Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: причины возникновения и государственное регулиро

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы изучить внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды, причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды, особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах, а также в масштабах Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………..5
1.1. Причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды……………………………………………………….5
1.2. Особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах………………………………………………………………10
1.3. Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: в масштабах Республики Беларусь……………………………………………………………………………13
2. АНАЛИЗ: «ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ»………………………………………………….18
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….56

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

 

Приведем пример расчета показателей для второго  периода.

Предложение денег (графа 9) (M/P)s2 = Ms1* 1,2 / P = (1080 * 1,2) / (2,03 * 1,1) = 580 млрд. руб.

Государственные расходы (графа 5) G2 = G1 * 1,3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.

Налоги (графа 12) T2 = Т1 * 1,3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.

Национальный  доход (графа 10) найдем по формуле Хикса:  Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (123 * (108 + 480 + 234 – 0,78 * 234) + 15 * 580) / (123 * (1 – 0,78) + 15 * 0,98) = 2092 млрд. руб.

Потребительские расходы  (графа 3)  C=a+b*(Y-T) = 108 + 0,78 * (2092 – 234) = 1557 млрд. руб.

Процентная  ставка (графа 2) r = (Р * У * е – Мs) / f * Р =  (2,233*2092*0,98-1296) / (123*2,233) = 11,95

Спрос на деньги (графа 8) (M/P)d=e*Y-f*r = 0,98 * 2092 – 123 * 11,95 =  580 млрд. руб.

Инвестиционные  расходы  (графа 4)  I=c-d*r = 480 – 15 * 11,95 = 301 млрд. руб.

Совокупные  расходы  (графа 6)  E=C+I+G = 1557 + 301 + 234 = 2092 млрд. руб.

Сбережения (графа 7)  S=Sp+Sg=(Y-T-G)+(T-G)=Y-C-G = 2092 – 1557 – 234 = 301 млрд. руб.

Отразим изменения на графике IS/LM (рисунок 2.16). Графики строятся для первого и шестого периодов.

 

Рисунок 2.16 - Комбинированная экономическая  политика при повышенной     чувствительности инвестиций и спроса на деньги к изменению  процентной ставки на графике IS/LM

2.6.2. Покажем  на схеме двойного рынка информацию  по первому и шестому периодам (рисунки 2.17 и 2.18 соответственно).

Рисунок 2.17 -  Схема работы двойного рынка  при  проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен и повышенной чувствительности инвестиций и спроса на деньги к изменению процентной ставки для первого периода

 

Рисунок 2.18 -  Схема работы двойного рынка  при  проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен и повышенной чувствительности инвестиций и спроса на деньги к изменению процентной ставки для шестого периода

2.6.3. Проанализировать  факторы, влияющие на эффективность  фискальной политики. Значение каждого фактора изменяется по сравнению с базовым и анализируется изменение национального дохода  под воздействием роста госзакупок G.

Проанализируем  воздействие на эффективность фискальной политики:

- предельной  склонности к потреблению b.

Предположим, что предельная склонность к потреблению b увеличилась, по сравнению с базовым периодом на 0,2, т.е. b2 = 0,98.

Тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms / P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = G1 * 1,3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (103 * (108 + 480 + 234 – 0,98 * 180) + 12 * 532) / (103 * (1 – 0,98) + 12 * 0,98) = 5274 млрд. руб.

У2 > У1, т.о. увеличение предельной склонности к потреблению приведет к росту национального дохода и увеличит эффективность проведения фискальной политики.

- чувствительности  инвестиций к изменению процентной  ставки d;

Предположим, что процентная ставка d увеличилась на 2 млрд. руб.

Тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms / P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = G1 * 1,3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (103 * (108 + 480 + 234 – 0,78 * 180) + 14 * 523) / (103 * (1 – 0,78) + 14 * 0,98) = 2131 млрд. руб.

У2 > У1, т.о. увеличение чувствительности инвестиций к изменению процентной ставки приведет к росту национального дохода и увеличит эффективность проведения фискальной политики.

- чувствительности  спроса на деньги к изменению  национального дохода e;

Предположим, что чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода e увеличилась на 0,02 и равна 1, тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms / P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = G1 * 1,3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (103 * (108 + 480 + 234 – 0,78 * 180) + 12 * 532) / (103 * (1 – 0,78) + 12 * 1) = 2210 млрд. руб.

У2 > У1, т.о. увеличение чувствительности спроса на деньги к  изменению национального дохода e приведет к росту национального дохода и увеличит эффективность проведения фискальной политики.

- чувствительности  спроса на деньги к изменению  процентной ставки f;

Предположим, что чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки f увеличилась на 2 млрд. руб. и равна 105, тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms / P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = G1 * 1,3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (105 * (108 + 480 + 234 – 0,78 * 180) + 12 * 532) / (105 * (1 – 0,78) + 12 * 0,98) = 2236 млрд. руб.

У2 > У1, т.о. увеличение чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки приведет к росту национального дохода и увеличит эффективность проведения фискальной политики.

- уровня цен P.

Предположим, что уровень цен P увеличился на 1 млрд. руб. и равен 3,03 млрд. руб., тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms / P = 1080 / 3,03 = 356 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = G1 * 1,3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (103 * (108 + 480 + 234 – 0,78 * 180) + 12 * 356) / (103 * (1 – 0,78) + 12 * 0,98) = 2164 млрд. руб.

У2 > У1, т.о. увеличение уровня цен приведет к росту национального дохода и увеличит эффективность проведения фискальной политики.

2.6.4. Проанализировать  факторы, влияющие на эффективность  монетарной политики. Значение каждого фактора изменяется по сравнению с базовым и анализируется изменение национального дохода  под воздействием роста денежного предложения MS.

 Анализируется  воздействие на эффективность  монетарной политики:

- предельной  склонности к потреблению b.

Предположим, что предельная склонность к потреблению b увеличилась, по сравнению с базовым периодом на 0,2, т.е. b2 = 0,98.

Тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms1* 1,2 / P = (1080 * 1,2) / 2,03 = 638 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = 180 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (103 * (108 + 480 + 180 – 0,98 * 180) + 12 * 638) / (103 * (1 – 0,98) + 12 * 0,98) = 4963 млрд. руб.

У2 > У1, т.о. увеличение предельной склонности к потреблению приведет к росту национального дохода и увеличит эффективность проведения монетарной политики.

- чувствительности  инвестиций к изменению процентной  ставки d;

Предположим, что процентная ставка d увеличилась на 2 млрд. руб.

Тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms1* 1,2 / P = (1080 * 1,2) / 2,03 = 638 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = 180 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (103 * (108 + 480 + 180 – 0,78 * 180) + 14 * 638) / (103 * (1 – 0,78) + 14 * 0,98) = 2022 млрд. руб.

У2 < У1, т.о. увеличение чувствительности инвестиций к изменению процентной ставки приведет к уменьшению национального дохода и снизит эффективность проведения монетарной политики.

- чувствительности  спроса на деньги к изменению  национального дохода e;

Предположим, что чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода e увеличилась на 0,02 и равна 1, тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms1* 1,2 / P = (1080 * 1,2) / 2,03 = 638 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = 180 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (103 * (108 + 480 + 180 – 0,78 * 180) + 12 * 638) / (103 * (1 – 0,78) + 12 * 1) = 2086 млрд. руб.

У2 > У1, т.о. увеличение чувствительности спроса на деньги к изменению национального дохода e приведет к росту национального дохода и увеличит эффективность проведения монетарной политики.

- чувствительности  спроса на деньги к изменению  процентной ставки f;

Предположим, что чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки f увеличилась на 2 млрд. руб. и равна 105, тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms1* 1,2 / P = (1080 * 1,2) / 2,03 = 638 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = 180 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (105 * (108 + 480 + 180 – 0,78 * 180) + 12 * 638) / (105 * (1 – 0,78) + 12 * 0,98) = 2110 млрд. руб.

У2 > У1, т.о. увеличение чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки приведет к росту национального дохода и увеличит эффективность проведения монетарной политики.

- уровня цен P.

Предположим, что уровень цен P увеличился на 1 млрд. руб. и равен 3,03 млрд. руб., тогда.

Предложение денег (M/P)s2 = Ms1* 1,2 / P = (1080 * 1,2) / 3,03 = 428 млрд. руб.

Налоги T = 180 млрд. руб.

Государственные расходы G2 = 180 млрд. руб.

Национальный  доход Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = (103 * (108 + 480 + 180 – 0,78 * 180) + 12 * 428) / (103 * (1 – 0,78) + 12 * 0,98) = 2027 млрд. руб.

У2 < У1, т.о. увеличение уровня цен приведет к снижению национального дохода и снизит эффективность проведения монетарной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Основные направления  совершенствования экономического механизма охраны окружающей среды:

1) Приоритетное  развитие экологических фондов (как бюджетных, так и внебюджетных) как важнейшего источника финансирования деятельности по оздоровлению окружающей среды.

2) Развитие предпринимательской  деятельности, поддержание деятельности предприятий, осуществляющих природоохранную и иную природовосстановительную деятельность на основе субсидий, увеличение доли

законодательно  устанавливаемых расходов на экологические  цели.

3) Формирование  целостной экологически ориентированной  системы управления и широкое применение финансовых механизмов в государственной политике охраны окружающей среды.

4)  Внедрение  стимулирующей налоговой политики, предусматривающей введение экономических  инструментов финансирования затрат  на охрану окружающей среды,  перераспределение доходов в  пользу регионов повышенного  экономического риска.

5) Развитие торговли  квотами выбросов за загрязнение  окружающей среды (аукционная  продажа прав на загрязнение).

С целью повышения  эффективности осуществления государственного экологического контроля и минимизации  нанесения ущерба окружающей среде в результате хозяйственной деятельности необходимо:

– разработать единые правила государственного экологического контроля хозяйственной деятельности на территории страны и правила организации  и проведения производственного  экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности;

– создать автоматическую систему учёта выбросов и сбросов  загрязняющих веществ в окружающую среду на всей территории.

Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют общественные организации и объединения.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:

−   глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

−    национальный, проводимый на территории одного государства;

−   региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств;

−  локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).

Таким образом, экологический  контроль состоит из двух  тесно связанных этапов.

Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха – качество природной среды.

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: причины возникновения и государственное регулиро