |
1 января 1973 | Великобритания, Дания, Ирландия | 9 |
1 января 1981 | Греция | 10 |
1 января 1986 | Испания, Португалия | 12 |
1 января 1995 | Австрия, Финляндия, Швеция | 15 |
1 мая 2004 | Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония | 25 |
1 января 2007 | Болгария, Румыния | 27 |