Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы изучить внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды, причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды, особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах, а также в масштабах Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………..5
1.1. Причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды……………………………………………………….5
1.2. Особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах………………………………………………………………10
1.3. Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: в масштабах Республики Беларусь……………………………………………………………………………13
2. АНАЛИЗ: «ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ»………………………………………………….18
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….56
б) качество поверхностных и подземных вод, когда самым мощным источником загрязнения водных объектов являются бытовые стоки (около 65%);
в) рациональное использование земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях национальной экономики (эрозионно-опасные земли занимают около 19 % территории страны);
г) сохранение ландшафтного и биологического разнообразия, что ослабляется под воздействием накопления производственных и бытовых отходов (ежегодно образуется примерно 30 млн. тонн отходов, из которых утилизируются лишь 13-15 %, а все остальное накапливается).
Следует признать, что белорусское государство весьма активно использует широкий набор средств и методов, направленных на регулирование отрицательных внешних эффектов. Среди экономических методов в первую очередь выделим налоги и специальные сборы, а среди административных – нормы выбросов и другие нормативы, ограничивающие технологическое воздействие человека на природу. Их несоблюдение оборачивается для хозяйствующих субъектов весьма жесткими наказаниями и штрафами.
Вместе с тем на выбор средств и методов регулирования формирования, внешних эффектор прямое воздействие оказывает специфика национальной экономической системы. Так, в условиях доминирования в национальной экономике государственного сектора, любые договоренности между предприятиями, тем более с участием частного бизнеса, по переуступке части прибыли с учетом экологических соображений оказываются невозможными.
2. АНАЛИЗ:
«ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ
Исходные данные
Исходные данные задачи по теме «Фискальная и монетарная политика в закрытой экономике» (вариант 44.) представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Исходные данные.
Расчетный период времени |
месяц | ||||||||||||
Валюта |
млрд.руб. | ||||||||||||
Спрос бизнеса на инвестиционные товары (инвестиционные расходы) |
I |
280 |
млрд.руб./месяц | ||||||||||
Госзакупки правительства (государственные расходы) |
G |
180 |
млрд.руб./месяц | ||||||||||
Налоговые выплаты |
T |
180 |
млрд.руб./месяц | ||||||||||
Потребительские расходы домохозяйств С=a+b•(Y-T) |
а (автономное потребление) |
108 |
млрд.руб./месяц | ||||||||||
C=108+0,78(Y-T) |
b (предельная склонность к потреблению) |
0,78 |
млрд.руб./млрд.руб. | ||||||||||
Инвестиционные расходы I=с-d•r, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d=е•Y-f•r, млрд. руб. |
Уровень цен (коэффициент) |
Номинальное предложение денег, млрд. руб. |
Дополните льная денежная база, млрд. руб. |
Норма обяза тель ных резер вов |
Норматив кассовых остатков ком банков |
Доля наличных денег в общей сумме кредитов | ||||||
с |
d |
е |
f |
P |
MS |
H |
R |
b |
g | ||||
480 |
12 |
0,98 |
103 |
2,03 |
1080 |
10,8 |
0,13 |
0,088 |
0,23 |
2.1. Задание
«Прогноз показателей
2.1.1. Для стимулирования
экономики правительство
Таблица 2.2 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики | |||||
Период (месяц) |
Процентная ставка r |
Потребитель ские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
14,47 |
1577 |
306 |
180 |
2064 |
2 |
16,01 |
1703 |
288 |
234 |
2225 |
3 |
18,00 |
1867 |
264 |
304 |
2435 |
4 |
20,60 |
2080 |
233 |
395 |
2708 |
5 |
23,98 |
2357 |
192 |
514 |
3063 |
6 |
28,37 |
2717 |
140 |
668 |
3525 |
Продолжение таблицы 2.2 | |||||
Период (месяц) |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)s, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
Налоги, |
1 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
306 |
532 |
532 |
2064 |
180 |
2 |
288 |
532 |
532 |
2225 |
180 |
3 |
264 |
532 |
532 |
2435 |
180 |
4 |
233 |
532 |
532 |
2708 |
180 |
5 |
192 |
532 |
532 |
3063 |
180 |
6 |
140 |
532 |
532 |
3525 |
180 |
Приведем пример расчета показателей для 2-го периода.
Государственные расходы (графа 5) найдем по формуле Gi = Gi-1 ·1.3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.
Предложение денег (графа 9) (M/P)s=Ms/P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.
Инвестиционные расходы (графа 4) I=c-d*r = 480 – 12 * 16,01 = 288 млрд. руб.
Национальный доход (графа
10) найдем по формуле Хикса: Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*
Потребительские расходы (графа 3) C=a+b*(Y-T) = 108 + 0,78 * (2225 – 180) = 1703 млрд. руб.
Процентная ставка (графа 2) r = (Р * У * е – Мs) / f * Р = (2,03*2225*0,98-1080) / (103*2,03) = 16,01
Спрос на деньги (графа 8) (M/P)d=e*Y-f*r = 0,98 * 2225 – 103 * 16,01 = 532 млрд. руб.
Совокупные расходы (графа 6) E=C+I+G = 1703 + 288 + 234 = 2225 млрд. руб.
Сбережения (графа 7) S=Sp+Sg=(Y-T-G)+(T-G)=Y-C-G = 2225 – 1703 – 234 = 288 млрд. руб.
Правильность расчетов контролируется выполнением равенств: E=Y, I=S, (M/P)s=(M/P)d.
Покажем изменения на графике IS/LM (рисунок 2.1). Графики строятся в координатах: ось х - национальный доход Y; ось у - процентная ставка r.
На рисунке 2.1 изображены 7 графиков:
YLM = f(r);
YIS = f(r) (базовый и 5 прогнозируемых периодов).
Рисунок 2.1 - Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
2.1.2. Покажем
на схеме двойного рынка
Рисунок 2.2 - Схема работы двойного рынка при проведении стимулирующей фискальной политики в первом периоде
Рисунок 2.3 - Схема работы двойного рынка при проведении стимулирующей фискальной политики в шестом периоде
2.1.3. Т.о. явно наблюдается побочный эффект стимулирующей фискальной политики государства - эффект вытеснения инвестиций.
G↑→Y↑→C↑→Md→r↑→I↓→Y↓
Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход У, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y при неизменном уровне спроса на деньги вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций.
2.1.4. На сколько процентов необходимо изменить государственные расходы, чтобы увеличить потребительские расходы на 10%? За основу принять функции IS и LM в базовом периоде (таблица 2.2).
Т.к. потребительские расходы рассчитываются по формуле:
C = a+b*(Y-T),
то в нашем случае 1577*1,1 = 108 + 0,78 * (У – 180).
Тогда У = 2266 млрд. руб.
Т.к. E=Y, то совокупные расходы Е = 2266 млрд. руб.
E=C+I+G
тогда G = Е – С – I.
I=c-d*r = 480 – 12 * r, следовательно для расчета инвестиционных расходов необходимо найти как изменилась процентная ставка. Для этого используем равенство (M/P)S =(M/P)D.
(M/P)S=MS /P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.
(M/P)D=e·Y-f·r = 0,98 * 2266 – 103 * r = 532 млрд. руб., тогда r = 16,4.
I= 480 – 12 * r = 480 – 12 * 16,4 = 283 млрд. руб.
G = Е – С – I = 2266 – 1577 * 1,1 – 283 = 248 млрд. руб.
Следовательно, для увеличения потребительских расходов на 10% необходимо увеличить государственные расходы на 248 – 180 = 68 млрд. руб. или на 38%.
2.1.5. На сколько
процентов изменятся
G = Е – С – I = 180 * 1,1 = 198 млрд. руб.
Тогда С = Е – I – 198.
Е = У = (f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s)/(f*(
I = c-d*r = 480 – 12 * r, следовательно для расчета инвестиционных расходов необходимо найти как изменилась процентная ставка. Для этого используем равенство (M/P)S =(M/P)D.
(M/P)S=MS /P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.
(M/P)D=e·Y-f·r = 0,98 * 2117 – 103 * r = 532 млрд. руб., тогда r = 14,98.
I= 480 – 12 * r = 480 – 12 * 14,98 = 300 млрд. руб.
Тогда С = 2117 – 300 – 198 = 1619 млрд. руб.
Следовательно, при увеличении государственных расходов на 10 % потребительские расходы возрастут на 1619 – 1577 = 42 млрд. руб. или на 2,7%.
2.1.6. В шестом периоде страна столкнулась с политическим кризисом. В связи с этим активность бизнеса упала (автономные инвестиции с=300 млрд. руб.). Учитывая стратегическую неопределенность домохозяйства, увеличили норму сбережения (b = 0.6). Как изменятся основные макроэкономические показатели? За основу принять функции IS и LM в базовом периоде (таблица 2.2)
Предложение денег не изменится (M/P)s=Ms/P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.
Спрос на деньги также не изменится (M/P)d= 532 млрд. руб.
Т.к. (M/P)d=e*Y-f*r = 0,98 * У – 103 * r = 532 млрд. руб.
r = (Р * У * е – Мs) / f * Р = (2,03*У*0,98-1080) / (103*2,03) = (1,99 У – 1080) / 209,09 = 0,0095У – 5,165
Государственные расходы G = 234 млрд. руб.
Национальный доход Y=(f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s)/(f*
Т.к. (M/P)d=e*Y-f*r = 0,98 * 1159 – 103 * r = 532, то r = 5,86%.
Инвестиционные расходы I=c-d*r = 300 – 12 * 5,86 = 230 млрд. руб.
Потребительские расходы C=a+b*(Y-T) = 108 + 0,6 * (1159 – 180) = 695млрд. руб.
Совокупные расходы E=C+I+G = 695 + 230 + 234 = 1159 млрд. руб.
Сбережения S=Sp+Sg=(Y-T-G)+(T-
2.2. Задание
«Прогноз показателей
2.2.1. Для сдерживания
экономики правительство
Таблица 2.3 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики | |||||
Период (месяц) |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
14,47 |
1577 |
306 |
180 |
2064 |
2 |
13,67 |
1484 |
316 |
180 |
1980 |
3 |
12,71 |
1371 |
327 |
180 |
1879 |
4 |
11,56 |
1236 |
341 |
180 |
1758 |
5 |
10,18 |
1075 |
358 |
180 |
1612 |
6 |
8,52 |
880 |
378 |
180 |
1438 |
Продолжение таблицы 2.3 | |||||
Период (месяц) |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)s, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
Налоги Т, млрд. руб. |
1 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
306 |
532 |
532 |
2064 |
180 |
2 |
316 |
532 |
532 |
1980 |
216 |
3 |
327 |
532 |
532 |
1879 |
259 |
4 |
341 |
532 |
532 |
1758 |
311 |
5 |
358 |
532 |
532 |
1612 |
373 |
6 |
378 |
532 |
532 |
1438 |
448 |