Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы изучить внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды, причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды, особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах, а также в масштабах Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………..5
1.1. Причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды……………………………………………………….5
1.2. Особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах………………………………………………………………10
1.3. Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: в масштабах Республики Беларусь……………………………………………………………………………13
2. АНАЛИЗ: «ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ»………………………………………………….18
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….56
Форма титульного листа курсовой работы
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационный технологий
Специальность: 2-27 01 01 Экономика и организация производства Специализация: Инженер- экономист
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Автор работы
181522, 1 курс _________ Шабуневич Д.С.
группа, курс (подпись) (инициалы, фамилия)
Руководитель
________________
степень, звание (подпись) (инициалы, фамилия)
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1. Причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды……………………………………………………….5
1.2. Особенностей функционирования
внешних эффектов в рыночной экономике
и экономические проблемы охраны окружающей
среды зарубежных странах……………………………………………………………
1.3. Внешние эффекты
в рыночной экономике и экономические
проблемы охраны окружающей среды:
в масштабах Республики Беларусь…………………………………………………………
2. АНАЛИЗ:
«ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ
3. ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….56
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе будет рассмотрена тема «Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды».
Целью данной курсовой работы изучить внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды, причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды, особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах, а также в масштабах Республики Беларусь.
Сточки зрения интересов общества, появление внешних эффектов ведет к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит выгоду субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную выгоду. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг. Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навязываются некомпенсируемые издержки. И социальные издержки, т. е. издержки всего общества для производства данного блага, превышают частные издержки, т.е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, то есть имеет место перепроизводство товаров и услуг. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Как было выяснено выше, непосредственно государством и регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (положительные внешние эффекты). Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях: государство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и потери); число участников рыночной сделки должно быть невелико; трансакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.
Если рынок и рыночная конкуренция допускают определённые сбои, в том числе и по причине их незрелости, то это – одно дело. Но совсем иные оценки возникают тогда, когда обнаруживается, что рыночный механизм генетически, то есть с учетом его экономической природы не способен решать определенные проблемы экономического развития. Тогда приходиться говорить о правилах рынка.
Приходиться считаться с тем, что рыночная конкуренция и рыночные отношения не гарантируют достижения должного уровня эффективности.
Одной из таких сфер, где рыночные отношения демонстрируют свою ограниченность, выступают так называемые внешние эффекты. Здесь обнаруживаются занижение или завышение рыночных цен, превышение или занижение эффективного уровня объема выпуска, появление у третьих лиц положительного или отрицательного внешнего эффекта.
Неэффективность рынка по отношению к внешним эффектам даже в условиях совершенной конкуренции вызывает необходимость государственного вмешательства.
1.1. Причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды.
Причиной возникновения внешних эффектов является, то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействия на состояния других лиц. Ранее предполагалось, что не существует никаких побочных эффектов, связанных с производством и потреблением благ. Однако иногда последствия частной сделки оказывают влияние на экономическое положение третьих лиц, не принимавших в нем участие. Эти лица в одних случаях несут издержки, в других – получают выгоду, но рыночная цена этого не отражает. Реальные затраты, или полезность, оказываются больше заложенных в рыночной цене. Поэтому она не способна передавать достоверную информацию, в результате чего распределение ресурсов оказывается неэффективным.
В мировой науке данная проблема стала разрабатываться в начале 20-х годов. Одним из первых исследователей был английский экономист Артур Пигу, рассматривавший внешние эффекты с позиции нарушения условий конкурентного равновесия и влияния на благосостояния рыночных субъектов.
Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку механизма обеспечения экологически устойчивого развития.
Снижения вредных выбросов отличается высокими издержками. Главная проблема заключается в том, что рынок сам по себе не может решить эту проблему. Ведь выгоды от уменьшения загрязнений получает все общество, в то время как издержки от реорганизации производства должны нести отдельные предприниматели. Поэтому в условиях «чистого» рынка предпринимателю не выгодно бороться с загрязнениями, поскольку ему это принесет лишь убытки. Следовательно, необходимы меры государственного и международного регулирования. Поскольку воздушное пространство едино для всей планеты, то в борьбе с атмосферными загрязнениями основную роль отводят международным соглашением в рамках Киотского протокола.
Киотский протокол является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.
В течение еще двух лет шла разработка международного соглашения, которое было принято в декабре 1997 в японском городе Киото и получило название Киотского протокола. Постепенно к этому соглашению присоединялись все новые страны.
Согласно протоколу, ведущие индустриально развитые страны взяли на себя обязательства в 2008-2012 уменьшить выбросы углекислого газа в среднем на 5% от уровня 1990. Каждой стране выделялась квота на эмиссию углекислого газа. Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, может продать излишки другой стране, которая тем самым приобретала право производить углекислый газ больше исходной квоты. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами.
Основные положения Киотского протокола:
1. Определение допустимого
объема выбросов парниковых
2. Разработка механизмов
корректировки квот для
3. Разработка механизмов
контроля над уровнями выбросов
(необходимость создавать
Центральным местом экономического механизма природопользования на современном этапе в Республике Беларусь является система платности за природные ресурсы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущерба. Принципиально новая система платности природопользования, ориентированная на формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в нашей республике с начала 90-х годов. 23 декабря 1991 платность природопользования в Беларуси была закреплена законодательно принятием Закона «О налоге за пользование природными ресурсами (экономический налог)».
Дальнейшее
развитие системы платности
До последней
четверти ХХ ст., когда стала
очевидной необходимость
Выделенные средства распространялись по отраслям народного хозяйства, а затем по предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с планами финансирования.
Приведенная далее таблица наглядно показывает, какой вклад за последние годы внесли инвестиции, как один из источников финансирования природоохранной деятельности.
Таблица 1.
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
(миллиардов рублей)
Годы |
Общее количество инвестиций |
На охрану водных ресурсов |
На охрану воздуха |
На охрану и рациональное использование земли |
2000 |
30,2 |
10,5 |
8,8 |
10,1 |
2001 |
58,1 |
13,1 |
31,4 |
12,6 |
2002 |
74,0 |
26,7 |
26,4 |
18,4 |
2003 |
130,3 |
48,6 |
45,4 |
32,7 |
2004 |
169,3 |
72,0 |
55,2 |
34,9 |
2005 |
188,5 |
86,3 |
16,2 |
62,7 |
2006 |
179,4 |
62,7 |
26,2 |
82,2 |
Источник: «Статистический ежегодник Республики Беларусь 2007»
По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов должны взять на себя предприятия. В настоящее время политику инвестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.