Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: причины возникновения и государственное регулиро

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы изучить внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды, причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды, особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах, а также в масштабах Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………..5
1.1. Причины возникновения и государственное регулирование охраны окружающей среды……………………………………………………….5
1.2. Особенностей функционирования внешних эффектов в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды зарубежных странах………………………………………………………………10
1.3. Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: в масштабах Республики Беларусь……………………………………………………………………………13
2. АНАЛИЗ: «ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ»………………………………………………….18
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….56

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

В настоящее  время принята Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшие принципами экологической политики:

  • поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
  • снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
  • защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
  • социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
  • расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями  катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления, усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.

Согласно программе  социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:

  • приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
  • совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;
  • создание системы экологического страхования;
  • дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
  • экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
  • безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнении, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.

В современных  условиях должна существовать реальная возможность для проживания в благоприятной окружающей среде, качественная сторона которой соответствовала бы международным и государственным стандартам и нормативам, способствовала бы продолжительности жизни человека. В связи с этим должен быть создан всесторонний комплексный механизм реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду.

Ограниченность  природных ресурсов вызывает необходимость  повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий.

Поэтому необходимо комплексное решение хозяйственных  проблем с учетом требований природной  среды и наоборот. Противостояние экономики и экологии должно решаться в современных условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений.

 

    1.  Особенностей функционирования   внешних эффектов  в рыночной экономике и экономические проблемы  охраны окружающей среды зарубежных странах

 

Увеличение  объёмов производства, усиление негативного  воздействия на окружающую среду, сокращение запасов природных ресурсов создают  угрозу экологической безопасности стран и регионов, препятствуют их устойчивому социально - экономическому развитию, соблюдению принципов прав человека на благоприятную среду, платности природопользования и возмещения вреда. Аналогичные процессы происходят и в России, что связано с незначительными объёмами экологоориентированных инвестиций и инноваций, отсутствием эффективных систем эколого-экономического управления и финансирования.

Основными источниками  финансового обеспечения перехода к устойчивому развитию, создания систем экологического управления, решения природоохранных проблем в большинстве государств являются экологические налоги, платежи и сборы. Это определяет необходимость изучения соответствующего зарубежного опыта.

Экологизированная налоговая политика включает льготное налогообложение, освобождение от уплаты налогов, налогообложение опасной продукции. Она стимулирует развитие эколого-сбалансированных производств и видов деятельности, ограничивает развитие опасных технологий, аккумулирует средства для целевого решения природоохранных проблем.

Опыт развитых стран (Великобритания, Германия, США, Франция) показывает, что целью налоговых реформ является стабилизация налоговой системы, позволяющая сократить до разумного минимума необходимость изменения правил в будущем, обеспечивающая компаниям возможность выбора оптимальных технологий и характера деятельности.

В зарубежных государствах в числе экологических налогов  широко распространены "углеродный" и "серный" налоги, налоги на перерабатываемую тару. В странах Евросоюза используются налоги за загрязнение атмосферного воздуха, "шумовые загрязнения", на отходы нефтепродуктов, опасные и токсичные отходы, акцизные налоги на одноразовые упаковку и тару, смазочные масла, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и пестициды, аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть, старые автомобили.

Для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере  Земли, решения проблемы энергоэффективности  зарубежными учёными выдвигается  идея введения международного налога на углекислоту и установления квот на её безналоговое производство.

Для увеличения цены на экологически вредную продукцию  в целях снижения её потребления  вводятся специальные налоги. Например, в США в 1989 году введён налог на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения.

Существуют  примеры сочетания налогов с торговлей выбросами парниковых газов. Так, в Великобритании система торговли выбросами функционирует с августа 2001 года, нейтрализует "климатический" налог на потребление энергии, введённый в апреле 2001 года. За сокращение выбросов углекислого газа предприятия могут получить восьмидесятипроцентную скидку по его уплате, денежную компенсацию от правительства, продать сокращённые единицы выбросов (таблица 2).

Основные меры и результаты экологической налоговой  политики ряда зарубежных стран представлены в таблице 2.

Таблица 2. Системы экологического налогообложения зарубежных стран.

Меры политики, страна, год введения

Описание, результаты

1.Налогообложение токсичных отходов, Германия, 1991 г.

Снижение образования  токсичных отходов за 3 года на 15 %

2. налоги на  загрязненные воды, Нидерланды, 1970 г. 

Сокращение  на 72 - 99 % промышленных выбросов тяжёлых  металлов в воды, контролируемые регионами

3. Налоги на  выбросы окислов серы, Швеция, 1991 г. 

Сокращения  выбросов на 15 - 20 % в течение 1989 - 1995 годов

4. Налоги на  вещества, разрушающие озоновый  слой, США, 1990 г.

Сокращение  и принудительное постепенное прекращение  их производства

5. Налоги на  выбросы двуокиси углерода, Норвегия, 1991 г.

Снижение выбросов на  3 - 4 %


   

 

Мировым сообществом  рассматриваются вопросы об обязательном введении международных и внутренних экологических налогов. Это позволит перераспределить финансовые ресурсы от развитых стран, сильно загрязняющих среду, к менее развитым, обеспечить ресурсами создание безотходных технологий.

Таким образом, можно констатировать, что в зарубежных странах накоплен и апробирован  значительный опыт управления и финансирования в экологической сфере на основе систем экологического налогообложения. Он может быть эффективно использован  в Российской Федерации.

 

1.3 Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы  охраны окружающей среды:  в масштабах Республики Беларусь

 

Охрана окружающей среды и рациональное использования  ее ресурсов в условиях бурного роста  промышленного производства стало одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу  необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижение  человеческого общества,  характеристикой уровня цивилизации. Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках «Программы ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). К главным направлением деятельности ЮНЕП относиться экологические проблемы населенных пунктов, а также проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики.

Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается  в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой  и использованием недр.  

Под экономически ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации  в  результате антропогенной деятельности. Экономический ущерб так же включает затраты, вызываемые необходимостью ликвидации последствий загрязнения или истощение природной среды. Их величина определяется расходами на компенсацию негативных влияний этого воздействия  на различные хозяйственные объекты. Это прежде всего затраты на создание очистных сооружений и их работу. Величина их значительно меняется в зависимости от предлагаемой степени отчистки: по мере ее повышения расходы на очистные сооружения возрастают прогрессивно.

В промышленности экономический ущерб может определяться также затратами на возмещение недополученной продукции  в результате негативного воздействия на окружающую  среду (например, снижение производства продукции лесной промышленности из-за сокращения или гибели местных лесных ресурсов), дополнительными расходами на ремонту содержание основных фондов, подвергшиеся ускоренному износу в зоне загрязнения. 

Снижение урожайности  сельскохозяйственных культур и  продуктивности животноводства на загрязненных территориях вызывает дополнительные затраты на закупку этой продукции  в других районах.

Ущерб в коммунальном хозяйстве из-за загрязнения среды  можно рассматривать  как дополнительные затраты на уборку улиц, более частую покраску зданий, их ремонт и т.п.

В составе затрат, вызываемых воздействием загрязненной среды, должны учитываться и затраты, вызываемые вторичными загрязнениями (от сжигания отходов их проникновения в окружающую среду в процессе хранения).

Таким образом, экономический ущерб является комплексной  величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельными видами реципиентов  от загрязнения различных природных сред – воздушного бассейна, водных источников, земель, лесных экосистем.

Загрязненная  окружающая среда может отрицательно воздействовать на «реципиентов». Эти  отрицательные воздействия проявляются  в основном в повышении заболеваемости  людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования.

Благодаря применяемым  мерам по охране окружающей среды, а  также сохранившемуся историческому  наследию белорусский край располагает весьма мощным экологическим  потенциалом. Находясь в центре Европы, Беларусь обладает действенной национальной экологической сетью, где высока доля сплошных массивов ненарушенных или слабо нарушенных региональных экосистем (природные комплексы), соединенных экологическими коридорами. 

Следует отметить, что Беларусь – одно из первых государств мира, принявшее Национальную стратегию  устойчивого развития, где четко  сформулирован экологический императив (безусловный принцип поведения), которой следует учитывать при разработке экономической политики. Социально-экономические благополучие страны рассматривается сквозь призму экологического благополучия. В соответствии с законодательством Республики Беларусь такая концепция обновляется один раз в пять лет и разрабатывается на 15-летний период.

В качестве основных объектов природоохранных мероприятий  выделяются:

а) защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах  и промышленных центрах  Беларуси с учетом того, что на единицу ВВП предприятия Беларуси выбрасывают в атмосферу в 1,5 – 2,0 раза больше  загрязняющих веществ по сравнению с передовыми странами. Национальная политика Беларуси в области управления качеством атмосферного воздуха включает установление предельных выбросов для каждого предприятия;  установление норм выбросов для отдельных источников с учетом технического состояния; энергосбережения;

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и экономические проблемы охраны окружающей среды: причины возникновения и государственное регулиро