Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность внешнеторговой политики и ее инструменты.
2. Рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке.
3. Рассмотреть внешнеторговую политику РФ.
Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. Что же лежит в основе этого выигрыша от международной торговли? Главной предпосылкой возникновения любого рынка является разделение труда. Это справедливо и для мирового рынка. Как было выяснено выше, в случае мирового рынка и международной торговли речь идет о международном разделении труда, влекущем за собой международную кооперацию труда, т. е. межстрановый обмен материальными благами. Международный обмен товарами и услугами, который строится на основе МРТ, взаимовыгоден для всех стран-участниц мирового рынка. Международная торговля — средство, с помощью которого страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых товаров и услуг и повышать уровень благосостояния. Приведенный выше тезис имеет и теоретическое обоснование — принцип сравнительных преимуществ, который был сформулирована Давидом Рикардо.
Теория
сравнительных преимуществ
Итак, теория сравнительных преимуществ — если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками то сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективно, чем в другой.
Международный обмен товарами и услугами приносит выгоду всем его участникам на мировом рынке. Вместе с тем международная торговля представляет собой сферу мировой экономики, где очень часто возникают разного рода конфликты. В этой связи встает проблема их предотвращения, что предполагает наличие некоторого комплекса мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Государства здесь могут придерживаться Двух подходов:
• политики свободной торговли — политики либерализации внешней торговли (фритредерство), предполагающей минимальное государственное вмешательство во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения; политика свободной торговли, таким образом, открывает внутренний рынок той или иной страны для иностранной конкуренции;
• торговой политики протекционизма — государственной политики защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
К сведению. Если прослеживать в историческом аспекте смену этих двух направлений в мировой торговле, то можно выделить следующие этапы:
• конец XV — начало XIX в. — период, когда практически во всех развитых странах преобладала политика протекционизма, которая, как считалось, должна была содействовать подъему национальной экономики;
• XIX в. — начало XX в. (до Первой мировой войны) — господство политики фритредерства, которая навязывалась Великобританией - мировым лидером с наиболее высокой производительностью труда в то время;
• Первая мировая война — Вторая мировая война — господство протекционизма, который неизбежен в условиях международных политических конфликтов. В межвоснный период свободному развитию мировой торговли помешала Великая депрессия 1929—1933 гг.;
• начиная с середины XX в. и по настоящее время имеет место все более нарастающая тенденция свободной торговли, при этом в рамках некоторых региональных экономических объединений интеграционного типа вообще сняты все препятствия для перемещения товаров, услуг и факторов производства.
Государства, реализуя внешнюю экономическую политику, могут придерживаться политики свободной торговли, протекционизма или умеренной торговой политики, сочетающей элементы и протекционизма и фритредерства. Основные задачи государства, осуществляющего политику протекционизма, заключаются в следующем: во-первых, помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав национальные товары более конкурентными на международном рынке, и, во-вторых, ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому методы государственного регулирования направлены обычно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и на форсирование экспорта. Главные инструменты государственного регулирования международной торговли представлены на рисунке 2.
Рис. 2 Инструменты государственного регулирования международной торговли
Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенного тарифа — косвенного налога, подлежащего уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. На сумму этого налога увеличивается цена данного товара.
К сведению. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и прочих факторов может быть применена политика тарифной эскалации — разновидность тарифной политики, применяющая повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Страны могут использовать тарифную квоту (контингент) — разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от импорта товаров: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа; при превышении этих пределов — по более высокой, сверхквотной, ставке.
Что касается экспортного тарифа, которым облагаются вывозимые товары, то в большинстве развитых стран он просто не существует и применяется в основном развивающимися странами в отношении товаров традиционного экспорта (кофе в Бразилии, нефть в России).
Нетарифные методы торговой политики в политическом плане считаются предпочтительными, так как не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. К этим методам относят количественные ограничения, скрытые методы торговой политики, финансовые методы и неэкономические методы регулирования.
Количественные ограничения — форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту:
1. Квотирование (контингентирование) — ограничение экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
2.
Лицензирование —
3.
Добровольное ограничение
Скрытые методы торговой политики (скрытый протекционизм) — разнообразные барьеры нетаможенного характера. В их числе:
1.
Технические барьеры —
2. Внутренние налоги и сборы — направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.
3.
Политика в рамках
4.
Требование о содержании
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.
Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.
Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:6
1.
Установление стабильного
2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.
3.
Всемерное привлечение и
4.
Проведение активной
5.
Стимулирование экономического
развития по пути научно-
По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, Позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.
К этим чертам относят:
1.
Развитую научно-техническую
2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.
3. Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других
квалифицированных специалистов.
4.
Достаточно высокий показатель
«индекса человеческого
Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.
В
целях регулирования операций по
импорту и экспорту, в том числе
для защиты внутреннего рынка
РФ и стимулирования прогрессивных
структурных изменений в
Информация о работе Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции