Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: причины возникновения и государственное регулиро

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы изучить внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды, причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды, особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах, а также в масштабах Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………..5
1.1. Причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды……………………………………………………….5
1.2. Особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах………………………………………………………………10
1.3. Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: в масштабах Республики Беларусь……………………………………………………………………………13
2. АНАЛИЗ: «ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ»………………………………………………….18
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….56

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

б) качество поверхностных  и подземных вод, когда самым  мощным источником загрязнения водных объектов являются бытовые стоки (около 65%);

в) рациональное использование земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях национальной экономики (эрозионно-опасные земли  занимают около 19 % территории страны);

г) сохранение ландшафтного и биологического разнообразия, что ослабляется под воздействием накопления производственных и бытовых отходов (ежегодно образуется примерно 30 млн. тонн отходов, из которых утилизируются лишь 13-15 %, а все остальное накапливается).

Следует признать, что  белорусское государство весьма активно использует широкий набор средств и методов, направленных на регулирование отрицательных внешних эффектов. Среди экономических методов в первую очередь выделим налоги и специальные сборы, а среди административных – нормы выбросов и другие нормативы, ограничивающие технологическое воздействие человека на природу.  Их несоблюдение оборачивается для хозяйствующих субъектов весьма жесткими наказаниями и штрафами.

Вместе с  тем на выбор средств и методов  регулирования формирования, внешних эффектор прямое воздействие оказывает специфика национальной экономической системы. Так, в условиях доминирования в национальной экономике государственного сектора, любые договоренности между предприятиями, тем более с участием частного бизнеса, по переуступке части прибыли с учетом экологических соображений оказываются невозможными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ: «ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА  В       ЗАКРЫТОЙ   ЭКОНОМИКЕ»

 

Исходные  данные

 

Исходные данные  задачи по теме «Фискальная и монетарная политика в закрытой экономике» (вариант 44.) представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Исходные данные.

 

Расчетный период времени

месяц 

Валюта 

млрд.руб. 

Спрос бизнеса  на инвестиционные товары (инвестиционные расходы)

I

280

млрд.руб./месяц

Госзакупки  правительства (государственные расходы)

G

180

млрд.руб./месяц

Налоговые выплаты

T

180

млрд.руб./месяц

Потребительские расходы  домохозяйств С=a+b•(Y-T)

а (автономное потребление)

108

млрд.руб./месяц

C=108+0,78(Y-T)

b (предельная  склонность к потреблению)

0,78

млрд.руб./млрд.руб.

Инвестиционные

расходы I=с-d•r,

млрд. руб.

Спрос на деньги

(M/P)d=е•Y-f•r,

млрд. руб.

Уровень цен

(коэффициент)

Номинальное

предложение

денег,

млрд. руб.

Дополните

льная

денежная 

база,

млрд. руб.

Норма обяза

тель

ных резер

вов

Норматив кассовых остатков ком

банков

Доля наличных денег в общей сумме кредитов

с

d

е

f

P

MS

H

R

b

g

480

12

0,98

103

2,03

1080

10,8

0,13

0,088

0,23


 

 

2.1. Задание   «Прогноз показателей национальной  экономики при проведении стимулирующей фискальной политики»

2.1.1. Для стимулирования  экономики правительство увеличивает  госзакупки  (госрасходы) по сравнению  с предыдущим периодом на 30 %. Рассчитаем  основные макропоказатели для  5 периодов, результаты расчетов  представим в таблице 2.2. Налоги T и цены P приняты на уровне первого периода.

 

Таблица 2.2 - Прогноз показателей национальной  экономики при проведении стимулирующей фискальной политики

Период (месяц)

Процентная  ставка r

Потребитель

ские расходы  C,  млрд. руб.

Инвестиционные  расходы  I, млрд. руб.

Государственные расходы  G,   млрд. руб.

Совокупные  расходы  E,  млрд. руб.

1

2

3

4

5

6

1

14,47

1577

306

180

2064

2

16,01

1703

288

234

2225

3

18,00

1867

264

304

2435

4

20,60

2080

233

395

2708

5

23,98

2357

192

514

3063

6

28,37

2717

140

668

3525

Продолжение таблицы 2.2

Период (месяц)

Сбережения  S,  млрд. руб.

Спрос на деньги (M/P)d,           млрд. руб.

Предложение денег (M/P)s,        млрд. руб.

Национальный  доход  Y,        млрд. руб.

Налоги,

1

7

8

9

10

 

1

306

532

532

2064

180

2

288

532

532

2225

180

3

264

532

532

2435

180

4

233

532

532

2708

180

5

192

532

532

3063

180

6

140

532

532

3525

180


 

Приведем пример расчета показателей для 2-го периода.

Государственные расходы (графа 5) найдем по формуле Gi = Gi-1  ·1.3 = 180 * 1,3 = 234 млрд. руб.

Предложение денег (графа 9) (M/P)s=Ms/P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.

Инвестиционные расходы  (графа 4)  I=c-d*r = 480 – 12 * 16,01 = 288 млрд. руб.

Национальный доход (графа 10) найдем по формуле Хикса:  Y=[f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s]/[f*(1-b)+d*e)] = [103 * (108 + 480 + 234 – 0,78 * 180) + 12 * 532] / [103 * (1 – 0,78) + 12 * 0,98] = 2225 млрд. руб.

Потребительские расходы  (графа 3)  C=a+b*(Y-T) = 108 + 0,78 * (2225 – 180) = 1703 млрд. руб.

Процентная ставка (графа 2) r = (Р * У * е – Мs) / f * Р =  (2,03*2225*0,98-1080) / (103*2,03) = 16,01

Спрос на деньги (графа 8) (M/P)d=e*Y-f*r = 0,98 * 2225 – 103 * 16,01 = 532 млрд. руб.

Совокупные расходы  (графа 6)  E=C+I+G = 1703 + 288 + 234 = 2225 млрд. руб.

Сбережения (графа 7)  S=Sp+Sg=(Y-T-G)+(T-G)=Y-C-G = 2225 – 1703 – 234 = 288 млрд. руб.

Правильность  расчетов контролируется выполнением  равенств: E=Y, I=S, (M/P)s=(M/P)d.

Покажем изменения  на графике IS/LM (рисунок 2.1). Графики строятся  в координатах: ось х - национальный доход Y; ось у - процентная ставка r.

На рисунке 2.1 изображены 7 графиков:

YLM = f(r);

YIS = f(r) (базовый и 5 прогнозируемых периодов).

 

Рисунок 2.1 -  Стимулирующая фискальная политика на графике  IS/LM

 

2.1.2. Покажем  на схеме двойного рынка информацию  по первому и шестому периодам (рисунки 2.2 и 2.3 соответственно).

Рисунок 2.2 -  Схема работы двойного рынка  при  проведении стимулирующей фискальной политики в первом периоде

Рисунок 2.3 -  Схема работы двойного рынка  при  проведении стимулирующей фискальной политики в шестом периоде

2.1.3. Т.о. явно  наблюдается побочный эффект стимулирующей фискальной политики государства - эффект вытеснения инвестиций.

G↑→Y↑→C↑→Md→r↑→I↓→Y↓

Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы  и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход У, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y при неизменном уровне спроса на деньги вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций.

2.1.4. На сколько процентов необходимо изменить государственные расходы, чтобы увеличить потребительские расходы на 10%?  За  основу принять функции IS и LM в базовом периоде (таблица 2.2).

Т.к. потребительские расходы рассчитываются по формуле:

C = a+b*(Y-T),

то в нашем  случае 1577*1,1 = 108 + 0,78 * (У – 180).

Тогда У = 2266 млрд. руб.

Т.к. E=Y, то совокупные расходы Е = 2266 млрд. руб.

E=C+I+G

тогда G = Е – С – I.

I=c-d*r = 480 – 12 * r, следовательно для расчета инвестиционных расходов необходимо найти как изменилась процентная ставка. Для этого используем равенство (M/P)S =(M/P)D.

(M/P)S=MS /P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.

(M/P)D=e·Y-f·r = 0,98 * 2266 – 103 * r = 532 млрд. руб., тогда r = 16,4.

I= 480 – 12 * r = 480 – 12 * 16,4 = 283 млрд. руб.

G = Е – С – I = 2266 – 1577 * 1,1 – 283 = 248 млрд. руб.

Следовательно, для увеличения потребительских расходов на 10% необходимо увеличить государственные расходы на 248 – 180 = 68 млрд. руб. или на 38%.

2.1.5. На сколько   процентов  изменятся потребительские  расходы при увеличении государственных  расходов  на  10%?  За  основу  принять функции IS и LM в базовом периоде (таблица 2.2).

G = Е – С – I = 180 * 1,1 = 198 млрд. руб.

Тогда С = Е – I – 198.

Е = У = (f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s)/(f*(1-b)+d*e)) = (103 * (108 + 480 + 198 – 0,78 * 180) + 12 * 532) / (103 * (1 – 0,78) + 12 * 0,98) = 2117 млрд. руб.

I = c-d*r = 480 – 12 * r, следовательно для расчета инвестиционных расходов необходимо найти как изменилась процентная ставка. Для этого используем равенство (M/P)S =(M/P)D.

(M/P)S=MS /P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.

(M/P)D=e·Y-f·r = 0,98 * 2117 – 103 * r = 532 млрд. руб., тогда r = 14,98.

I= 480 – 12 * r = 480 – 12 * 14,98 = 300 млрд. руб.

Тогда С = 2117 – 300 – 198 = 1619 млрд. руб.

Следовательно, при увеличении государственных  расходов на 10 % потребительские расходы  возрастут на 1619 – 1577 = 42 млрд. руб. или на 2,7%.

2.1.6. В шестом  периоде страна столкнулась с  политическим кризисом. В связи  с этим  активность бизнеса  упала (автономные инвестиции  с=300 млрд. руб.). Учитывая  стратегическую  неопределенность  домохозяйства, увеличили норму сбережения (b = 0.6). Как изменятся основные макроэкономические показатели? За основу принять функции IS и LM в базовом периоде (таблица 2.2)

Предложение денег не изменится (M/P)s=Ms/P = 1080 / 2,03 = 532 млрд. руб.

Спрос на деньги также не изменится (M/P)d= 532 млрд. руб.

Т.к. (M/P)d=e*Y-f*r = 0,98 * У – 103 * r = 532 млрд. руб.

r = (Р * У * е – Мs) / f * Р =  (2,03*У*0,98-1080) / (103*2,03) = (1,99 У – 1080) / 209,09 = 0,0095У – 5,165

Государственные расходы G = 234 млрд. руб.

Национальный доход Y=(f*(a+c+G-b*T)+d*(M/P)s)/(f*(1-b)+d*e)) = (103 * (108 + 300 + 234 – 0,6 * 180) + 12 * 532) / (103 * (1 – 0,6) + 12 * 0,98) = 1159 млрд. руб.

Т.к. (M/P)d=e*Y-f*r = 0,98 * 1159 – 103 * r = 532, то r = 5,86%.

Инвестиционные  расходы  I=c-d*r = 300 – 12 * 5,86 = 230 млрд. руб.

Потребительские расходы  C=a+b*(Y-T) = 108 + 0,6 * (1159 – 180) = 695млрд. руб.

Совокупные  расходы  E=C+I+G = 695 + 230 + 234 = 1159 млрд. руб.

Сбережения S=Sp+Sg=(Y-T-G)+(T-G) =Y-C-G = 1159 – 695 – 234 = 230 млрд. руб.

 

2.2. Задание   «Прогноз показателей национальной  экономики при проведении сдерживающей  фискальной политики»

2.2.1. Для сдерживания  экономики правительство увеличивает  в очередном периоде сбор налогов  по сравнению с предыдущим  периодом на 20 %. Рассчитать основные макропоказатели для 5 периодов (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Прогноз показателей национальной  экономики при проведении сдерживающей фискальной политики

Период (месяц)

Процентная  ставка  r

Потребительские расходы  C,   млрд. руб.

Инвестиционные расходы I,    млрд. руб.

Государственные расходы  G,         млрд. руб.

Совокупные  расходы  E,             млрд. руб.

1

2

3

4

5

6

1

14,47

1577

306

180

2064

2

13,67

1484

316

180

1980

3

12,71

1371

327

180

1879

4

11,56

1236

341

180

1758

5

10,18

1075

358

180

1612

6

8,52

880

378

180

1438

Продолжение таблицы 2.3

Период (месяц)

Сбережения  S,                млрд. руб.

Спрос на деньги (M/P)d,               млрд. руб.

Предложение денег (M/P)s,           млрд. руб.

Национальный  доход  Y,                   млрд. руб.

Налоги Т,

млрд. руб.

1

7

8

9

10

11

1

306

532

532

2064

180

2

316

532

532

1980

216

3

327

532

532

1879

259

4

341

532

532

1758

311

5

358

532

532

1612

373

6

378

532

532

1438

448

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: причины возникновения и государственное регулиро