Внешняя торговля стран ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внешней торговли стран ЕС.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность внешней торговли;
исследовать особенности внешней торговли стран ЕС;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли стран ЕС.…………5
1.1. Сущность внешней торговли…………………………………………5
1.2. Особенности внешней торговли стран ЕС…………………………...9
Глава 2. Анализ внешней торговли стран ЕС в 2009-2010 гг………….16
2.1. Структура внешней торговли стран ЕС…………………………….16
2.2. Тенденции внешней торговли стран ЕС……………………………23
Глава 3. Пути совершенствования внешней торговли стран ЕС………28
3.1. Прогноз развития внешней торговли стран ЕС…………………….28
3.2. Перспективы сотрудничества стран ЕС с Россией………………...32
Заключение………………………………………………………………..37
Библиография……………………………………………………………..39
Приложение……………………………

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля стран ЕС.doc

— 922.50 Кб (Скачать)
      • Германия,
      • Франция, 
      • Нидерланды,
      • Великобритания, 
      • Италия.

     Увеличение  состава  ЕС  с  15  до  27  стран повлияло  на динамику внутрирегиональной  торговли  каждой  страны-члена  Союза. Вступление  в  региональную  интеграционную  группировку  практически  у всех  стран вызывало  неуклонный  рост  доли  внутрирегиональной торговли в общем  объеме  их товаропотока, что говорит об усилении  торговых  связей   с партнерами  по  Союзу [10, с. 65]. 

     Страны, которые уже являлись членами  ЕС,  также  получили  положительный  эффект  от  расширения  Союза.  У  них  расширились    экономические  связи  с  «новыми»  партнерами  по  Союзу.  Произошла диверсификация экономических  связей. 

     По  результатам 2010 г. главными партнерами стран ЕС стали США, Китай, и Россия, на долю которых приходилось 14,1%; 8,6% и 17,3% соответственно (см. рис. 2.2).

     Рис. 2.2. Товарооборот между ЕС и основными партнерами в 2010 г.

     Из  рисунка 2.2 видно, Что на главных торговых партнеров приходится 40% всей внешней торговли ЕС. При этом следует отметить, что Китай и Россия, в отличие от США, не всегда входили в тройку крупнейших торговых партнеров Евросоюза, а постепенно набирали обороты и стали занимать свои лидирующие позиции лишь с 2003 г. и 2005 г. соответственно.

     На  рисунке 2.3 представим динамику торговых отношений Китая и ЕС по всем видам  товаров.

Рис. 2.3. Динамика товарооборота ЕС и Китая (не включая Гонконг) за 1986-2009 гг., млрд. евро (зеленая линия – импорт; красная – экспорт; синяя – торговый баланс)

     Из  рисунка 2.3 видно, что практически за весь рассматриваемый период торговый баланс ЕС с Китаем был отрицательным за счет значительного превышения китайского импорта над экспортом стран Евросоюза. Как уже было отмечено ранее, эта тенденция только набирает обороты при незначительном снижении уровня товарооборота в 2009 г.

     Из  рисунка 2.3 очевидно, что начиная с 1997 г. и по настоящее время объем экспорта из Китая в ЕС стабильно растет с незначительными отклонениями.

     Товарную структуру внешней торговли Китая и ЕС представим в приложении 1, из которого можно выделить несколько интересных тенденций. Лидирующую позицию в структуре внешней торговли Китая с ЕС занимала категория «Машины и Оборудование» (SITC 7), что довольно просто объясняется их более конкурентоспособной стоимостью. Второе место занимает категория «Другие произведенные продукты» (SITC 6+8). Очевидно, что Китай стал экспортировать больше химикатов, что связано с развитием его химической промышленности (в 2008 г. прирост составил 20%). Также стабильный рост наблюдается и в категории «сырье».

     Российские  торговые отношения складывались иначе. На рисунке 2.4 представлена динамика товарооборота  с ЕС.

Рис. 2.4. Динамика товарооборота ЕС и России за 1986-2009 гг., млрд. евро (зеленая линия  – импорт; красная – экспорт; синяя – торговый баланс)

     Из  рисунка 2.4 видно, что товарооборот отличается своими колебаниями. Во многом эти отклонения связаны с изменениями мировых цен на нефть, поскольку экономика России напрямую зависит от стоимости энергоносителей. Первый серьезный скачок наблюдается в период 1999-2000 гг., когда разрыв в торговом балансе увеличился более чем в 9 раз. Другой пик пришелся на 2008 год, когда мировые цены на нефть достигли своего максимума.

     Что касается структуры товарооборота  России и ЕС, можно отметить, что доминирующую позицию занимает категория «минеральное топливо», наблюдается постепенный рост в поставках оборудования (экспорт европейской техники в Россию), и незначительный рост в категории «химикаты» за счет постепенного увеличения объема поставок со стороны стран ЕС. Справедливо будет заметить, что по всем категориям, кроме сырья и минерального топлива, происходит преобладание европейского экспорта, что свидетельствует о недостаточной развитости и конкурентоспособности нашей промышленности (см. рис. 2.5).

Рис. 2.5. Динамика товарооборота ЕС и России по структуре товаров, млрд. евро

     В отличие от двух рассмотренных выше стран, торговый баланс ЕС с США на протяжении практически всего периода оставался положительным (см. рис. 2.6).

Рис. 2.6. Динамика товарооборота ЕС и США за 1986-2009 гг., млрд. евро (зеленая линия – импорт; красная – экспорт; синяя – торговый баланс)

     Из  рисунка 2.6 видно, что с 1996 г. экспорт США начал доминировать над импортом в страны Евросоюза, а с 2001 г. появился значительный разрыв, что привело к росту положительного сальдо торгового баланса. В этой связи интерес представляет товарная структура внешней торговли между ЕС и США (см. рис. 2.7)

Рис. 2.7. Динамика товарооборота ЕС и США по структуре товаров, млрд. евро

     Из  рисунка 2.7 видно, что большая часть товарооборота между ЕС и США занимает категория «машины и Оборудование». С 2003 г. наметилась тенденция снижения общего объема поставок техники. Причем, если изначально экспорт и импорт машин имели примерно одинаковые показатели, то с 2002 г. экспорт из стран ЕС начал расти. Категория «минеральное топливо» также показывает стабильный рост, а в 2008 г. произошел рост на 43%. 
 
 

2.2. Тенденции внешней  торговли стран  ЕС

     Увеличение  состава Европейского Союза до двадцати семи стран стало импульсом к появлению  на территории Союза зон с высокой взаимной  интенсивностью  товаропотоков [1, с. 310]. 

     Поскольку уровень экономического развития неодинаков, особенно между «старыми» и «новыми» членами еврозоны, то проведение единой финансовой политики оказалось делом весьма затруднительным, что и проявилось в тех огромных трудностях, которые сейчас переживают большинство стран, входящих в еврозону.

     Другое  обстоятельство связано с нынешним трудным финансовым положением большинства  стран еврозоны, особенно государств Южной Европы - Португалии, Италии, Греции, Испании, получивших в последнее  время, по почину английской The Guardian, название PIGS (свинья) - аббревиатура из начальных букв названий стран, произносимая как единое слово, которая сейчас широко используется в популярной печати.

     Бюджетные дефициты указанных стран достигли чрезмерно больших размеров, угрожая  не только финансовому благополучию всего Европейского Союза, но и его целостности. Долги этих стран продолжают неумолимо расти, затраты на обслуживание долга тоже увеличиваются. И все это происходит в период чрезвычайно низких ставок на денежном рынке. Если же мировая экономика начнет выправляться и процентные ставки поднимутся, то выбраться из долговой ямы будет уже совсем не реально. Для некоторых стран дефолты могут стать неизбежными.

     Катализатором центробежных сил в еврозоне стали  также новые члены Евросоюза  из числа восточноевропейских государств - Румынии, Польши, Чехии и Венгрии. Они получили кредиты из европейских банков из стран еврозоны на сумму 1,7 триллиона евро, а выплаты только 2010 года должны составить около 400 млрд.евро. Но нынешнее экономическое положение этих стран вызывает обоснованные опасения в их своевременном возврате. Если такие опасения подтвердятся, то банки-кредиторы Бельгии, Австрии, Италии, Швеции и Греции понесут немалые потери. Государственный долг, а также средняя задолженность на одного жителя восточноевропейских стран по ипотеке ниже аналогичных показателей у других членов еврозоны. Тем не менее, финансовое положение восточноевропейских государств, хотя и не такое сложное, как в PIGS, также служит фактором нестабильности еврозоны [3, с. 44].

     В этой связи во внешней торговле стран ЕС наметилась тенденция к росту дистанционной торговли.

     В наше время высоких технологических  решений и изобретений Интернет для многих людей стал неотъемлемой частью жизненного процесса, а Интернет-магазины предлагают огромный ассортимент самой разнообразной продукции – и все это можно получить, не выходя из дома (см. рис. 2.8).

Рис. 2.8. Дистанционная торговля стран ЕС

     Из  рисунка 2.8 видно, что дистанционная торговля в Европе демонстрирует хороший рост. В 2008 году доход стран ЕС от дистанционной торговли составил около 124 миллиардов евро. Это значительная цифра (показатель роста 13%).   

     На  рисунке 2.9 изображена структура покупок  странах ЕС через Интернет.

Рис. 2.9. Структура покупок странах ЕС через Интернет

     Из  рисунка 2.9 видно, что продукты питания занимают около 5%, очень серьезную долю занимает сфера туристического бизнеса, продажа билетов.

     Что касается одежды и товаров, то это 5% от общего объема дистанционных продаж.

     В развития европейского рынка дистанционной торговли сложились следующие тенденции.

     1. Интенсивное развитие Интернета. Интернет проникает все больше и больше в жизнь европейцев и становится доминирующим каналом продаж.

     2. Каждая компания занимает свою определенную нишу. Очень многие крупные компании во Франции и Германии разорились. Универсальных каталогов становится меньше, и на рынок дистанционной торговли выходят «чистые игроки», занимая  определенную нишу.

     3. Многоканальная торговля. Безусловно, Интернет - это будущее на рынке, но нельзя сказать, что печатные каталоги совершенно ушли из сферы торговли. Будущее заложено в многоканальном подходе, где будут использоваться и Интернет, и каталоги, и  продажи через мобильные телефоны, и другие современные технологии. Таким образом, для успешного развития бизнеса дистанционной торговли  будут использоваться практически все возможные каналы [6, с. 116].

     Сейчас  каталоги также используются и как  средство привлечения к сайтам. Торговля по каталогам остается такой же важной и значимой, но она адаптируется к новым условиям рынка. Меняются объем торговли и сами каталоги, они уже не такие большие, это могут быть более или менее объемные каталоги, специализированные и охватывающие все каналы продаж. Используются различные приемы привлечения клиента, например рассылка, которая следует за распространением каталога.

     Таким образом, по результатам второй главы  можно сделать вывод.

     Увеличение  состава  ЕС  с  15  до  27  стран повлияло  на динамику внутрирегиональной  торговли  каждой  страны-члена  Союза. Вступление  в  региональную  интеграционную  группировку  практически  у всех  стран вызывало  неуклонный  рост  доли  внутрирегиональной торговли в общем  объеме  их товаропотока, что говорит об усилении  торговых  связей   с партнерами  по  Союзу. 

     Страны, которые уже являлись членами  ЕС,  также  получили  положительный  эффект  от  расширения  Союза.  У  них  расширились    экономические  связи  с  «новыми»  партнерами  по  Союзу.  Произошла диверсификация экономических  связей. 

     В развития европейского рынка сложились следующие тенденции: интенсивное развитие Интернета, который становится доминирующим каналом продаж; занятие каждой компанией своей определенной ниши; многоканальная торговля, в которой для успешного развития бизнеса используются практически все возможные каналы.

     За  период 1960–2010  гг.  доля  взаимного экспорта  ЕС в общем объеме  экспорта  имела тенденцию роста. По результатам 2010 г. главными партнерами стран ЕС стали США, Китай, и Россия, на долю которых приходилось 14,1%; 8,6% и 17,3% соответственно.

     Минимальная (по сравнению с другими странами ЕС) зависимость в импорте и экспорте  от внутреннего рынка  ЕС наблюдалась у  Германии,  Великобритании,  Греции  и  Италии. Располагая  высокоразвитой  индустрией, эти страны значительную часть  своей продукции экспортируют на внешние рынки. 

     Удельный  вес внутриблоковой торговли в большинстве стран, составляющих «ядро» ЕС, является не очень высоким (от 55 до 65% в  экспорте и в импорте), тогда как ориентация на  внутренний  рынок других  стран-членов ЕС –  свыше 75%. Особенно сильная  зависимость  от  внутриевропейского  рынка проявляется в импорте, а не в экспорте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СТРАН ЕС

3.1. Прогноз развития  внешней торговли стран ЕС

     Мировые интеграционные процессы играют значительную роль в становлении качественной, адаптивной экономической системы на всех уровнях в процессе их интеграции в  мировые системы хозяйствования. Поэтому расширение масштабов сотрудничества между странами составляет одну из главных тенденций мирового развития. А это, в свою очередь, способствует улучшению и обеспечению повышения темпов развития экономики, что позитивно отражается на использовании достижений научно-технического прогресса в совершенствовании функционирования каждого отдельного субъекта хозяйствования на уровне мирового содружества, государства, региона, отрасли хозяйствования [9, с. 62].

     Опубликованные  Евростатом данные, касающиеся отклонения показателей ВВП, приходящихся на душу населения, указывает на усиление расслоения между участниками Евросоюза.

Информация о работе Внешняя торговля стран ЕС