Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность внешнеторговой политики и ее инструменты.
2. Рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке.
3. Рассмотреть внешнеторговую политику РФ.

Работа содержит 1 файл

Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

      2. 2 Принцип сравнительных преимуществ как основа международной торговли

    Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. Что же лежит в основе этого выигрыша от международной торговли? Главной предпосылкой возникновения любого рынка является разделение труда. Это справедливо и для мирового рынка. Как было выяснено выше, в случае мирового рынка и международной торговли речь идет о международном разделении труда, влекущем за собой международную кооперацию труда, т. е. межстрановый обмен материальными благами. Международный обмен товарами и услугами, который строится на основе МРТ, взаимовыгоден для всех стран-участниц мирового рынка. Международная торговля — средство, с помощью которого страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых товаров и услуг и повышать уровень благосостояния. Приведенный выше тезис имеет и теоретическое обоснование — принцип сравнительных преимуществ, который был сформулирована Давидом Рикардо.

    Теория  сравнительных преимуществ оперирует  понятием альтернативной цены. Альтернативная цена — рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара. В нашем примере альтернативная цена товара 1 (альтернативные издержки) будут составлять для страны I — А12, а для страны II — А1'/А2', где A1 и А2 — время, необходимое для производства соответственно товаров 1 и 2 в 1-й стране. Показатели со «штрихами» будут отражать ситуацию во II-й стране.

    Итак, теория сравнительных преимуществ — если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками то сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективно, чем в другой.

    2. 3 Государственная политика в области внешней торговли

    Международный обмен товарами и услугами приносит выгоду всем его участникам на мировом рынке. Вместе с тем международная торговля представляет собой сферу мировой экономики, где очень часто возникают разного рода конфликты. В этой связи встает проблема их предотвращения, что предполагает наличие некоторого комплекса мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Государства здесь могут придерживаться Двух подходов:

    • политики свободной торговли — политики либерализации внешней торговли (фритредерство), предполагающей минимальное государственное вмешательство во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения; политика свободной торговли, таким образом, открывает внутренний рынок той или иной страны для иностранной конкуренции;

    • торговой политики протекционизма — государственной политики защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

    К сведению. Если прослеживать в историческом аспекте смену этих двух направлений в мировой торговле, то можно выделить следующие этапы:

    • конец XV — начало XIX в. — период, когда практически во всех развитых странах преобладала политика протекционизма, которая, как считалось, должна была содействовать подъему национальной экономики;

    • XIX в. — начало XX в. (до Первой мировой войны) — господство политики фритредерства, которая навязывалась Великобританией - мировым лидером с наиболее высокой производительностью труда в то время;

    • Первая мировая война — Вторая мировая война — господство протекционизма, который неизбежен в условиях международных политических конфликтов. В межвоснный период свободному развитию мировой торговли помешала Великая депрессия 1929—1933 гг.;

    • начиная с середины XX в. и по настоящее время имеет место все более нарастающая тенденция свободной торговли, при этом в рамках некоторых региональных экономических объединений интеграционного типа вообще сняты все препятствия для перемещения товаров, услуг и факторов производства.

    Государства, реализуя внешнюю экономическую  политику, могут придерживаться политики свободной торговли, протекционизма или умеренной торговой политики, сочетающей элементы и протекционизма и фритредерства. Основные задачи государства, осуществляющего политику протекционизма, заключаются в следующем: во-первых, помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав национальные товары более конкурентными на международном рынке, и, во-вторых, ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому методы государственного регулирования направлены обычно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и на форсирование экспорта. Главные инструменты государственного регулирования международной торговли представлены на рисунке 2.

    Рис. 2 Инструменты государственного регулирования международной торговли

    Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенного тарифа — косвенного налога, подлежащего уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. На сумму этого налога увеличивается цена данного товара.

    К сведению. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и прочих факторов может быть применена политика тарифной эскалации — разновидность тарифной политики, применяющая повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Страны могут использовать тарифную квоту (контингент) — разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от импорта товаров: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа; при превышении этих пределов — по более высокой, сверхквотной, ставке.

    Что касается экспортного тарифа, которым облагаются вывозимые товары, то в большинстве развитых стран он просто не существует и применяется в основном развивающимися странами в отношении товаров традиционного экспорта (кофе в Бразилии, нефть в России).

    Нетарифные методы торговой политики в политическом плане считаются предпочтительными, так как не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. К этим методам относят количественные ограничения, скрытые методы торговой политики, финансовые методы и неэкономические методы регулирования.

    Количественные ограничения — форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту:

    1. Квотирование (контингентирование) —  ограничение экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

    2. Лицензирование — регулирование  внешнеэкономической деятельности  через разрешения на экспорт  или импорт товаров в установленных количествах за определенный промежуток времени.

    3. Добровольное ограничение экспорта  — количественное ограничение  экспорта, основанное на обязательстве  одного из партнеров по торговле  ограничить или, по крайней  мере, не расширять объемы экспорта, принятого в рамках соглашения об установлении квот на экспорт.

    Скрытые методы торговой политики (скрытый протекционизм) — разнообразные барьеры нетаможенного характера. В их числе:

    1. Технические барьеры — требования  соблюдения национальных стандартов, получения сертификатов качества импортной продукции, требования специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдения санитарно-гигиенических норм и т. д.

    2. Внутренние налоги и сборы  — направлены на повышение  внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

    3. Политика в рамках государственных  закупок — требования государственных органов к предприятиям покупать товары только у национальных фирм, даже если эти товары дороже импортных.

    4. Требование о содержании местных  компонентов в производимых товарах, чтобы поддержать занятость в национальной экономике и ограничить импорт.

 

    3. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ  ПОЛИТИКА РФ

    3.1 Внешнеэкономические связи России

    Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

    Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.

    Для преодоления разрыва, отделяющего  Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:6

    1. Установление стабильного политического  режима.

    2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.

    3. Всемерное привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.

    4. Проведение активной внешнеторговой  политики, сочетающей экспертно ориентированность производства с импорта замещением.

    5. Стимулирование экономического  развития по пути научно-технического  прогресса.

    По  мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, Позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

    К этим чертам относят:

    1. Развитую научно-техническую базу.

    2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

    3. Высокий кадровый потенциал, в  особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других

    квалифицированных специалистов.

    4. Достаточно высокий показатель  «индекса человеческого развития».  Он учитывает ВВП на душу  населения, ожидаемую продолжительность  жизни и уровень образования.

    Обеспечение экономической безопасности заключается  в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

    3. 2 Единство регулирования

    В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе  для защиты внутреннего рынка  РФ и стимулирования прогрессивных  структурных изменений в экономике  РФ, устанавливаются импортные и  экспортные таможенные пошлины. Экспорт  из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

Информация о работе Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции