Внешняя торговля стран ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработать комплекс мероприятий по совершенствованию внешней торговли стран ЕС.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность внешней торговли;
исследовать особенности внешней торговли стран ЕС;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли стран ЕС.…………5
1.1. Сущность внешней торговли…………………………………………5
1.2. Особенности внешней торговли стран ЕС…………………………...9
Глава 2. Анализ внешней торговли стран ЕС в 2009-2010 гг………….16
2.1. Структура внешней торговли стран ЕС…………………………….16
2.2. Тенденции внешней торговли стран ЕС……………………………23
Глава 3. Пути совершенствования внешней торговли стран ЕС………28
3.1. Прогноз развития внешней торговли стран ЕС…………………….28
3.2. Перспективы сотрудничества стран ЕС с Россией………………...32
Заключение………………………………………………………………..37
Библиография……………………………………………………………..39
Приложение……………………………

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля стран ЕС.doc

— 922.50 Кб (Скачать)

     Из  таблицы 1.1 видно, что с момента  подписания договоров, учредивших Европейское экономическое сообщество, ЕС значительно увеличилось. Дания, Ирландия и Великобритания присоединились к Сообществу 1 января 1973 года. 1 января 1981 года членом ЕС стала Греция, а 1 января 1986 года к ней присоединились Испания и Португалия. В настоящее время в состав ЕС входит 27 стран.

     В 1999 году страны ЕС ввели единую валюту – евро, после чего евро стал международной  валютой, заменив национальные валюты стран ЕС.

     Сегодня евро - вторая по широте использования валюта в мире после доллара США, что соответствует удельному весу объединенной Европы в мировой экономике, и опыт постепенного формирования рынка евро представляет несомненный интерес для всех стран, стремящихся к эффективной экономической интеграции [2, с. 57].

     Помимо  введения единой валюты, страны ЕС образовали еврозону (понятие, обозначающее 16 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро) (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1.    Страны ЕС - члены еврозоны (16)      Страны ЕС, обязанные присоединиться к еврозоне (9)      Страна ЕС, устраняющаяся от вхождения в Еврозону (1 — Великобритания)      Страна ЕС, намеренная провести референдум по вопросу введения евро (1 - Дания)      Страны, не входящие в ЕС, использующие евро с договорённостью (3)      Территории, не входящие в ЕС, но использующие евро без договорённости (4)

     Европейский центральный банк за денежно-кредитную политику стран еврозоны, благодаря которой они получают твердую валюту, более легкий доступ к рынкам капитала и возможность получать кредиты по более низким ставкам. Их экономика меньше страдает от волатильности (изменения) курсов валют. Сбалансированный, устойчивый рост дает выгоды всем членом еврозоны, особенно при внешнеторговых экспортных операциях, так как из-за отсутствия границ и таможенных пошлин снижаются издержки и расширяется рынок сбыта.

     Более значительный выигрыш получают те страны еврозоны, у которых больший объем экспорта, например, Германия и Франция.

     Внешняя торговля стран ЕС имеет свои особенности.

     Первая  особенность связана с расчетами, которые осуществляются в евро.

     С переходом на единую валюту цены товаров становятся более прозрачными. Соответственно покупателю проще сравнивать цены предложений у поставщиков из различных стран, повышается конкуренция среди продавцов. Во-вторых, в условиях, когда евро падает, импортеры, особенно если они выступают в роли посредников, оказываются в выгодном положении, так как с конечными потребителями они заключают контракты в условных единицах. Однако, если ситуация изменится, и курс евро начнет расти, импортеры будут вынуждены либо заключать контракты с европейскими фирмами в дешевеющих долларах, что крайне невыгодно последним, либо при расчетах с конечным потребителем использовать в качестве условной единицы евро [5, с. 74].

     Вторая  особенность связана с налогом  на добавленную стоимость (НДС).

     При импорте товаров, например, в Великобританию из-за пределов ЕС НДС, как это и следует из общих принципов, взымается с импортера (обычно - британской компании) налоговыми властями Соединенного Королевства по ставке, применяемой к аналогичным товарам в Великобритании.

     НДС, как правило, выплачивается непосредственно при импорте, при этом импортер получает свидетельство об этой выплате (Import VAT Certificate C79), которое служит основанием для дальнейшего налогового вычета или возмещения из бюджета. Естественно, для этого должны быть соблюдены обычные (для получения вычета) условия: импортер зарегистрирован на НДС, а товар импортируется для деловых нужд.

     При экспорте товаров из Великобритании за пределы ЕС поставка облагается по нулевой ставке (как и положено при экспорте). При этом экспортер обязан в течение определенного срока собрать (и хранить у себя) документальные доказательства экспорта товара за пределы ЕС. Если в установленный законом срок доказательства не собраны, нулевую ставку применять нельзя.

     Такими  доказательствами являются:

     1. Таможенная декларация со штампом  таможни;

     2. Транспортная накладная или аналогичный  документ;

     3. Сопутствующая документация (переписка,  контракты, счета, расписки и  т.п.).

     Термин  «нулевая ставка НДС» (в отличие от термина «освобождение от НДС») означает, что продавец (в данном случае экспортер) не только не должен добавлять НДС к цене продаваемого товара, но и имеет право на вычет налога, уплаченного при приобретении (производстве) экспортируемого товара.

     Третья  особенность внешней торговли стран  ЕС связана с упразднением в 1993 г. таможенных границ между странами-участницами ЕС.

     Статья 23 Договора о ЕС гласит, что основой  Сообщества служит таможенный союз, охватывающий всю торговлю товарами и предусматривающий  запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами–членами, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

     Условия таможенного союза распространяются на товары, происходящие из стран Сообщества, а также на товары, ввезенные из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в странах Сообщества. Примечательно, что договор не дает определения таможенного союза. В этой связи представляет интерес определение таможенного союза, содержащееся в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ст. XXIV): замена нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, чтобы

      • пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением некоторых необходимых ограничений) были бы отменены в отношении практически всей торговли между территориями, составляющими союз, или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий;
      • с некоторыми оговорками по существу одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.

     Как видно, в определении ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) фигурируют внутренняя и внешняя составляющие таможенного союза. Однако характеристики таможенного союза согласно Генеральному соглашению с точки зрения авторов договора об учреждении ЕС не являются достаточными для обеспечения свободы передвижения товаров и построения общего рынка. Требования статей договора об учреждении ЕС о запрещении таможенных пошлин и равнозначных сборов во взаимной торговле государств–членов, а также об установлении общего таможенного тарифа для торговли с третьими странами, дополняются условиями о запрещении количественных ограничений и любых равнозначных мер в товарообороте внутри Сообщества. Более того, статья 95 договора об учреждении ЕС запрещает косвенную защиту товаров государств–членов с помощью мер внутреннего налогообложения, а ст. 99 предусматривает гармонизацию законодательства в области косвенного налогообложения. Таким образом, достижение реальной свободы передвижения товаров согласно Римскому договору не достижимо только теми мерами, которые предусмотрены для таможенных союзов Генеральным соглашением.

     Обобщая вышеназванные положения договора об учреждении ЕС можно заключить, что для реального функционирования таможенного союза ЕС необходимо достижение следующих целей:

      • устранение таможенных пошлин и равнозначных сборов между государствами-членами;
      • устранение количественных ограничений и равнозначных мер во взаимной торговле государств-членов;
      • принятие определенных условий в области косвенного налогообложения, влияющего на товарооборот внутри Сообщества;
      • принятие общего внешнего тарифа.

     Таким образом, по результатам первой главы можно сделать вывод.

     Внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны с другими странами, и состоит из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. Внешняя торговля является основной формой международных экономических отношений, в ней участвуют многие предприятия, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию.

     Внешняя торговля стран ЕС имеет свои особенности.

     Первая  особенность связана с расчетами, которые осуществляются в евро. В 1999 году страны ЕС ввели единую валюту – евро, после чего евро стал международной валютой, заменив национальные валюты стран ЕС.

     Вторая  особенность связана с налогом  на добавленную стоимость (НДС). НДС, как правило, выплачивается непосредственно при импорте, при этом импортер получает свидетельство об этой выплате, которое служит основанием для дальнейшего налогового вычета или возмещения из бюджета. При экспорте товаров за пределы ЕС поставка облагается по нулевой ставке (как и положено при экспорте). При этом экспортер обязан в течение определенного срока собрать (и хранить у себя) документальные доказательства экспорта товара за пределы ЕС. Если в установленный законом срок доказательства не собраны, нулевую ставку применять нельзя.

     Третья  особенность внешней торговли стран  ЕС связана с упразднением в 1993 г. таможенных границ между странами-участницами ЕС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СТРАН ЕС в 2009-2010 гг.

2.1. Структура внешней  торговли стран  ЕС

     К  началу  Второй  мировой  войны  торговля  европейских стран в большей  степени была  ориентирована  на внешние  рынки.  Однако последствия войны побудили страны  Европы  объединить  усилия  для  защиты своих экономических  и  стратегических интересов, в том числе изменить  свою  торговую  политику. 

     Успешная  реализация договоров о создании ЕОУС,  ЕЭС и Евроатома, Европейского экономического пространства способствовала  реформированию  внешнеторговой    политики европейских стран. Таким  образом, в европейском регионе формируется целостный социально-экономический  организм (экономическое пространство)  с  единой  валютно-финансовой  системой, единой (в основном) правовой системой  и  теснейшей  координацией  торговой и внешнеэкономической политики  государств-членов [8, с. 133].

     За  период 1960–2010  гг.  доля  взаимного  экспорта  ЕС в  общем  объеме  экспорта  имела  тенденцию роста. В  1960  г.  эта  величина  составляла  49,4%, в 1980 г.  — 60,9%, в 2000  г. —  62,3 %, в 2003 г. — 61,8%, в 2010 г. – 68,2% (см. рис. 2.1).

Рис. 2.1. Доля взаимного экспорта стран ЕС, %

     Из  рисунка 2.1 видно, что взаимный экспорт  стран ЕС имеет устойчивую тенденцию  роста. Доля внутрирегионального экспорта ЕС в 2010 г.  составила уже 68,2%. Взаимный импорт  также увеличивался (с 46%  в 1960 г. до   60,3%  в 2003 г.). В 2010 г. доля взаимного импорта ЕС уже была  равна 64,3%.  Это свидетельствует о том,  что страны предпочитали иметь своими торговыми  партнерами  членов  интеграционной группировки.  

     Образование  интеграционного  объединения и  расширение его состава сопровождалось  неуклонным  ростом  доли  внутрирегиональной  торговли  в  общем  объеме торговли стран. Тем не  менее,  торговля  внутри  ЕС развивалась  по-разному  у  разных  стран.

     Минимальная (по сравнению с другими странами ЕС) зависимость в импорте и экспорте  от внутреннего рынка  ЕС наблюдалась у  Германии,  Великобритании,  Греции  и  Италии. Располагая  высокоразвитой  индустрией, эти страны значительную часть  своей продукции экспортируют на внешние рынки.  Иными словами,  удельный  вес внутриблоковой торговли в большинстве стран, составляющих «ядро» ЕС, является не очень высоким (от 55 до 65% в  экспорте и в импорте), тогда как ориентация на  внутренний  рынок других  стран-членов ЕС –  свыше 75%. Особенно сильная  зависимость  от  внутриевропейского  рынка проявляется в импорте, а не в экспорте [8, с. 146].

     Безусловным  лидером  во  внутрирегиональной  торговле  ЕС  является  Германия. 

     Германия    является  первым  партнером по экспорту для пятнвдцати из двадцати семи стран-членов ЕС (по  импорту – для  девятнадцати). Основной объем взаимных товаропотоков сконцентрирован между пятью  крупнейшими  торговыми  партнерами (свыше 60%  от общего объема импорта и экспорта стран- членов ЕС, однако, доля сокращается):

Информация о работе Внешняя торговля стран ЕС